Статья "ОБ ИНТЕГРАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ КИБЕРПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВЕ ФЕНОМЕНА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ..."

Nov 23, 2010 13:20

С удовольствием размещаю статью Барониной Ксении Анатольевны - соискателя учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, изданную в НАУЧНОМ ВЕСТНИКЕ Норильского Индустриального института, № 7, 2010.

 
 



ОБ ИНТЕГРАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ КИБЕРПЕДАГОГИКИ

НА ОСНОВЕ ФЕНОМЕНА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Баронина Ксения Анатольевна

Аннотация. Статья представляет собой описание и анализ некоторых интегративных возможностей киберпедагогики и особенностей феномена киберсоциализации субъектов высшего профессионального образования.

Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, киберсоциализация, киберпедагогика, интегративные возможности.

Характерные для всего мирового сообщества конца XX - начала XXI веков новые требования к уровню научной и функциональной грамотности и образованности в целом диктуются интересами выживания человека как биологического вида и социального субъекта на глобальном уровне. Это обстоятельство приводит к интенсификации процессов преодоления профессиональной замкнутости и национально-культурной ограниченности в национальных системах образования, стимулирует ориентацию на воспитание и формирование широко образованной и гармоничной личности, способной выделять и разделять как национальные, так и универсальные ценности. В этих условиях повсеместно в мире усиливаются процессы объединенных поисков к формированию новых подходов в организации деятельности образовательных учреждений самого разного рода, их объединения, взаимосвязи и интеграции.

Интеграция в области образования, соответственно, с нашей точки зрения, «есть глобальная синкретическая тенденция стремления различных дифференцированных локальных процессов и опыта в сфере образования к объединению в единораздельное целое» [1, С. 50; 2, С. 27-28].

В течение первого десятилетия XXI века одной из основных мировых тенденций в развитии высшего профессионального образования является его интеграция и унификация, как следствие экономического и политического объединения как Европы, так и аналогичных установок во всём мире. В целом, высшее образование, которое способно реагировать на все общественные изменения и процессы, является важнейшим социальным институтом, поэтому особую значимость приобретают интеграционные процессы в нём. Происходящие изменения также стремительно влияют на развитие научных знаний, информационных и коммуникационных технологий.

Одним из полноценных свидетельств интеграционных процессов конца XX - начала XXI вв. в системе высшего профессионального образования России является, безусловно, возрастающий научно-практический интерес к появлению инновационного социально-психолого-педагогического феномена киберсоциализации человека.

Термин "киберсоциализация" был введён в научный оборот в 2005 году Плешаковым В.А. Он понимает «киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, связанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт речь о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию личности в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности» [3, С. 69].

В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается В.А.Плешаковым в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» [4] и находит своё информационно-просветительское воплощение в тематическом блоге: «КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» [5].

Изучив и проанализировав существующую на данный момент литературу с упоминанием феномена киберсоциализации человека (Батырбаева Ш.Д., Верещагин О.А., Морская Л.И., Плешаков В.А., Ростовых Д.А., Угольков Н.В., Фисенко Т., Щербакова С.А. и др.), написанную представителями журналистики, педагогической и психологической, филологической, исторической и философской наук России, Украины, Кыргызстана, можем сделать однозначный вывод о том, что проблема киберсоциализации человека раскрывается через описание феномена интеграции, а также различных социализирующих, образовательных и воспитательных возможностей киберпространства (созданного и постоянно дополняющегося человечеством сетевого информационного воплощения ноосферы (Плешаков В.А.), наиболее ярко представленного в XXI веке всемирной глобальной сетью Интернет.

Так, историки Батырбаева Ш.Д. и Щербакова С.А. указывают, что «в процессе использования ресурсов и коммуникаций Интернет-среды происходит киберсоциализация личности» [6].

Журналист Фисенко Т. пишет, что «пояснение этому феномену довольно простое - жизнь современного человека теснейшим образом переплелась с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически повсюду» [7, С. 134].

Говоря о системе высшего профессионального образования, философ Верещагин О.А. отмечает, что «открытое образование, основанное на идеях синергетической парадигмы, становится фактом социальной реальности. Вплетенное в ткань информационных компьютерных технологий открытое образование сталкивается с феноменом киберсоциализации» [8].

А социальный педагог, педагог-психолог и практический психолог Плешаков В.А. пишет о том, что «модернизация сферы российского образования, активную стадию которой можно констатировать в настоящий момент, конечно же, должна осуществляться не только в плане разработки и внедрения инновационных технологий обучения, но и исходя из основных задач государственно-общественного воспитания подрастающих поколений молодёжи и профессионалов» [3, С. 68].

Изучая феномен Интернет-зависимости у современных студентов, специалист в области когнитивной социологии и социального интеллекта, философ Ростовых Д.А. говорит о том, что «студенческая среда может быть охарактеризована как достаточно агрессивная и конкурентная. Именно в ней происходит основной этап социализации и профессионального становления личности молодого человека. Таким образом, она не возможна без киберсоциализации как своего атрибута» [9].

