статья "КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА"

Apr 16, 2011 23:58

      В четверг получил на руки свою статью, вышедшую в ВАКовском журнале
Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» - 2010. - Т. 16. - № 2."Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека".




 
      Помню, что подавал статью на публикацию (совсем на это не рассчитывая, честно говоря) ещё в начале 2010 года, а о том, что она вышла, узнал совершенно случайно с помощью Интернета на сайте электронной научной библиотеки, можно сказать, "киберсоциализация помогла киберсоциализации".
      Свой номер на руки  (через год!) получил благодаря Борису Викторовичу Куприянову, моему доброму знакомому, он приехал в Москву накануне защиты своей докторской диссертации (21 апреля состоится защита, научный консультант - Мудрик А.В.). Хочу пожелать Борису Викторовичу интересной и успешной защиты!
       Хочу предупредить по-настоящему постоянных читателей, что в статье Вы, скорее всего, не найдете новой для себя информации))) - за тот год, пока этот журнал не оказался в моих руках, было напечатано несколько статей, содержание которых даже более полное, чем в этой статье. Такова судьба публикаций - искать читателя на просторах региона, России (и мира)...
       Тем не менее, по традиции, кроме ссылки на сам журнал со статьей, публикую саму статью здесь:

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ:

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В. А. Плешаков


E-mail: dionis-v@yandex.ru

Московский педагогический государственный университет

Предложена концепция киберсоциализации человека как инновационного социально-педагогического феномена. Раскрываются общие потенциальные возможности социального развития и социального воспитания современного человека в процессе использования ресурсов киберпространства Интернет-среды. Определяется актуальная идея о необходимости разработки новой отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики.

Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид - «Homo Cyberus», а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация)[1] введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.

Сейчас мы определяем КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА[2] (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).

Соглашаясь с А.В.Мудриком, мы, в контексте глобализации условий социализации, также относим глобальную сеть Интернет - «непрерывно уточняемую модель совокупного духовного и материализованного информационно потенциала общества, и в этом своём качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности»[3] - к мегофакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром, одновременно воспринимая сеть Интернет как часть средств массовой коммуникации, т.е. как мезофактор социализации.

В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики представленности и влияния факторов киберпространства Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на процесс социализации личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым жизненным пространством человека[4].

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Опираясь на созданную А.Маслоу пирамиду потребностей, можно однозначно предположить, что пользователи сети Интернет, в процессе своего социального развития, находят как удовлетворение, так и квазиудовлетворение (мнимое, не настоящее удовлетворение) собственных актуальных потребностей личности:

·       физиологические потребности: заказ желаемой еды и напитков через Интернет позволяет удовлетворить голод и жажду человека, обращение к Интернет-ресурсам эротического содержания - потребность в половом влечении;

·       экзистенциальные потребности: опосредованная компьютером и зачастую анонимная коммуникация с другими пользователями сети Интернет удовлетворяет потребность в безопасности собственного существования, распространённость и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют ощущать человеку комфорт и постоянство условий жизнедеятельности;

·       социальные потребности: разнообразные online-игры и социальные сети, появившиеся и ставшие очень популярными особенно за последние каких-то три-четыре года, обеспечивают удовлетворение потребности в принадлежности к определённым социальным группам, установлении новых социальных связей и общении, а также организации совместной деятельности;

·       престижные потребности: различные Интернет-ресурсы, позволяющие опубликовать для всех своё разнообразное творчество (от фотографий и т.п. до стихотворений и т.д.) и ознакомится с творчеством других пользователей Интернета способствуют удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки;

·       духовные потребности: многообразные возможности презентовать себя в киберпространстве Интернет-среды позволяют удовлетворять потребности в самоактуализации и самовыражении в части реализации потенциальных возможностей по развитию собственной личности: например, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т.д.

Интернетизация жизненного пространства современного человека стала сама по себе новой потребностью: Интернет «должен быть всегда под рукой», поскольку киберпространство виртуальной социализирующей Интернет-среды предоставляет практически неограниченные возможности по удовлетворению и/или квазиудовлетворению фактически любых познавательных потребностей личности в области приобретения желаемых знаний, развития необходимых умений, поиске и исследовании всего того, что только может заинтересовать человека.

Активными пользователями Интернета в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек! Аналитиками приводится статистика, согласно которой размер сети ежемесячно увеличивается на 7-10 %. Сегодня Интернет только в России (Рунет), за всего 15 лет своего существования, по заявлению президента РФ Дмитрия Медведева на открытии Российского Интернет-форума в 2008 году (РИФ-2008[5]), составляет около 40 миллионов пользователей (практически 30 миллионов из которых являются активными пользователями, проводя в Интернете в среднем около часа и более в день). На объединенной конференции РИФ+КИБ[6], которая состоялась 22-24 апреля 2009 года Дмитрий Медведев отметил, что за последнее время Интернет развился в полноценную саморегулируемую систему, довольно сильно влияющую на все стороны нашей жизни, а на передний план вышли социальные сети и блоги.

