9-12 августа 2010 года в Горно-Алатайске проходила
II Всероссийская научно-практическая конференция "ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ" INFO'2010, в которой, также как и в I этой конференции, я принимал заочное участие.
Вот ссылочка на сам сборник целиком!Недавно по почте мне и коллегам пришёл сборник научных трудов этой конференции.
С удовольствием размещаю статью в своём блоге, она посвящена поиску ответа на актуальный для Эпохи киберсоциализации вопрос: НУЖНА ЛИ НАМ КИБЕРПЕДАГОГИКА?
Кстати, вот ещё
ссылочка на мою статью по результатам работы I конференции год назад, ТОГДА АКТИВНО ОБСУЖДАЛСЯ ВОПРОС киберсоциализации человека в информационном пространстве.
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ: НУЖНА ЛИ НАМ КИБЕРПЕДАГОГИКА?
Плешаков В.А.,
г. Москва
dionis-v@yandex.ru Аннотация. Проблема киберсоциализации и духовно-нравственного развития и воспитания молодёжи в статье раскрывается через описание возможностей удовлетворения потребностей современного человека в киберпространстве сети Интернет и общую характеристику феномена киберонтологии личности. Автором предпринята попытка обосновать необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики. Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.
Summary. The problem of cybersocialization and spiritually-moral development and youth education in article reveals through the description of possibilities of satisfaction of requirements of the modern person in a cyberspace of a network the Internet and a phenomenon total characteristic cyberontology persons. The author undertakes attempt to prove necessity of development of innovative branch of psihologo-pedagogical thought - cyberpedagogics. Operation is fulfilled within the limits of the grant of the President of the Russian Federation for the state support of young Russian scientists (Competition МК-2010), project МК-7744.2010.6.
Духовно-нравственное воспитание определяет этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и ценностные установки личности, формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, волю и интеллектуальный потенциал, потребностно-мотивационную сферу, эмоциональное состояние, а также общее физическое и психическое развитие человека. В XXI веке такая многозадачность может быть воплощена на практике и позволит достигнуть высоких результатов на пути приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и совершенствования личности как за счёт переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире, так и, в особенности, за счёт квалифицированного профессионального сопровождения этого процесса с учётом социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.
Модернизация российского образования должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из основных задач государственно-общественного воспитания подрастающих поколений молодёжи и профессионалов. Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами отдельных социальных институтов, таких, как: семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, общественные организации и т.д. Необходима продуманная стратегия комплексного духовно-нравственного воспитания и развития человека при активной поддержке СМК. Это требует учёта интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российской молодёжи, что нашло прямое отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1]. Единство социального и педагогического управления воспитанием молодёжи может быть достигнуто, в частности, посредством пропаганды базовых национальных ценностей и приоритетов России, составляющих смысловую основу формирующейся в настоящее время государственной «идеологии, в центре которой - человек» (Д.А.Медведев), в том числе, в киберпространстве Интернет-среды.
Благодаря динамичной киберэволюции компьютерных технологий и всемирной глобальной сети Интернет, современный человек, Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, становится «Homo Cyberus’ом», а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация) введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.
Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы.
В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» [2].
В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики влияния факторов киберпространства социализирующей Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на развитие личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым жизненным пространством человека [3]. Опираясь на созданную А.Маслоу пирамиду потребностей, можно предположить, что пользователи сети Интернет находят как удовлетворение, так и квазиудовлетворение (мнимое, не настоящее удовлетворение) собственных актуальных потребностей личности: от физиологических до духовных [4].
Отдельно необходимо сделать акцент собственно на потенциале духовно-нравственного развития и воспитания на основе православных традиций, который существует и может быть востребован в возможностях киберпространства Интернет-среды как для современной молодёжи, так и для представителей уже зрелого возраста. Православные ресурсы сети Интернет, за 10 лет своего существования, успешно реализуют, как минимум: нормативную, информационную, просветительскую, познавательную, коммуникативную, аксиологическую, терапевтическую и духовно-нравственную функции. Многочисленные Интернет-ресурсы православной тематики ежедневно посещают миллионы пользователей со всего мира. Безусловно, многое зависит от и определяется целью посещения этих ресурсов, например, начиная от банального поиска интересующей тематической информации (в том числе, справочной); обычного любопытства; возможности, как кощунственно заявляется некоторыми пользователями, «обратиться к Богу через Интернет» и получить «Интернет-благословение»; до возможности задать актуальный вопрос священнику; предпринять попытку понять взаимоотношения церкви и общества; познакомиться с Православием и церковной жизнью; просмотреть актуальные и архивные православные новости; удовлетворить духовные потребности в части духовно-нравственного саморазвития, самовоспитания, самопросвещения, самообразования, и др.
В XXI веке закономерно встаёт задача не просто учёта и использования Интернет-ресурсов для позитивной социализации и социального воспитания человека как субъекта жизнедеятельности с целью повышения успешности педагогического процесса обучения и воспитания, а также задача духовно-нравственного развития личности, но и задача создания киберонтологической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. Применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста и статуса за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации современной молодёжи, в первую очередь.
Необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики, - научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, позволяющей современному Homo Sapiens’у = «Homo Cyberus’у» научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности (в том числе, духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций) компьютерных и Интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.
Библиографический список:
1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М., 2009. - 24 с.
2. Совет по грантам Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] =
http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010 3. Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве [Текст] / В. А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009: Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2009. - С. 51-52. [Электронный ресурс] =
http://info-alt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5 4. Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до «Homo Cyberus’a»? / В. А. Плешаков // Вопросы воспитания, 2010. - № 1 (2) - С. 92-97.
Выходные данные:
Плешаков В.А. Киберсоциализация и духовно-нравственное воспитание молодёжи на основе православных традиций: нужна ли нам киберпедагогика? // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’2010. Сб. науч. тр. - № 2. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 17-19.
А как считаешь ты:
НУЖНА ЛИ НАМ КИБЕРПЕДАГОГИКА?