«Всякий портрет, написанный с любовью, -
это, в сущности, портрет самого художника,
а не того, кто ему позировал.»
Оскар Уайльд
«Законов у искусства все еще нет, даже
когда кажется, что все ходы записаны.»
Алиса Таежная
Вот и закончен цикл постов, посвященный живописному портрету в разные эпохи и в разных стилях. Пора подвести итоги. В конце каждого упомянутого периода будут указаны ссылки на Livejournal (Живой журнал), в котором можно прочитать мои посты к этому периоду. "Пробежимся" по истории портрета в живописи.
Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в искусстве Древнего Востока, особенно в древнеегипетской скульптуре и живописи, где портреты традиционно использовались и в заупокойном культе.
Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, а наиболее распространённая форма портретов - ктиторский в Византии и донаторский в Западной Европе. Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики, постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, и даже изображать их.
Под влиянием нидерландского искусства развивается живописный станковый портрет. Период Раннего Возрождения имеет решающее значение для развития портретной живописи. Для европейского портрета XV века уже характерна достоверная и нейтральная передача индивидуальной внешности.
https://vanatik05.livejournal.com/24932.html- 1 -Возникновение портрета и Проторенессанс
Итальянские мастера Высокого и Позднего Возрождения стремятся уже открыть внутренний мир человека, разнообразие его психологических состояний. Портрет в европейском искусстве усложняется, появляется портретный жанр как таковой, а на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество, детально разрабатываются архитектурные, интерьерные и пейзажные фоны, для характеристики изображаемого человека широко используются аксессуары и атрибуты.
https://vanatik05.livejournal.com/25167.html -2 - Высокое Возрождение
https://vanatik05.livejournal.com/25480.html - 3 - Позднее Возрождение
В искусстве Северного Возрождения утрачивается интерес к религиозной живописи, расцветает пейзажная и портретная, развивается бытовой жанр, интерес к жизни простых людей, стремление к строгости и простоте. В каждом многофигурном произведении Питера Брейгеля Старшего, например, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны.
https://vanatik05.livejournal.com/25780.html - 4- Северное Возрождение.
В эпоху барокко создается уже сложная структура портрета и его виды: парадный, камерный и интимный портрет, объектами их часто выступают горожане, появляются и становятся популярными семейный и групповой портреты.
Восприятие портрета становится все более динамичным, благодаря разным выражениям лиц, жестам, улыбкам, проявлениям радости, гнева или сосредоточенности.
https://vanatik05.livejournal.com/26043.html - 5 Барокко.
Эпоха рококо широко дополняет портрет аксессуарами, пейзажными фонами, усложняющими структуру изображения. И если барокко - искусство в своем истоке религиозное, рококо - сугубо светское, чуждое как серьёзности, так и подлинной страсти, ему присущи изысканность, утонченность, декоративность и театральность.
https://vanatik05.livejournal.com/26221.html - 6 - Рококо
К середине XVIII столетия в противовес легкомысленному и чувственному рококо приходит неоклассицизм, живопись реалистичная и строгая, для которой характерны ясность форм, сдержанные цвета, ограниченное пространство, и главное - связь с классической традицией. Используя сюжеты античности, он привносит в живопись и современную историческую тематику, проповедует простоту и естественность, героизм и добродетели.
В России в XVIII веке работали многие приглашённые европейские портретисты, что способствовало интенсивному развитию русского портрета, уже с середины XVIII века поднявшегося на европейский уровень.
https://vanatik05.livejournal.com/26460.html - 7-Неоклассицизм
Ко второй половине XVIII века в европейском и американском искусстве направления в живописи начали рождаться почти одновременно. Так в конце века во времена революционной ломки старого миропорядка, усталости от классических канонов, стремления к свободе и обновлению, интереса к внутренней духовной жизни человека рождается новый стиль - в европейском искусстве - романтизм.
«Романтический» портрет становится остро реалистичным, он не просто передает сходство с изображаемым человеком, а пытается отобразить всю гамму его чувств и настроений.
https://vanatik05.livejournal.com/27951.html - 8 - Романтизм.
В середине XIX века в недрах романтизма начинает рождаться и противостоять ему реализм. Его основными особенностями являются отражение социальных проблем общества, критическое отношение к событиям, подробное воспроизведение повседневной жизни, приземленность и правдивость.
Реализм отражал современность, сиюминутность - все то, что уже с успехом начинала воспроизводить фотография.
https://vanatik05.livejournal.com/28576.html - 9 - Реализм.
