Статья "СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ" Часть II.

Nov 23, 2010 13:03




А вот и вторая часть - продолжение статьи про социальные сети Интернет-среды как фактора киберсоциализации студентов
Часть 2.


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ

КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В наше время, когда речь идёт о современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологиях, почему-то принято «на каждом шагу» и, в первую очередь, особенно в СМИ, говорить (я бы даже сказал, кричать!) о кибераддикции, Интернет-аддикции, зависимости от компьютерных игр, зависимости от социальных сетей и т.д. и т.п. Реже можно услышать разговоры или прочитать в научной и методической литературе про особенности киберсоциализации современных студентов, существующие для личности компенсирующие и/или развивающие возможности компьютерной техники, обучающий потенциал ИКТ, компьютерных и Интернет-технологий.

А ведь с точки зрения киберсоциализации личности, студент, являющийся пользователем той или иной (зачастую, сразу нескольких) социальной сети Интернет-среды, получает уникальную возможность не просто заявить «для всех» свой социальный статус, проявлять не только свою индивидуальность и уникальность, но и свой нонконформизм или становиться более конформным, так как, организуя и осуществляя часть собственной жизнедеятельности в киберпространстве, с нажатием «всего одной кнопки», он может посетить страницу любого (случайного или референтного) пользователя, ознакомиться, в зависимости от политики и имеющейся структуры социальной сети, с его интересами и увлечениями, посмотреть его фотоальбомы, группы, в которых он состоит, его записи на «стене», послушать избранную им музыку, другие медиафайлы (фильмы, видеоролики и др.), вступить с ним, при необходимости, в киберкоммуникацию. Всё это происходит в режиме реального времени (онлайн), студент чувствует себя в безопасности, не испытывает «географический дискомфорт» (в Интернете, как говорится, «весь мир находится на расстоянии одного клика мыши»: от блога Президента РФ Д.А.Медведева (http://community.livejournal.com/blog_medvedev/) до персональной странички друга или незнакомца), при этом, чувствовать себя представителем данного Интернет-сообщества (современная социальная киберпотребность человека), вести диалоги в онлайн- и оффлайн-режиме с его членами, обсуждать конкретные темы в определенной группе с другими активными пользователями.

Сами по себе социальные сети бесплатны для своих пользователей, однако, дополнительные «виртуальные возможности», имеющиеся у сети, требуют вложения вполне реальных денег. Для пользователей сети есть как доступные и поддерживаемые большинством операторов мобильной связи SMS-сервисы, посредством которых происходит зачисление средств с мобильного телефона на персональный аккаунт, так и другие возможности зачислить («положить» или «кинуть», как говорят люди) деньги на счёт. После чего пользователи, согласно зачисленным на аккаунт финансам, получают возможность купить различные «кибертовары» или оплатить необходимые «киберуслуги» (например, «голоса» - до недавнего времени существовавшая своеобразная виртуальная валюта популярной социальной сети Интернет-среды www.vkontakte.ru (сервис запущен, также как и www.odnoklassniki.ru, в 2006 году), которые можно потратить либо на повышение рейтинга (визуальная числовая линия, чем больше рейтинг, тем выше пользователь находится в рейтинге друзей у другого человека), либо на покупку подарков (виртуальная картинка, которую один пользователь сети может подарить другому, после чего она будет отображаться на его персональной странице) и приложений (так, друзья в одном и том же приложении социальной сети сотрудничают и/или соревнуются друг с другом, что находит своё отображение в рейтинговой системе приложения).

Все эти и многие другие факты заставляют человека стремиться целенаправленно организовывать жизнедеятельность и проводить много времени (в крайних случаях - «жить»! [10]) в киберпространстве - собственно, речь идёт о киберонтологии, - например, регулярно обновлять персональную страницу той/иной социальной сети Интернет-среды, молчаливо успокаивать себя тем, что здесь всегда есть чем заняться: обсудить ли интересующую тему, провести ли время в просмотре видеороликов и фильмов или прослушивании музыки, запустить ли игровое или развлекательное приложение, посетить ли персональные страницы близких или незнакомых людей, … и тогда существующее реальное время жизни начинает заменяться и/или подменяться (в смысле актуальности) временем жизнедеятельности в киберреальности.

Социальные сети Интернет-среды во многом имеют больший демократический информационный и коммуникационный потенциал, чем современные СМИ (главным образом, телевидение, радио, печать и т.п.), распространяющие зачастую «заказные» мнения, используемые как направленный «рычаг нужного воздействия» на человека и социум в целом. А вот социальную сеть в Интернете строят и определяют её контент простые пользователи, представители разных социальных слоёв, люди, имеющие разные уровни образования, занятые в разных сферах рынка труда, обладающие различными взглядами, мнениями и суждениями, кроме того, киберпространство социальной сети Интернет-среды имеет плюсы в его использовании для удовлетворения человеком собственных актуальных потребностей, прежде всего, это оперативность, относительно высокая безопасность и доступность, свобода самовыражения, а также возможности выражения взглядов и позиций, лёгкость нахождения единомышленников и оппонентов.

