«Воображение - это то, что имеет
склонность становиться реальностью».
Андре Бретон.
Это высказывание французского поэта-сюрреалиста как нельзя лучше подходит к нашей теме, потому что «в сюрреализме провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного. (
http://smallbay.ru/surreal.html) Surréalisme (буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, охватившее всю Европу и получившее отклик в Америке, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Чтобы достичь глубин своего подсознания, «духовного возвышения и отделения духа от материального мира», художники-сюрреалисты часто творили в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения, это было широко распространено тогда в их среде.
В портретном жанре художники - сюрреалисты не стремились к точному изображению человека, к сходству, для них важно было отразить его внутренний мир так, как они его себе представляли в своем богатом воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы, и раскрыть «истинное», по их мнению, содержание его характера, глубинные мотивы поступков.
Конечно же, в нашем сознании при упоминании понятия «сюрреализм» в первую очередь возникает имя художника, провозгласившего свое кредо «Сюрреализм - это я!» и создавшего немало портретов (что было как раз не так характерно для художников-сюрреалистов). Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель Сальвадор Дали (Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль) (1904-1989)
родился в семье богатого нотариуса и получил свое имя в честь умершего в двухлетнем возрасте старшего брата. Биография Сальвадора Дали хорошо известна - о нем написано много научных работ и книг, в том числе и им самим, (например, «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»), снято документальных и художественных фильмов (например, «Отголоски прошлого»). Дали с детства был капризным и очень своенравным, в школе вел себя вызывающе и плохо учился, проявил себя талантливым, но заносчивым в Мадридской Академии художеств, всю жизнь отличался скандальным поведением. Даже среди бунтарей и возмутителей тогдашнего традиционного искусства он выделялся своим эпатажным поведением и выглядел полусумасшедшим пижоном, прогуливающимся с муравьедом по улицам Парижа. Но главное в Сальвадоре Дали - постоянные искания, страстность и требовательность к себе в искусстве, высокий и разносторонний интеллект, умения в разных прикладных ремеслах.
Сам он определял свой метод в творчестве как параноико-критический, то есть «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений». Встретив в 1929 году жену Поля Элюара, «музу сюрреализма» по прозвищу Гала (Елена Ивановна (Дмитриевна)Дьяконова), Дали, находясь в это время на грани безумства, влюбляется в нее на всю жизнь, она с первой встречи освобождает его от всех пожиравших его суеверий, сомнений и колебаний, она становится воплощением его видений, его возлюбленной, его музой.
Благодаря ей сюрреалистический период в творчестве Дали станет чрезвычайно плодотворным, он лишний раз убедится в своем мнении, что «мир сновидений реальнее реального мира, что существует полное единство реальности и сверхреальности». Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. Я впервые познакомилась с творчеством Дали, работая после окончания института в Библиотеке иностранной литературы в отделе изобразительного искусства. Через мои руки проходили альбомы репродукций разных художников, требующие описания, а альбомы Дали (и многих других) сразу после обработки уходили в «спецхран», посетители могли видеть эти альбомы только по специальному разрешению «компетентных органов». С тех пор я нахожусь под вечным впечатлением от его работ и до сих пор разгадываю их «тайные смыслы».
После смерти своей обожаемой музы (а она была на 10 лет старше Дали и больна раком кожи) жизнь художника становилась все мрачнее. Он хотел, но не мог писать - страшно дрожала правая рука из-за болезни Паркинсона, он с трудом говорил, постоянно рыдал и часами издавал нечленораздельные звуки, страдал от галлюцинаций, представляя себя улиткой. Последние годы жизни Дали провел под крышей своего Театра-музея в Фигерасе - в «Башне Галатеи».
Да, конечно, Дали был одним из «столпов» сюрреализма, но предтечей этого стиля в живописи, художником, который оказал на будущих сюрреалистов влияние своим творчеством, был известный итальянский художник Джорджо де Кирико (1888-1978).
В начале ХХ века в Италии зародился новый стиль, очень близкий к сюрреализму, придуманный и разработанный этим художником и названный им «метафизическая живопись». В его основе «контраст между реализмом и мечтой, фантазией, символизмом, сюрреалистическими вещами. Реалистичные изображения, которые являются главным объектом исследования художника, помещаются в некую ирреальную атмосферу, которая намекает на иное пространство, иное измерение.» (
http://art-assorty.ru/9438-metafizicheskaya-zhivopis.html). Де Кирико родился в Греции в семье сицилийского инженера, строившего в стране железную дорогу, учился в Афинах, а затем в Академии художеств в Мюнхене, но принципы академического реализма его мало интересовали, он увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, толкованием сновидений, галлюцинаций и пророчеств, и отражением их в своих работах.
На этом портрете поэта Аполлинера, написанном в период пребывания художника в Париже (а именно Аполлинер впервые назовет его картины «метафизической живописью»), на переднем плане античная статуя, а сам поэт изображен сзади в виде тени с кружком мишени на лице. Через несколько лет, в 1916 году, во время войны именно сюда попал осколок снаряда. Разве не мистика?
Парижский период в жизни художника, знакомство с Бретоном, Аполлинером, Пикассо был значимым и плодотворным в развитии его художественной концепции. А переезд де Кирико в Италию и знакомство с художником-футуристом Карло Карра помогло ему сформулировать концепцию и теорию собственного течения и издавать журнал «Метафизическая живопись».