Плешаков В.А. замечает, что «в процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую системой неформального образования и просвещения» [2, С. 29].

По словам Сластёнина В.А. отечественная высшая школа призвана развивать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической духовно-нравственной ориентации, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего людей и умеющего с ними работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики. Так вот, раскрывая духовно-нравственный аспект киберсоциализации в России, Плешаков В.А. отмечает, что «единство социального и педагогического управления воспитанием (в том числе, духовно-нравственным) российских школьников и студенческой молодёжи может быть достигнуто, в частности, посредством пропаганды базовых национальных ценностей и приоритетов России, составляющих смысловую основу формирующейся в настоящее время государственной «идеологии, в центре которой - человек» (Д.А.Медведев), в том числе, в киберпространстве Интернет-среды, в рамках которого происходит киберсоциализация современного человека» [3, С. 70].

Феномен киберсоциализации целесообразно изучать с позиции его влияния на отдельные социальные институты, такие, как: семья, государство, образовательные, воспитательные и научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, общественные организации и т.д. Кроме того, необходима продуманная стратегия комплексного кибервоспитания и киберазвития человека при активной поддержке СМК, что должно учитываться в процессе поэтапной разработки и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. «Возможно создание специальных социально-педагогических кибертехнологий обеспечения высокого качества времени кибержизнедеятельности современного человека в киберпространстве, минимизирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, кибераддикцию)» [3, С. 75].

Известно, что непрерывное образование имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются как выражением её стремления к наиболее полной самореализации, так и приспособлением к условиям быстро меняющегося мира. Человек сам становится активным участником образовательного процесса. Развитие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

Плешаков В.А. настаивает на том, что «необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики, - позволяющей современному Homo Sapiens’у, ставшему «Homo Cyberus’ом», научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных и Интернет-ресурсов, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека» [2, С.30], «научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий» [2, С. 30].

Верещагин О.А. указывает, что «встает вопрос о необходимости формирования в онтологических структурах личности универсального общекультурного "фильтра" или селективной призмы, которая с одной стороны, могла бы выполнять роль "защитного пояса" в отношении персональной самоидентичности индивида, а с другой стороны, делала бы его работу в информационных и коммуникативных сетях более продуктивной и эффективной» [8].

При этом отметим, что киберпедагогика заявлена в проекте «Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России», осуществляющемся в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, как инновационный методологический подход по направлению «Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур», направленном на проведение фундаментальных исследований в изучении и освоении эффективной международной практики интеграции различных уровней образования и развития на этой основе инфраструктуры высшего профессионального образования России.

Таким образом, разрабатываемая на основе изучения нового для человечества феномена киберсоциализации, киберпедагогика обеспечивает инновационные возможности для:

·        обеспечения академической мобильности как фактора интеграции в системе высшего профессионального образования (Собственно, «признанием необходимости введения интеграции в рамки приемлемого для всех жителей планеты уровня стало появление Болонской декларации, которая узаконила тенденцию и придала ей первичный межгосударственный правовой статус» [10, С. 6]. Вхождение России в Болонский процесс с сентября 2003 года привело к существенным изменениям системы образования практически во всём мире);

·        дальнейшего стремительного и лавинообразного изменения инструментальных механизмов как всей сферы образования, так и одного из ключевых видов деятельности - общения, - в связи с киберэволюцией компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), особенно активно развивающихся в среде всемирной глобальной сети (World Wide Web) Интернет, как основы интеграции в сфере образования, в том числе сфере e-Learning, «которые в корне изменили условия организации образовательных процессов как на уровне локальных центров, так и на уровне взаимосвязи образовательных систем различных государств [10, С. 6];

·        прогрессирующего изменения структурно-технологических оснований самого процесса обучения - перманентное использование технологий дистанционного обучения (ДО), которые требуют, безусловно, качественно иной подготовки субъектов профессионального образования (как студентов, так и профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала образовательных учреждений), а также иной организации самого образовательного пространства и всех его многочисленных составляющих;

·        профессиональной киберкоммуникации людей качественно нового типа - Homo Sapiens'ов, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превратившихся в уникальный новый вид - «Homo Cyberus» [11], «зародившихся» ещё с книги «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» Маршалла Маклюэна, для которых «коммуникативная сторона визуально-аудиального восприятия начинает играть определяющую роль в связи со стремительно растущим уровнем практически всеобщей дву-, а то и более языковой грамотности» [10, С. 6];

·        динамичного развития инновационных процессов в системах образования (как в государственном, так и в негосударственном секторе) всех без исключения стран мира, способствующих расширению и углублению процессов интеграции между различными направлениями инновационных преобразований в образовательных учреждениях разного статуса, а также интеграции самих образовательных учреждений с различным правовым статусом;

