Синонимы

Sep 04, 2019 20:10

10. Синонимы. 2019, Израиль, Франция, драма, Надав Лапид.
Тут сложно...
В самом начале я как-то не сразу врубилась. Совершенно голый человек выскакивает из квартиры на лестницу и бежит по ней. "Ага!", - думаю: "Это инженер Щукин. Свечка! Сейчас вернется, а дверь захлопнулась." Он что-то кричит, ломится к соседям, зовет на помощь - никто не выходит. Потом возвращается в квартиру - дверь открыта. Не Щукин. Жалуется соседям, что у него всё украли. "Это - хитрость!" - думаю: "Он это нарочно, чтобы привлечь внимание."
Но в конце концов дошло, что всё - чистая монета. Он почему-то вошел в какую-то огромную квартиру, бросил вещи, разделся, одежду тоже бросил в комнате и пошел в ванную мыться. И тут как раз зашли воры - как догадались? почему дверь не запер? - и действительно всё умыкнули. А квартира не его, в ней даже ничего нет: ни скатерти, ни занавески - ничего, чтобы хотя бы завернуться.
Сама квартира огромная. Не скажу, что в Израиле таких нет, но не видела. Если где-то и есть, я в таких не бываю. И пол паркетный. Это тоже в Израиле редкость (сырость и очень дорогая древесина, полы керамические, иногда с линолеумом или с ковровым покрытием). Поэтому догадалась, что это всё правда в Париже. Еще архитектура на улице, где он перед этим шел, была европейская.
При этом в шикарной квартире ванная какая-то убогая и вода еле льется.
И вот каким образом в Париже обнаруживается пустая и открытая квартира, куда каждый может зайти, бросить вещи, помыться, украсть брошенные вещи?..
Однако, это символизм. Квартира - объяснят мне кинознатоки - это символ Чужой Страны, которая выглядит шикарной и великолепной, но пришельца оставляет голым и отчаявшимся.
Потом в квартиру приходят соседи. Он к ним стучался, кричал, но у них реакция с большой задержкой: только через некоторое время решили всё-таки посмотреть, что там происходит. Он за это время почти копыта откинул.
Но они его спасли. (В рецензиях предлагают посмотреть фильм "Мечтатели" и понять, что спасли не просто так, а с нехорошими целями.) И оказались нетипичными французами. Потому что у меня про французов такая стигма, что они - те еще жлобы. Жадные, в общем. (Немцы тоже жадные, потому что на стол кладут конфеты по числу гостей, а в кафе каждый платит за себя.) А эти французы не только спасли пришельца, но и снабдили его одеждой, деньгами, телефоном... Еще одна рецензия говорит, что это - аллюзия на прием беженцев в Европе: их тоже заваливают всякими благами, нет чтобы так и оставить голыми.
И он отправляется жить уже не в такую шикарную квартиру. Как он ее снял, как подписывал контракт, какие другие французские придурки его туда пустили - остается за кадром.

Ну вот. Дальше он много ругает Израиль, говорит, что его переживет, что Израилю хана и вообще нет более мерзкой страны. Отказывается говорить на иврите и усердно учит французский. Питается самыми дешевыми продуктами, подрабатывает как может.

Чем это кончится, было совершенно очевидно. Еще при чтении аннотации к фильму. В конце всё тоже очень символично: персонаж ломится в запертую дверь (а вот теперь его не пускают в райскую Чужую Страну) и говорит: "Ты не представляешь, как тебе повезло быть французом!"
Вот я тоже часто думаю: как повезло тем, кто родился где нужно, кем нужно и без всяких проблем. Датчанин в Дании, немец в Германии, норвежец в Норвегии... Но они же и не способны понять, как им повезло, а ведь могло быть иначе.
А ты тут разбирайся с самоидентификацией.

Но как отнестись к фильму?! Первый слой - его снял лютый враг Израиля.
Вот был термин "антисоветчик". Очень такой емкий и понятный. А как сконструировать такое же слово, но не про Советский союз, а про Израиль? Нет, "антисемит" не предлагать! Они, конечно, праваки доказывают, что все, кто имеют что-то против Израиля - просто антисемиты. Но всё не так просто, а в этом утверждении есть что-то подловатое.
При том после этого фильма я даже подумала, что в ненавистном тезисе ненавистного Тарна: "Левый - значит, подлый", какая-то небольшая сермяжная правда есть. Если считать, что фильм снят таким отчаянно левым, что не скрывает ненависти к Израиля.
Хотя и наоборот: "Правый - значит, расист, шовинист, сторонник геноцида" - читала я когда-то правые форумы...

Ну ладно. Это же только первый слой фильма. Но герой же всё-таки разочаровался во Франции. Там все врут, никакой свободы. И разврат сплошной. И "Марсельеза" - сплошной милитаризм (это перевод там странный, я ведь ее помню наизусть на французском - там упор на то, что пришли враги и надо от них защищаться, а не вообще "давайте на всех нападем", как получается в переводе).

Решила почитать, что умные люди пишут. Надо сказать, что, может быть, они и умные, но вот с грамотностью у них не очень. Почти не попадалось рецензии, в которой не было бы разных грамматических и синтаксических ошибок. Вот, кажется, пишет образованный человек, а ТСЯ и ТЬСЯ путает. И т.д. Ну да ладно.
Но такой разброс мнений! Оценки по десятибалльной шкале колеблются от 2 до 10. А понимание... Один пишет: фильм снят по заказу сионистов, они и договорились, чтобы дали приз "Золотой медведь", чтобы показать израильтянам: уезжать не надо, в других странах (тоже) плохо (еще хуже), всё равно ведь вернетесь. Другой пишет: фильм разоблачает Израиль, показывает, что из него надо срочно валить. И нечего из Франции драпать в Израиль, а то в последнее время тоже куча понаехала, все квартиры скупили. Кто-то считает, что в Израиле царят традиционные религиозные ценности и "Гейропа" персонажа шокировала. Ну, это они явно гей-парадов в Тель-Авиве и других городах не видели.
Кто-то почему-то решил, что ГГ дезертировал из армии.
Ну и много раз упоминаются проблемы самоидентификации, роль родного языка. Как ДБ выражается, имманентностей.
И глубокий символический смысл названия. И Франция и Израиль - синонимы. И всё вообще...

Так что не знаю, что ставить. На первом уровне фильм вызвал рвотную реакцию. Но это, может быть, так и задумывалось.
Но теперь раз уж вляпалась в израильскую тематику, надо наконец посмотреть "Фауду".

Израиль, фильмы

Previous post Next post
Up