На днях получил на руки сразу несколько журналов со своими статьями - чему безмерно рад. Опубликую все статьи в блоге по мере появления времени. Начну со статьи "Эксперименты с онлайн-идентичностью: выбор кибер-альтер-эго", вышедшей в сборнике научных статей "Проблемы педагогического образования". Вып. 37.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТЬЮ:
ВЫБОР КИБЕР-АЛЬТЕР-ЭГО
В.А.Плешаков, к.пед.н., доцент
МПГУ (Москва)
Активное внедрение и развитие компьютерных сетей практически во все сферы жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человеческой цивилизации, поколение назад перешедшей, фактически, на сетевой уровень эволюции и деятельности.
Темпы развития киберпространства в XXI веке высоки и продолжают динамически нарастать как за счет увеличения количества пользователей мобильной (сотовой) связью и Интернетом (ставшими за последнее десятилетие чрезвычайно удобными способами удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека) во всех регионах земного шара, так и за счет роста объемов информации в самом мире.
Благодаря динамичной киберэволюции компьютерных технологий и всемирной глобальной сети Интернет, современный человек - Homo Sapiens - на рубеже XX-XXI веков, становится ещё и «Homo Cyberus’ом»… Продолжается эра информационных технологий… Началась эра киберсоциализации человека - эра жизнедеятельности в киберпространстве.
Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация) введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, а также мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.
Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы
[1].
В настоящий момент теория киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека»
[2] и активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известного во всём мире и самого широко аудиторного «Живого журнала» (Лауреата премии Рунета 2009 года в номинации «ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО», в народе называемого сокращённо «ЖЖ»)
[3].
Современный человек, чтобы считаться успешным, практически ОБЯЗАН БЫТЬ ВСЕГДА «ОНЛАЙН»: с включенным круглосуточно мобильным (сотовым) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой, онлайн в ISQ и других Интернет-пейджерах, нескольких социальных сетях Интернет-среды. В народе появилась новая вариация известной поговорки: «без Интернета как без рук».
Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве подрастающие поколения: подростки и молодёжь.
Именно они предпочитают сегодня жизнь «онлайн», включаются в «онлайн»-жизнедеятельность («кибержизнедеятельность»), предпочитают жизнь в киберреальности. Идентична ли подобная «кибержизнедеятельность» условиям реальной жизнедеятельности человека? Одинаково ли ведёт себя человек по ту и эту стороны монитора? Остаётся ли самим собой в настоящей реальности здесь и киберреальности там? И да, и нет. В норме человек осознаёт себя человеком в обеих реальностях, только что упомянутых, воспринимая себя личностью, отличающейся от других, обладающей своим мировоззрением, самосознанием, потребностями и мотивами, интересами, желаниями и так далее. Тогда почему некоторые владельцы мобильных (сотовых) телефонов предпочитают использовать такие настройки, благодаря которым их «номер скрыт»? Почему пользователи многочисленных Интернет-ресурсов часто используют псевдонимы («никнеймы») вместо своих настоящих имён? Для чего? Зачем такая таинственность? Зачем эта конспирация? Таким образом в процессе киберсоциализации эти люди нередко стремятся обезопасить себя, намеренно ограничивая количество доступной для всех личной информации. Другие же люди, наоборот, предпочитают указывать подробную личную информацию: используя не только настоящие имена при регистрации в тех или иных ресурсах Интернет-среды, но и отмечая свои интересы, желания, адреса мест жительства, отдыха и работы и т.п. Действительно, в процессе подобной жизни «онлайн» («кибержизнедеятельности») человек формирует свою онлайн-идентичность и создаёт кибер-Альтер-Эго как воплощение своей личности в киберпространстве. Кибер-Альтер-Эго частенько является результатом неосознаваемых представлений человека о себе, образом его идеального «Я», не всегда идентичным с его реальным «Я». Онлайн-идентичность стала не просто ещё одной характеристикой личности, но сама по себе олицетворяет современную потребность человека в самопрезентации в киберпространстве: выбор имени, графического изображения, репутации и т.д. Нам же остаётся решать, особенно если люди используют намеренно только никнеймы, картинки вместо фотографий, указывают подозрительную и недостоверную информацию, непредсказуемо и хаотично ведут себя в киберреальности, достойна ли подобная онлайн-идентичность доверия…
Онлайн-идентичность (киберидентичность) можно определить как личностное и социальное качество человека оставаться самим собой (уникальной личностью, имеющей определённый уровень психофизического, интеллектуального, духовно-нравственного развития и предпочитаемые модели поведения) в контексте персональной жизнедеятельности в киберпространстве, связанное с ощущением принадлежности к определённым сетевым сообществам (например, пользователям социальных сетей Интернет-среды, блогосферы, Интернет-педжеров, форумов, чатов, онлайн-игр и т.п.).
[1] Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве// Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО, 2010. - № 1. - С. 27-31.
[2] № 49. Плешаков Владимир Андреевич. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" / Совет по грантам Президента Российской Федерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки. [Электронный ресурс] - URL:
http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010 [3] КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализируемся вместе, Друзья! ))) / Страничка «Живого журнала» [Электронный ресурс] - URL:
http://vapleshakov.livejournal.com/ Выходные данные:
Плешаков В.А. Эксперименты с онлайн-идентичностью: выбор кибер-альтер-эго// Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст.: Вып. 37./ Под ред. Е. А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010. - С. 28-30.
А ЧТО С ТВОЕЙ КИБЕРИДЕНТИЧНОСТЬЮ?