По многочисленным просьбам моих студентов размещаю свою статью, вышедшую в сборнике
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК Норильского индустриального института, № 7, 2010 г.
![](http://pics.livejournal.com/vapleshakov/pic/0005pex0/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/vapleshakov/pic/0005q443/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/vapleshakov/pic/0005r8rk/s320x240)
Статью размещаю в двух частях, поскольку ЖЖ сообщает, что слишком большой пост...
Часть 1.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ
КАК ФАКТОР КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
В.А.Плешаков,
к.п.н., доцент МПГУ,
член-корреспондент МАНПО
Аннотация. Статья посвящена одной из современных проблем высшего профессионального образования - феномену киберсоциализации студентов, интерес к которому динамически возрастает в XXI веке, конкретно, социальным сетям Интернет-среды как фактору киберсоциализации студентов.
Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.
Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, социальные сети Интернет-среды, киберэволюция, киберонтология, социализирующая среда, студенты.
Активное внедрение и развитие компьютерных сетей практически во все области жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, перешедшего на сетевой уровень эволюции и деятельности. Особенность современной ситуации в области информационно-коммуникационной инфраструктуры состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся завтра, как говорится, уже «вчерашним днём», соответственно, необходимо одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Благодаря динамичной киберэволюции компьютерных технологий и всемирной глобальной сети Интернет, современный человек - Homo Sapiens - на рубеже XX-XXI веков, становится ещё и «Homo Cyberus’ом» [1]. Современная психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-психолого-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация) введён в научный оборот нами в 2005 году [2]. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт речь о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию человека в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, а также потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.
Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы [3].
В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» [4] и активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известного во всём мире и самого широко аудиторного «Живого журнала» (в народе называемого «ЖЖ») [5].
Современный человек, помимо социального и психовозрастного статуса [6], этнической и конфессиональной принадлежности, семейно-брачного положения, имущественного и материального состояния и т.п., с момента рождения и до конца жизни имеет ещё и вполне конкретный потенциал социализации, а также возможности для киберсоциализации в процессе организованной и стихийной жизнедеятельности. В процессе киберсоциализации, а именно исходя из специфики влияния факторов киберпространства социализирующей Интернет-среды (как, одновременно, мега- и мезофактора социализации) на развитие личности, у человека возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - этим новым пространством для жизнедеятельности.
Киберонтология, зарождаясь как инновационная сфера современного человекознания, становится, с нашей точи зрения, новой актуальной философией жизнедеятельности человека, ставшего «Homo Cyberus’ом», в киберпространстве.
Киберонтология, по нашему мнению, есть бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности (наиболее ярко представленной сейчас виртуальными мирами компьютерных и приставочных игр, а также киберпространством Интернет-среды), детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды.
В последнее время в Интернете происходит интенсивное развитие социальных сетей, все больше людей регистрируются на сайтах подобного рода, создавая (или, как говорят сами пользователи, «заводя») свои персональные странички (аккаунты), благодаря которым они:
· презентуют и позиционируют себя (указывая, по личному желанию и исходя из политики и имеющейся структуры конкретной сети, свои разнообразные персональные данные);
· находят родственников и одноклассников, людей, с которыми учились в колледже, ВУЗе и т.п., вместе работали (работают) и отдыхали;
· налаживают коммуникацию с незнакомыми людьми;
· загружают контент (информационно значимое наполнение: тексты, графика, мультимедиа и т.д.);
· вступают и/или организуют группы (минисообщества) с целями нахождения единомышленников для обсуждения общих интересующих различных и всевозможных тем (от сугубо личных до узкопрофессиональных), объединяющих их;
· и многое другое.
Персональные данные пользователя сети можно сделать доступными/закрытыми целиком или частично для просмотра всем желающим, это, например, в
www.vkontakte.ru: имя и/или никнейм (псевдоним, используемый пользователем в сети), пол, день и место рождения, место проживания, семейное положение, образование, политические и религиозные взгляды, контактная информация (e-mail, телефоны, адрес, номер ICQ, веб-сайт, блог), места работы и отдыха, профессиональная деятельность и карьера, интересы, увлечения и другая всевозможная дополнительная информация.
Под социальной сетью в Интернете понимается «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время» [7].