Благодаря использованию социальных сетей Интернет-среды в студенческой среде радикально меняется (и дальше будет продолжать меняться) поток постоянно растущих объёмов информации, но далеко не всегда знания (в наше время особенно остро встаёт проблема соотношения информации и знания)! Тем не менее, это приводит к тому, что у студентов качественно трансформируются такие психические процессы, как:

·        познавательные, а именно: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь;

·        эмоционально-мотивационные, конкретно: эмоциональные состояния, эмоции и чувства, потребности, мотивация;

·        личностные характеристики, непосредственно: характер и темперамент;

·        а также сознание, деятельность, специфика межличностных и групповых отношений, обретая характер сетевых, формирующихся в условиях информационно насыщенной социализирующей среды киберпространства.

Поколение студентов, вырастающее в тесном контакте с компьютерными технологиями и мобильной (сотовой) связью, отличается по мировоззрению, структуре самосознания личности и мотивационно-потребностной сфере в психологическом, моральном и духовном плане [11]. Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятийного поля и многообразных представлений. У студентов - активных пользователей социальных сетей Интернет-среды - иначе, чем у «киберстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, воспринимается внешний мир и составляющее его окружение, развиваются интеллектуально-познавательные способности в ином социально-временном сетевом измерении.

Социальные сети Интернет-среды обеспечивают отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтным группам, а также, благодаря информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и др. функциям киберкоммуникации, потенциал для создания виртуальной личности (Киберальтер-Эго) и относительно безопасное экспериментирование с идентичностью.

Социальная сеть Интернет-среды, будучи фактором киберсоциализации, может быть позитивно использована студентами как социально-педагогический полигон для:

·        реализации психолого-педагогического потенциала развития личности;

·        профессиональной коммуникации и приобретения психолого-педагогического опыта;

·        использования социальной сети как глобальной базы для исследовательской и научно-практической деятельности.

Необходимость становления личности в киберпространстве и жизнедеятельность человека в социальных сетях Интернет-среды с каждым днём всё более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и киберсоциализированности личности в современном социуме. В XXI веке от человека, практически вне зависимости его хронологического возраста, требуется обладать гибким психовозрастным статусом личности и, как говориться, уже моветон (от фр. mauvais ton - дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог. Киберсоциализация человека, будучи инновационным феноменом, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса общества.

Список литературы:

1.     Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до «Homo Cyberus’a»? / В. А. Плешаков // Вопросы воспитания - М. : МПСИ, 2010. - № 1 (2) - С. 92-97.

2.     Плешаков, В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности / В. А. Плешаков // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 21 / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - М. : МПГУ-МОСПИ, 2005, С. 48-49.

3.     Плешаков, В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве / В. А. Плешаков // Педагогическое образование и наука. - М. : МАНПО, 2010. - № 1. - С. 27-31.

4.     № 49. Плешаков Владимир Андреевич. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" / Совет по грантам Президента Российской Федерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки. [Электронный ресурс] - URL: http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010

5.     КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализируемся вместе, Друзья! ))) /Страничка «Живого журнала» [Электронный ресурс] - URL: http://vapleshakov.livejournal.com/

6.     Плешаков, В. А. К вопросу об определении понятия «психовозрастной статус личности» / В. А. Плешаков // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11. / Под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. - Калининград : Балтийский институт экономики и финансов, 2001. - С. 51-55.

7.     Социальная сеть (Интернет) /Материал из Интернета [Электронный ресурс] - URL = http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть

8.     Социальная сеть (Интернет) /Материал из Интернета [Электронный ресурс] - URL = http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет)

9.     Ростовых, Д. А., Кабанова, А. Интернет-зависимость у современных студентов как социально-педагогическая проблема / Материал из Интернета [Электронный ресурс] - URL = http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=8503&PHPSESSID=fifs2temjgrmu87g3fl8gc0vn4

10.                       Фисенко, Т. Жизнь в параллельной реальности / Т. Фисенко // Hi-Tech Pro, март 2009. - С. 134-135.

11.                       Плешаков, В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - М. : ПСТГУ, 2010 - № 2 (17). - С. 68-76.

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Плешаков Владимир Андреевич,

Место работы: ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

Должность: заместитель заведующего кафедрой социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии,

Учёная степень, звание: кандидат педагогических наук, доцент по кафедре педагогики высшей школы,

Электронный адрес: dionis-v@yandex.ru

Дополнительные сведения: член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), учёный секретарь Диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ.

SOCIAL NETWORKS OF THE INTERNET ENVIRONMENT

AS THE FACTOR OF CYBERSOCIALIZATION OF STUDENTS

V.A. Pleshakov

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Moscow Pedagogical State University, corresponding member of the International Teacher’s Training Academy of Science

Summary. This article is devoted one of modern problems of the higher vocational training - to a phenomenon of cybersocialization of students interest to which dynamically increases in the XXI-st century, particularly, to social networks of the Internet environment as to the factor of cybersocialization of students.

This article is fulfilled within the limits of the grant of the President's Russian Federation for the state support of young Russian scientists - candidates of sciences (Competition МК-2010), project МК-7744.2010.6.

Keywords: The Internet environment, cybersocialization, social networks of the Internet environment, cyberevolution, cyberontology, the socialising environment, students.

Выходные данные: Плешаков В.А. Социальные сети Интернет-среды как фактор киберсоциализации студентов. // Научный вестник Норильского индустриального института, 2010. - № 7. - С. 17-23.

А как ты используешь потенциал социальных сетей Интернет-среды?

Плешаков, Плешаков Владимир Андреевич, социальные сети Интернет-среды, киберсоциализация, научная статья, статья

Previous post Next post
Up