·        создания новых форм образовательных учреждений - образовательных киберцентров (т.н. «виртуальных институтов») разной степени комплексности, переходящих на наивысшем уровне в наднациональный независимый международный образовательный центр киберпедагогики;

·        обеспечения большей свободы и мобильности к апробации тех или иных инновационных идей, являющихся ответом профессионального мирового сообщества на резко изменяющуюся образовательную ситуацию и образовательные потребности человечества вообще и в области киберпедагогики, в частности;

·        осознания роли общественных (в том числе и общественно-профессиональных) сообществ в решении проблем интеграции в сфере образования и сфере научно-теоретического педагогического знания, что выражается в резком увеличении количества конференций и семинаров, посвященных различным аспектам интеграции, интернализации и, фактически, киберонтологии.

В XXI веке интегративные возможности киберпедагогики могут быть успешно реализованы на практике и обеспечат достижение высоких результатов на пути приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и совершенствования личности как за счёт переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире с позиций киберонтологии, так и, в особенности, за счёт продуманного квалифицированного профессионального сопровождения этого процесса с учётом не только социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей субъектов высшего профессионального образования, но и специфики киберсоциализации человека.

Список литературы:

1.     Баронина, К. А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К. А. Баронина, А. В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - М. : МАНПО, 2010. - № 1. - С. 49-53.

2.     Плешаков, В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве / В. А. Плешаков // Педагогическое образование и наука. - М. : МАНПО, 2010. - № 1. - С. 27-31.

3.     Плешаков, В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - М. : ПСТГУ, 2010 - № 2 (17). - С. 68-76.

4.     № 49. Плешаков Владимир Андреевич. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет" / Совет по грантам Президента Российской Федерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки. [Электронный ресурс] - URL: http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010

5.     КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым: Киберсоциализируемся вместе, Друзья! ))) /Страничка «Живого журнала» [Электронный ресурс] - URL: http://vapleshakov.livejournal.com/

6.     Батырбаева, Ш. Д., Щербакова, С. А. Историческая информатика и виртуальный мир / Ш. Д. Батырбаева, С. А. Щербакова // Материал из Интернета. [Электронный ресурс] - URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/AIK2008/thesis.pdf

7.     Фисенко, Т. Жизнь в параллельной реальности / Т. Фисенко // Hi-Tech Pro, март 2009. - С. 134-135.

8.     Верещагин, О. А. Феномен «киберсоциализации» в контексте становления парадигмы открытого образования / О. А. Верещагин // Материал из Интернета. [Электронный ресурс] - URL: http://www.conf.muh.ru/100315/thesis_Vereshagin.htm

9.     Ростовых, Д. А. Интернет-зависимость у современных студентов как социально-педагогическая проблема / Д. А. Ростовых, А.Кабанова // Материал из Интернета. [Электронный ресурс] - URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=8503&PHPSESSID=dkurgcujsce2imug5q7n2quis7

10.                       Сластёнин, В. А., Жог, В. И., Борисова, Н. Ю., Плешаков, В. А., Подымова, Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России / В. А. Сластёнин, В. И. Жог, Н. Ю. Борисова, В. А. Плешаков, Л. С. Подымова // Педагогическое образование и наука. - М. : МАНПО, 2010. - № 1. - С. 4-11.

11.                       Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до «Homo Cyberus’a»? / В. А. Плешаков // Вопросы воспитания - М. : МПСИ, 2010. - № 1 (2) - С. 92-97.

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Баронина Ксения Анатольевна,

Место работы: ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

Должность: Техник кафедры педагогии и психологии профессионального образования факультета педагогики и психологии,

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии,

Учёная степень, звание: нет,
Электронный адрес: kbaronina@mail.ru
Дополнительные сведения: технический секретарь Диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ.

ABOUT INTEGRATIVE POSSIBILITIES CYBERPEDAGOGICS

ON THE BASIS OF THE CYBERSOCIALIZATION PHENOMENON

IN THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Baronina Ksenia Anatol’evna

The summary. This article represents the description and the analysis of some интегративных possibilities of cyberpedagogics and features of a phenomenon of cybersocialization of subjects of the higher vocational training.

This article is fulfilled within the limits of the grant of the President's Russian Federation for the state support of young Russian scientists - candidates of sciences (Competition МК-2010), project МК-7744.2010.6.

Keywords: the higher vocational training, cybersocialization, cyberpedagogics, integrative possibilities.

Выходные данные: Баронина К.А. Об интегративных возможностях киберпедагогики на основе феномена киберсоциализации в высшем профессиональном образовании. // Научный вестник Норильского индустриального института, 2010. - № 7. - С. 24-29.

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ - СОВРЕМЕННЫЙ ФЕНОМЕН ИНТЕГРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ!
А КАК СЧИТАЕШЬ ТЫ???
Previous post Next post
Up