Появление фотографии, фотопортрета, способствовало освобождению художников от необходимости тщательного выписывания деталей, родилось новое направление - импрессионизм, об основных особенностях которого знает каждый человек, интересующийся живописью. Мастера французского импрессионизма, а позже и европейского, стремились запечатлеть в портрете изменчивость облика человека, его связь со столь же изменчивой средой, не рисовать точную копию, а реализовывать свои впечатления от личности.
https://vanatik05.livejournal.com/2017/11/17/ - 10 - Импрессионизм - 1
https://vanatik05.livejournal.com/29641.html - 10 - Импрессионизм - 2
Если импрессионизм - это направление, стиль, то постимпрессионизм это - собирательный термин, который охватывает множество стилей, используемых художниками, большинство из которых раньше были импрессионистами или находились под влиянием импрессионизма. Наиболее ярко и наглядно он проявился в портретах Сезанна (который говорил, «Высшая цель искусства - это лицо»).
и в драматических, нервно-напряжённых портретах и автопортретах Ван Гога, глубоко отразивших проблемы нравственной и духовной жизни человека. «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… Человеческая душа… гораздо интереснее» - говорил он.
https://vanatik05.livejournal.com/30170.html Постимпрессионизм-1
https://vanatik05.livejournal.com/30375.html Постимпрессионизм-2
На смену умиротворенному импрессионизму и неспокойному постимпрессионизму пришло еще более яркое, но на мой взгляд, более «необузданное» художественное направление - экспрессионизм. В полной мере экспрессионизм был порождением «сумрачного германского гения», расцветшего вдруг яркими красками, ломаными линиями, странными композициями, заглянувшего в душу зрителя, ужаснувшегося ее темным глубинам и вывернувшего их наизнанку.
Фотография в ту пору уже исполняла функции сохранения точного отображения персонажа, поэтому художественный портрет становится средством решения чисто художественных задач, отражает личный пристрастный взгляд художника на изображаемого человека, стремится эмоционально передать его внутренний мир, часто даже пренебрегая внешним сходством.
https://vanatik05.livejournal.com/31700.html - 12 - Экспрессионизм.
Следующее направление в искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Это сюрреализм, в котором провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного.
В портретном жанре художники - сюрреалисты стремились не к сходству, для них важно было отразить внутренний мир человека так, как они его себе представляли в своем воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы.
https://vanatik05.livejournal.com/31975.html 13 - Сюрреализм
Портретная живопись, как и живопись вообще, в России появилась намного позже, чем в странах Европы. Но она вобрала в себя все лучшее, что было уже наработано на Западе, и быстро догнала его, создав свой неповторимый образ «русского портрета», пройдя путь от иконописи через все направления за 4 века,
получив мировое признание в 19 веке, начав 20 -й блестящим «Серебряным веком», «русским авангардом»,
продолжив «соцреализмом», откинувшим живопись назад, но реабилитировавшись в творчестве русских художников второй половины 20 века, работавших в основном заграницей.
https://vanatik05.livejournal.com/32331.html Русский портрет, 1-2,
https://vanatik05.livejournal.com/32620.html https://vanatik05.livejournal.com/32859.html Русский портрет, 3-4
https://vanatik05.livejournal.com/33025.htmlВ современном искусстве у портрета есть сильный конкурент - фотография, поэтому портретное сходство остается ее уделом, а традиционное воспроизведение внешности и других характеристик модели перестаёт быть основной целью живописного портрета, ведь изобразить вещи, как они есть, стало возможно одной вспышкой фотоаппарат аили телефона. Портрет становится полем для художественных экспериментов, превращаясь в самоценную художественную задачу, не связанную с изображаемой личностью. Поэтому актуально высказывание Марата Гельмана о том, что «в контексте позднего постмодернизма… портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив».
https://vanatik05.livejournal.com/35476.html Хотя и сегодня есть художники, исповедующие принципы реализма, и зрители, желающие видеть точное изображение лиц и фигур, и заказчики, предпочитающие украшать стены своих домов не фотографиями, а живописными портретами членов своей семьи, отражающими полное сходство с оригиналом. Поэтому можно продолжить высказывание Гельмана, что «если рассматривать все актуальные практики сегодня, и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это скорее жизнь после смерти».
Все видеоролики к указанным в ссылках постам можно посмотреть на моей странице в YouTube:
https://www.youtube.com/user/vananik1/videos?view_as=subscriber&shelf_id=1&view=0&sort=dd