Публикую онлайн свою статью
«КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ», вышедшую в
ВАКовском журнале ВЕСТНИК ПСТГУ. СЕРИЯ IV. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ, НОМЕР 2 (17) ЗА 2010 год.К сожалению, вынужден разместить статью в 2-х частях, поскольку ЖЖ сообщает, что слишком большой пост...
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений российских школьников и студенческой молодёжи с миром в целом, с другими людьми, с собой. Этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация, воля и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие современного человека в XXI веке осуществляются не только в рамках условий реальной жизнедеятельности, но и в процессе киберсоциализации. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодёжи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения/квазиудовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве всемирной глобальной сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики. Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.
Ключевые слова: киберсоциализация человека, Интернет-среда, киберпространство, духовно-нравственное развитие и воспитание, киберонтология, киберпедагогика.
Неоспоримо то, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций оказывает непосредственное влияние на формирование ядра личности - внутреннего духовного мира человека и субъективную картину жизненного пути личности. Это влияние благотворно и сказывается на всех сторонах и формах взаимоотношений человека с самим собой, с другими людьми и миром в целом. Духовно-нравственное воспитание, фактически, определяет этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, волю и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационную сферу, эмоциональное состояние, а также общее как физическое, так и, безусловно, психическое развитие человека. В XXI веке такая многозадачность духовно-нравственного воспитания может быть воплощена на практике и позволит достигнуть высоких результатов на пути приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и совершенствования личности как за счёт переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире, так и, в особенности, за счёт квалифицированного профессионального сопровождения этого процесса с учётом социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.
Модернизация сферы российского образования, активную стадию которой можно констатировать в настоящий момент, конечно же, должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из основных задач государственно-общественного воспитания подрастающих поколений молодёжи и профессионалов. Все нормативные документы, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы обучения и воспитания, как в общеобразовательной школе, так и в процессе профессиональной подготовки, должны разрабатываться «лучшими умами», проходить многоступенчатую общественную экспертизу, широко обсуждаться в научных и национально-региональных сообществах, общественных организациях, конфессиях.
Духовно-нравственное воспитание учащейся молодёжи не может полноценно осуществляться силами отдельных социальных институтов, таких, как: семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения (наука, школа, учреждения дополнительного образования, ВУЗ, воспитательные организации), религиозные организации, учреждения культуры и спорта (театры, музеи, спортивные клубы), общественные организации и т.д. Необходима продуманная стратегия комплексного духовно-нравственного воспитания и развития человека при активной поддержке СМК. Это требует учёта интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российской молодёжи, что нашло прямое отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
[1] и заявлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который введён в действие с 1 января 2010 года; учитывается в процессе поэтапной разработки и апробации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения; необходимо для образования и воспитания профессионалов, что заложено в проектах Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. Стандарты открывают перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сами призваны выступать эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества.
Единство социального и педагогического управления воспитанием (в том числе, духовно-нравственным) российских школьников и студенческой молодёжи может быть достигнуто, в частности, посредством пропаганды базовых национальных ценностей и приоритетов России, составляющих смысловую основу формирующейся в настоящее время государственной «идеологии, в центре которой - человек» (Д.А.Медведев), в том числе, в киберпространстве Интернет-среды, в рамках которого происходит киберсоциализация современного человека.
Всё увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже XX-XXI веков, вызванные, в частности, во всём мире наращивающимися оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т.п.
Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Мы придерживаемся позиции научной школы А.В.Мудрика, который определяет сущность социализации как «сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества»
[2].
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, становится «Homo Cyberus’ом», а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация)
[3] введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).
В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»
[4].
Соглашаясь с А.В.Мудриком, мы, в контексте глобализации условий социализации, также относим глобальную сеть Интернет - «непрерывно уточняемую модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своём качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности»
[5] - к мегофакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром, одновременно воспринимая сеть Интернет как часть средств массовой коммуникации, т.е. как мезофактор социализации.
В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства социализирующей Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым жизненным пространством человека
[6].
Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.
продолжение в следующем посте....
CYBERSOCIALIZATION AND ORTHODOXY:
TO SETTING OF THE PROBLEM OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE RUSSIAN SCHOOLBOYS AND STUDENT'S YOUTH
[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Изд-во «Просвещение», 2009.
[2] Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2009. - С. 11.
[3] Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В.А.Сластёнина, Е.А.Левановой.- М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. - С.48-49.
[4] http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010 [5] Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2007. - С. 247-248.
[6] Плешаков В.А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве //Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009: Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 51-52. [Электронный ресурс] =
http://info-alt.ru/go/index.php?option=com_content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5 [7] Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до «Homo Cyberus’a»? //Вопросы воспитания, 2010. - № 1 (2) - С. 92-97.
Выходные данные:
Плешаков В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодёжи. // Вестник ПСТГУ, 2010. - № 2 (17). - С.68-76.
Как ВЫ думаете,
что из себя представляет православный Интернет?