Вряд ли я смогу сейчас что-то такое конкретное ответить… Тут “думать надо” (и читать лонгриды), а у меня сейчас маловато времени. Но в целом японская политика - “научится бить варваров их же оружием”, как-то так, при этом стараясь попадать в зависимость как можно меньше. Например, в плане экономики, Япония старалась привлекать как можно меньше иностранных инвестиций (так что не было никакого “Бельгийского анонимного общества токийских трамваев”, чего вполне можно было ожидать, если знать, что бельгийцы строили трамваи по всему миру. Нет, у японцев было по принципу “сами, все сами”), а модернизация оплачивалась из собственных средств, за счет “самоэксплуатации” (кажется, на фабрике в Томиоке - одной из первых современных текстильных фабрик Японии - рабочие имели два выходных дня в месяц и жили на казарменном положении). Японцам еще повезло, что, хоть они не имели ресурсов, интересных для запада, у них был хотя бы один товар, который хорошо шел на экспорт, шелк. “Шелкойены” тоже шли на оплату модернизации. Или история с “приглаженными иностранцами” (инженерами и другими специалистами). Им платили баснословные деньги но… главным условием было то, что бы они готовили себе смену из местных. И действительно, за пару десятилетий удалось воспитать японскую смену. “Приглашенных иностранцев” вполне достойно отблагодарили - они получили огромные пенсии и даже право на японское гражданство (которое и сейчас получить иностранцу крайне сложно), но на смену им пришли японцы. Кстати, японское правительство очень большое внимание уделяло образованию, Императорский технический колледж Токио (основан в 1873 году) имел самые передовые лаборатории на тот момент.
Так что в общем, если в двух словах, основным принципом было максимально учится у запада, но при этом минимально зависть от него. Как-то так.
Правда, и без “низкопоклонства” не обходилось. С “пережитками феодализма” вполне себе боролись. Было даже движение за запрет борьбы сумо… И еще было движение за переход на латиницу, даже книги на латинице издавались, но не то, что бы сколько-нибудь массово. К началу 20 века само на нет сошло.
Зато сильно “прилетело” буддизму. Но не в рамках “низкопоклонства”, а наоборот, в целях возвращения к корням. Японские элиты действительно были националистическими (хотя можно сказать, что концепция современного национализма тоже пришла с запада - и, конечно, легла на благодатную почву), а буддизм воспринимали как “наносное”, а де-факто государственной религией сделали “посконный” синтоизм. Нельзя сказать, что буддизм подвергался гонениям - но поддержки однозначно лишился. Хотя до этого ситуация была обратной, буддизм был религией элит (самураев), а синтоизм - простого народа. Вернее, пропорции были такими (т.е. в сторону буддизма в социальных верхах и в сторону синтоизма в народе), так-то практически все японцы являются буддистами и синтоистами одновременно. Чистые синтоисты (их очень мало) есть только в ультранационалистической среде. Чистые буддисты… ну, наверное, тоже есть.
В плане опоры на собственные силы в первую очередь - в принципе, да. Но при этом мэйдзийская Япония не противопоставляла себя западу в идеологическом плане. То есть они, конечно, считали себя лучше западных варваров (да в принципе и сейчас так считают), но при этом стремились встроиться в западную систему (в том числе и в колониальную систему, в роли колонизаторов, конечно, см, 55 дней в Пекине).
Идеологический раскол начался позже, уже после ПМВ, когда японцы поняли, что несмотря на все их усилия запад их воспринимает в лучшем случае как... ну, эдаких забавных обезьянок, которые напялили европейские одежды (это сравнение отражает тогдашний расизм, а не мое личное отношение, естественно ;)
Спасибо, как раз то, что я и имел виду. Про степень "самоэксплуатации" не знал, но многое объясняет... становится понятно, почему без явного резкого падения уровня жизни а-ля 1917-1921 или 1927-1932 в России, для простых японцев Карафуто 1940-х сталинский СССР (!!!) казался страной с высоким уровнем жизни.
Так что в общем, если в двух словах, основным принципом было максимально учится у запада, но при этом минимально зависть от него. Как-то так.
Правда, и без “низкопоклонства” не обходилось. С “пережитками феодализма” вполне себе боролись. Было даже движение за запрет борьбы сумо… И еще было движение за переход на латиницу, даже книги на латинице издавались, но не то, что бы сколько-нибудь массово. К началу 20 века само на нет сошло.
Зато сильно “прилетело” буддизму. Но не в рамках “низкопоклонства”, а наоборот, в целях возвращения к корням. Японские элиты действительно были националистическими (хотя можно сказать, что концепция современного национализма тоже пришла с запада - и, конечно, легла на благодатную почву), а буддизм воспринимали как “наносное”, а де-факто государственной религией сделали “посконный” синтоизм. Нельзя сказать, что буддизм подвергался гонениям - но поддержки однозначно лишился. Хотя до этого ситуация была обратной, буддизм был религией элит (самураев), а синтоизм - простого народа. Вернее, пропорции были такими (т.е. в сторону буддизма в социальных верхах и в сторону синтоизма в народе), так-то практически все японцы являются буддистами и синтоистами одновременно. Чистые синтоисты (их очень мало) есть только в ультранационалистической среде. Чистые буддисты… ну, наверное, тоже есть.
Reply
То что тут описано - натуральное чучхе и сонгун)
Reply
В плане опоры на собственные силы в первую очередь - в принципе, да. Но при этом мэйдзийская Япония не противопоставляла себя западу в идеологическом плане. То есть они, конечно, считали себя лучше западных варваров (да в принципе и сейчас так считают), но при этом стремились встроиться в западную систему (в том числе и в колониальную систему, в роли колонизаторов, конечно, см, 55 дней в Пекине).
Идеологический раскол начался позже, уже после ПМВ, когда японцы поняли, что несмотря на все их усилия запад их воспринимает в лучшем случае как... ну, эдаких забавных обезьянок, которые напялили европейские одежды (это сравнение отражает тогдашний расизм, а не мое личное отношение, естественно ;)
Reply
Спасибо, как раз то, что я и имел виду. Про степень "самоэксплуатации" не знал, но многое объясняет... становится понятно, почему без явного резкого падения уровня жизни а-ля 1917-1921 или 1927-1932 в России, для простых японцев Карафуто 1940-х сталинский СССР (!!!) казался страной с высоким уровнем жизни.
Reply
Leave a comment