В последней беседе (21 сентября) Д.Быкова один из участников предположил, что из трех книг можно узнать главное о феномене фашизма.
Это: "Буря" Эренбурга, "Обезьяна приходит за своим черепом" Домбровского и "Благоволительницы" Литтела.
Из них я читала только последнюю.
Быков, разумеется, сказал, что недостаточно. А надо читать саму фашистскую литературу и публицистику. Особенно "Майн Кампф". И вот вышел единственный художественный роман Геббельса "Михаэль" - тоже надо прочитать.
Мне, конечно, интересен феномен, но читать что-то не особо хочется. Между прочим, если бы мне попалась в руки "Майн Кампф" где-то в 70-е годы, я бы обязательно прочитала! Это же запрещенная литература!
Вот Хаффнера я почитаю обязательно. Он вообще чуть ли не первый в списке, но всё время что-то отстраняет его подальше. Какая-то фигня...
Но вот окольными путями - о которых надо будет тоже рассказать - набрела на
статью Томаса Манна "Братец Гитлер". Сосредоточилась (что - увы! - не так легко дается в последнее время) и прочла с большим интересом. Многое хочется цитировать, заучить... Что и сделаю, благдаря копи-пейсту.
Кстати, там говорится, что статья взята из книги Т.Манна "О немцах и евреях". Я проверила: скорей всего, Манн такую книгу не писал. Просто взяли его статьи, письма и т.д. на подходящие темы и собрали в книгу. Добраться до самой книги сложно.
"Ненависть - о себе я могу сказать, что ее у меня хватает....И тем не менее я чувствую, что это вовсе не лучшие мои часы, когда я ощущаю ненависть к этому пусть „коварному, но жалкому созданию". Более счастливыми и достойными человека кажутся мне минуты, когда потребность в свободе, в не стесненном никакими рамками суждении, одним словом, в иронии, которую я с давних пор научился ценить как элемент, искони присущий всякому одухотворенному творчеству и искусству, одерживает победу над ненавистью. Любовь и ненависть - сильные чувства; однако не принято считать сильным чувством ту форму их проявления, когда любовь и ненависть своеобразнейшим способом соединяются друг с другом, - интерес.
...
Контуры сказочных историй проступают здесь (мотив искажения и деградации играет большую роль в современной европейской жизни): тема Ганса-мечтателя, который получает в награду принцессу и целое королевство, "гадкого утенка", который оказывается лебедем, спящей красавицы, Брунгильды, вокруг которой пламя превращается в стену из роз, и она улыбается, пробудившись от поцелуя героя Зигфрида.
...
Брат... Не такое уж удовольствие иметь столь постыдного брата; он действует на нервы, от такого родственника хочется бежать подальше. И все же я не хочу закрывать глаза на это родство, ибо - еще раз: лучше, честнее, веселее и плодотворней ненависти будет узнавание самого себя, готовность соединить себя с тем, кто заслуживает ненависти, ...Меня это не пугает, - да и вообще мораль, поскольку она стесняет стихийность и наивность жизни, отнюдь не обязательно дело художника.
...
Несомненно, что примитивность в ее дерзком противопоставлении себя времени и уровню цивилизации, примитивность как "мировоззрение", - хотя бы это мировоззрение и считали "исправлением" духовности и противовесом "иссушающему интеллектуализму", - примитивность заключает в себе нечто бесстыдное;
...
Я спрашиваю себя, достаточно ли еще сильны суеверные представления, которыми обычно окутано понятие "гений", чтобы помешать назвать нашего друга гением. Почему же нет, если это доставит ему радость? Человек с духовными запросами старается узнать о себе горькую правду почти с такой же настойчивостью, с какой ослы жаждут правды, которая им льстит. Если безумие вместе с рассудительностью есть гений (а это - определение!), то этот человек - гений. С таким определением можно согласиться без оговорок, потому что гений означает качество, а не ранг, не степень достоинства, ибо проявляется на самых разных духовных и человеческих уровнях; но даже на самом низком он обнаруживает еще признаки и вызывает действия, которые оправдывают общее определение его как гения.
...
Я верю, более того, я уверен, что близится новое будущее, которое будет презирать духовно неконтролируемое искусство как черную магию,..."
Там он еще восхищается Наполеоном и противопоставляет его Гитлеру, что, по-моему, несколько всё портит.