Киберпространство Интернет-среды - это не только особый «срез реальности» - искусственной реальности - киберреальности (виртуальной реальности), но, как мы считаем, некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее действительно своеобразным новым жизненным пространством со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями киберкоммуникации.

Особенности жизнедеятельности (в том числе, специфика коммуникации) в киберпространстве оказывают влияние на реальную идентичность пользователей на основании того, что Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей киберкоммуникации на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же, виртуальное) экспериментирование с идентичностью. Известно, что коммуникация в киберпространстве обладает рядом функций: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и т.д. Киберкоммуникация предоставляет пользователям возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернет-средой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные, т.е. прямые контакты: действительные, либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или инвалидность, психические заболевания. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство Интернет-среды фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек только киберсоциализируется. Тем не менее, для достаточно большого числа инвалидов подобная киберсоциализация (которая может быть как позитивной, так и негативной (квазисоциализация)) может рассматриваться как практически единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

Необходимо сделать отдельный акцент на том, что в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство (представленное как в целом компьютерными сетями и всемирной глобальной сетью Интернет, так и конкретными виртуальными мирами многочисленных offline- и online-игр) воспринимается человеком как «не настоящее» как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своём содержании опасности, не требующее обязательной ответственности за свои поступки, не создающее «стрессы на каждом шагу». Как отмечают сами пользователи Интернета (и геймеры, особенно те, кто предпочитают online-игры, и здесь мы снова согласимся с А. В. Мудриком, который отмечает, что практически любая «компьютерная игра даёт игроку возможность ощутить себя как свой идеал»[7]), в виртуальном мире им легко и свободно, в нём стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя. К сожалению, большинство пользователей Интернета, в том числе online-геймеров, проводящих всё свободное время в киберпространстве (зачастую в ущерб жизнедеятельности в реальном мире) не осознают, что, встав на путь киберсоциализации, они, к сожалению, фактически, скорее квазисоциализируются, что эта желаемая ими самореализация в виртуальном пространстве нередко является псевдосамореализацией…

В целом в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни человека подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на всё возрастающей роли так называемого современного информационного образа жизни.

Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды, как относительно не зависящую от человека виртуальную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой он организует собственную кибержизнедеятельность и киберсоциализируется.

Киберсоциализация человека видится нами как современный психолого-педагогический феномен киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. В этой связи, качество времени, проводимого человеком в киберпространстве Интернет-среды (кибержизнедеятельность), может стать одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности личности, его можно повышать за счёт увеличения активности жизнедеятельности, развития интеллекта, эмоций и чувств, социально-позитивных качеств (в том числе, профессионально-значимых) личности средствами киберпространства виртуальной социализирующей Интернет-среды. Возможно создание специальных социально-педагогических кибертехнологий обеспечения высокого качества времени кибержизнедеятельности современного человека в киберпространстве, минимизирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, кибераддикцию).

Таким образом, мы считаем, что перед современными педагогами и психологами закономерно встаёт задача не просто учёта и использования Интернет-ресурсов для позитивной социализации и социального воспитания человека как субъекта жизнедеятельности с целью повышения успешности педагогического процесса обучения и воспитания, а также развития личности, но и задача создания киберонтологической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. Применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста и статуса за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации.

Необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - КИБЕРПЕДАГОГИКИ, позволяющей современному Homo Sapiens’у, ставшему «Homo Cyberus’ом», научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных и Интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.

КИБЕРПЕДАГОГИКА представляется нам инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

1.      Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. - М.: МПГУ - МОСПИ, 2005. - С.48 - 49.

2.      Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 25. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. - М.: МПГУ - МОСПИ, 2006. - С.23 - 25.

3.      Мудрик А.В. Социализация человека. - М. - С. 247-248.

4.      Плешаков В.А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве //Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009: Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 51 - 52. [Электронный ресурс] = http://info-alt.ru/go/index.php?option=com_content&view=article&id=85:2009-08-05-15-13-38&catid=4:2009-07-15-17-32-29&Itemid=5

5.      http://2008.rif.ru/

6.      http://2009.rif.ru/

7.      Мудрик А.В. Социализация человека. - М. - С. 257.

Выходные данные:
Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» - 2010. - Т. 16. - № 2. - С.15-18.

Плешаков, Плешаков Владимир Андреевич, ВАК РФ, киберсоциализация, научная статья, статья

Previous post Next post
Up