«Социальная сеть (Интернет) направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п.» [8], где обычно используется фолксономия, т.е., так называемая, «народная классификация» или практика совместной категоризации различной информации (ссылок, фото, музыки, видео, медиароликов, файлов и др.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.
Мы определяем социальную сеть в Интернет-среде как социализирующее киберпространство для группы людей, объединённых в данное конкретное Интернет-сообщество, совместно организующих многообразную информацию (фото-, аудио- и видеоматериалы, файлы, ссылки и т.п.), презентующих, позиционирующих себя и осуществляющих киберкоммуникацию в нём.
Официальным стартом социальных сетей в Интернет-среде принято считать 2003-2004 годы. Именно тогда были запущены такие сервисы, как LinkedIn, MySpace и Facebook. И если социальная сеть LinkedIn создавалась с целью установления и поддержания деловых контактов, то владельцы таких социальных сетей Интернет-среды как MySpace и Facebook сделали ставку, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении, относящейся к высшим потребностям, опережая даже потребности в признании и общении.
Собственно, сама, как её можно назвать, «эра социальных сетей» в Интернет-пространстве началась в 1995 году с создания американского портала
www.classmates.com (
www.odnoklassniki.ru являются его удачным русским аналогом, запущенным только через 11 лет! - в 2006 году), деятельность которого оказалась весьма успешной, что за короткий срок спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов по всему миру.
Социальные сети в Интернет-среде стали не просто новым киберпространством для жизнедеятельности и не только новым уровнем сетевого взаимодействия современных людей, но своего рода «отдушиной», где каждый зарегистрированный пользователь может найти как актуальную техническую, так и, собственно, необходимую социальную базу для создания и развития своего виртуального «Я» или «Киберальтер-Эго». При этом каждый пользователь получает возможность не просто осуществлять коммуникацию и заниматься творчеством, но также делиться этими «плодами» с многомиллионной аудиторией своих собратьев по социальным сетям. Именно социальные сети в Интернет-среде являются одним из современных и актуальных факторов киберсоциализации, так как количество людей, пользующихся данным сервисом, возрастает с каждым днем, буквально ежечасно.
Таким образом, в настоящее время социальные сети Интернет-среды стали новым уровнем сетевого (и востребованного, что доказывает перманентный рост количества пользователей) взаимодействия современных людей практически всех возрастов, по крайней мере, от подростков до пожилых людей, в процессе их киберсоциализации.
Мы рассматриваем в этой статье потенциал и возможности социальных сетей Интернет-среды как фактора киберсоциализации студентов.
Говоря о личности студента [9], пользующегося социальными сетями Интернет-среды в контексте жизнедеятельности (а именно студенчество составляет основную массу пользователей сетей), важно понимать, что сети «затягивают», а ведь «уход» от реальности в киберпространство социальных сетей может нести в себе личностную и профессиональную опасность, при этом, необходимо осознавать, что социальная сеть сама по себе безвредна. Собственно, предрасположенные к зависимостям (аддиктивные) люди, своей жизнедеятельностью в киберпространстве, в том числе, в социальных сетях, делают их потенциально опасными для своего психофизического здоровья.
Отдельно стоит сказать о том, что та или иная социальная сеть Интернет-среды может быть использована студентом:
· для целей забавы и досуга, а именно для игры с друзьями по сети (специалистами гейм-индустрии создаётся множество игр и развлекательных приложений для социальных сетей, как говорится, спрос рождает предложение);
· для киберкоммуникации (современная социальная киберпотребность человека);
· для познания (Интернет и, в частности, социальные сети, есть открытое «хранилище» всех знаний человечества);
· с целями конструктивного удовлетворения других потребностей, скажем, напрямую для решения психолого-педагогических задач, поставленных в процессе профессионального становления будущих специалистов, например, как кураторами студенческих групп, тьюторами, профессорско-преподавательским составом, так и самостоятельно студентами.
Таким образом, популярность социальных сетей Интернет-среды может быть обусловлена и тем, что они затрагивают все основные виды деятельности: игру, общение, учение, труд, перенося их, в том числе, и в сферу жизнедеятельности современного человека в киберпространстве.
Продолжение в следующем посте! - Часть 2.
А ты как относишься к социальным сетям Интернет-среды?