> Вполне искренне мечтая сделать из Монголии "вторую Японию", Ринчино со товарищи объявили главными врагами модернизации кочевничество и буддизм.
Монгольские леваки могли мечтать о чём угодно, но реальная модернизация Мэйдзи проводилась традиционалистами в опоре на японскую традицию, включая реставрацию власти императора и свержение прозападных элит.
>разве такое своеобразное понимание причинности советской интеллигенцией кого-о может удивить?
Разумеется. Советская историография и Петра I, и даже Ивана Грозного умудрилась трактовать примерно в этом духе.
(Насчёт Грозного и так всё понятно, а насчёт Петра: он так-то прекратил откровенно полонофильскую политику непосредственных предшественников, сместив образец на по-настоящему передовые - и заведомо не могущие поглотить Россию! - страны, в меру своего понимания адаптировал полезные на его взгляд западные нормы под отечественные реалии, а также, внезапно, легализовал старообрядцев - пусть и на условии двойной дани. Ну и вообще, полноценная вестернизация дворянства - это уже только времена Елизаветы, если не Екатерины.)
Вряд ли я смогу сейчас что-то такое конкретное ответить… Тут “думать надо” (и читать лонгриды), а у меня сейчас маловато времени. Но в целом японская политика - “научится бить варваров их же оружием”, как-то так, при этом стараясь попадать в зависимость как можно меньше. Например, в плане экономики, Япония старалась привлекать как можно меньше иностранных инвестиций (так что не было никакого “Бельгийского анонимного общества токийских трамваев”, чего вполне можно было ожидать, если знать, что бельгийцы строили трамваи по всему миру. Нет, у японцев было по принципу “сами, все сами”), а модернизация оплачивалась из собственных средств, за счет “самоэксплуатации” (кажется, на фабрике в Томиоке - одной из первых современных текстильных фабрик Японии - рабочие имели два выходных дня в месяц и жили на казарменном положении). Японцам еще повезло, что, хоть они не имели ресурсов, интересных для запада, у них был хотя бы один товар, который хорошо шел на экспорт, шелк. “Шелкойены” тоже шли на оплату модернизации. Или история с “приглаженными
( ... )
В плане опоры на собственные силы в первую очередь - в принципе, да. Но при этом мэйдзийская Япония не противопоставляла себя западу в идеологическом плане. То есть они, конечно, считали себя лучше западных варваров (да в принципе и сейчас так считают), но при этом стремились встроиться в западную систему (в том числе и в колониальную систему, в роли колонизаторов, конечно, см, 55 дней в Пекине).
Идеологический раскол начался позже, уже после ПМВ, когда японцы поняли, что несмотря на все их усилия запад их воспринимает в лучшем случае как... ну, эдаких забавных обезьянок, которые напялили европейские одежды (это сравнение отражает тогдашний расизм, а не мое личное отношение, естественно ;)
Спасибо, как раз то, что я и имел виду. Про степень "самоэксплуатации" не знал, но многое объясняет... становится понятно, почему без явного резкого падения уровня жизни а-ля 1917-1921 или 1927-1932 в России, для простых японцев Карафуто 1940-х сталинский СССР (!!!) казался страной с высоким уровнем жизни.
> Вполне искренне мечтая сделать из Монголии "вторую Японию", Ринчино со товарищи объявили главными врагами модернизации кочевничество и буддизм.
Монгольские леваки могли мечтать о чём угодно, но реальная модернизация Мэйдзи проводилась традиционалистами в опоре на японскую традицию, включая реставрацию власти императора и свержение прозападных элит.
Reply
Но в целом разве такое своеобразное понимание причинности советской интеллигенцией кого-о может удивить?
Reply
>разве такое своеобразное понимание причинности советской интеллигенцией кого-о может удивить?
Разумеется. Советская историография и Петра I, и даже Ивана Грозного умудрилась трактовать примерно в этом духе.
(Насчёт Грозного и так всё понятно, а насчёт Петра: он так-то прекратил откровенно полонофильскую политику непосредственных предшественников, сместив образец на по-настоящему передовые - и заведомо не могущие поглотить Россию! - страны, в меру своего понимания адаптировал полезные на его взгляд западные нормы под отечественные реалии, а также, внезапно, легализовал старообрядцев - пусть и на условии двойной дани. Ну и вообще, полноценная вестернизация дворянства - это уже только времена Елизаветы, если не Екатерины.)
Reply
Reply
То что тут описано - натуральное чучхе и сонгун)
Reply
В плане опоры на собственные силы в первую очередь - в принципе, да. Но при этом мэйдзийская Япония не противопоставляла себя западу в идеологическом плане. То есть они, конечно, считали себя лучше западных варваров (да в принципе и сейчас так считают), но при этом стремились встроиться в западную систему (в том числе и в колониальную систему, в роли колонизаторов, конечно, см, 55 дней в Пекине).
Идеологический раскол начался позже, уже после ПМВ, когда японцы поняли, что несмотря на все их усилия запад их воспринимает в лучшем случае как... ну, эдаких забавных обезьянок, которые напялили европейские одежды (это сравнение отражает тогдашний расизм, а не мое личное отношение, естественно ;)
Reply
Спасибо, как раз то, что я и имел виду. Про степень "самоэксплуатации" не знал, но многое объясняет... становится понятно, почему без явного резкого падения уровня жизни а-ля 1917-1921 или 1927-1932 в России, для простых японцев Карафуто 1940-х сталинский СССР (!!!) казался страной с высоким уровнем жизни.
Reply
Leave a comment