В Европе проходят выставки художника, его поиски и находки вдохновляют таких гигантов сюрреализма, как Дали и Магритт, но сам де Кирико вдруг совершает резкий поворот в своем творчестве, призывая вернуться к живописной манере старых мастеров, таких как Рафаэль, Рубенс, Курбе... Он не встретил понимания ни у своих друзей, ни у поклонников, и этот период его творчества уже не относится к нашей теме, но его полотна, его идеи вдохновляли многих художников.
В их числе был француз Ив Танги (1900-1955).
Он родился в семье морского офицера, впечатления детства, связанные с морем, отразились в творчестве художника, никогда не обучавшегося живописи: он использовал в своих работах формы всяких морских обитателей, гадов и водорослей, уподобляя им человеческие фигуры в причудливых галлюцинациях.
Бельгийский художник-сюрреалист Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967)
тоже не избежал влияния Джорджо де Кирико, он начинал как художник-декоратор в стиле кубизма, а с 1926 года после знакомства с творчеством де Кирико, с сюрреалистами и Андре Бретоном переходит к созданию своих сюрреалистических картин, в каждой из которых скрыта загадка, каждая представляет собой живописный эксперимент с реальностью. Магритт всегда протестовал против того, чтобы его причисляли к сюрреалистам, он уверял, что стиль, в котором он создает свои картины, можно определить, как «магический реализм». Но как бы то ни было, его картины полны сюрреалистическими загадками и тайными смыслами.
Есть у Магритта работы, в которых часто повторяются одни и те же элементы: например, котелок на человеке, лицо которого скрыто каким-нибудь предметом, иногда этот «Некто» даже повернут к нам спиной. Считается, что все эти мужчины в разной степени являются автопортретами самого художника, который тщательно скрывал свою личную жизнь, старался быть неприметным, редко выходил из дома и почти не бывал «в свете».
Еще одна неоднократно повторяющаяся деталь, замотанные белой тканью головы людей, возможно, отсылают нас к тяжелому эпизоду из жизни художника: когда ему было 13 лет, его мать покончила жизнь самоубийством, выйдя ночью из дома в одной ночной рубашке и утопившись в реке. Её нашли через несколько дней, обнаженной, только рубашка обмоталась вокруг головы, скрывая лицо.
Главной музой и вдохновительницей художника была его жена, Жоржетта, с которой он познакомился, когда они еще были детьми, детская любовь прервалась из-за отъезда семьи Жоржетты в Брюссель, а потом, после случайной встречи там уже в юношестве, когда Магритт учился в Королевской Академии изящных искусств, их любовь вспыхнула уже в полную силу и на всю жизнь. Сам художник утверждал, что все женские образы на его картинах так или иначе имеют лицо его жены.
Будучи необыкновенным, своеобразным, узнаваемым в своих работах художником, он был абсолютно заурядным, скромным, замкнутым человеком, упорно утверждавшим, что в нем самом нет ничего необыкновенного. Умер Магритт в возрасте 68 лет на руках своей любимой жены от рака поджелудочной железы, оставив нам право и возможность разгадывания своих фантазий и аллюзий. «Всё видимое скрывает ещё что-то, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим» (Рене Магритт).
Испанский (каталонский) живописец, любивший море, южный колорит и пейзажи родной земли, но подписывавший свои работы по-французски, Жоан (Хуан) Миро (1893-1983)
говорил: «Когда я начинаю писать картину, я чувствую какой-то толчок, который заставляет меня забыть об окружающей действительности... Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью.» Он родился в Барселоне, художественное образование получал в Школе изящных искусств, а затем в частной школе Франсиско Гали, первая его выставка состоялась уже в 1917 году, в основном на ней присутствовали работы в духе фовизма и кубизма. Сюрреалистический этап в творчестве художника, как и формирование собственной, более абстрактной манеры, приходится на 20-е годы ХХ столетия.
Его называют основоположником поэтического сюрреализма, создателем художественного языка, наполненного экспрессией, необычными символами и образами, артистизмом и свободой. Подобные оценки его творчеству давали современники, в частности, Бретон говорил о нем: "Миро - самый большой сюрреалист среди нас". Обладая, по мнению специалистов, ярким индивидуальным стилем, художник всю свою долгую творческую жизнь искал и находил новые формы и приемы для передачи своих мыслей и впечатлений.
Как вы можете видеть, я не берусь судить о том, насколько его творчество соответствует тем характеристикам, которые ему давали современники, я не являюсь его поклонницей, предпочитая просто полагаться на мнение специалистов, считающих этого многогранного художника, графика, скульптора, керамиста выдающимся представителем сюрреализма и предтечей абстрактного экспрессионизма.
Ярким представителем сюрреализма, одним из его основателей был немецкий (и французский) художник, график, мастер коллажа и скульптор Макс Эрнст (1891-1976),
Родился Эрнст в Германии в католической семье, где было девять детей (Макс был третьим) и отец был учителем и художником-любителем, он и привил маленькому Максу интерес к рисованию и созерцанию природы. Учась в Боннском университете на факультете философии, юный Макс увлекался психологией и изучал творчество, в живописи и скульптуре, душевнобольных, а в свободное время много рисовал, посещал музеи и лекции по искусству. Начинал Макс Эрнст как дадаист (дадаизм, 1916-1923 годы - авангардистское течение, слившееся во Франции с сюрреализмом, а в Германии - с экспрессионизмом, проявившее себя в основном в коллаже и провозглашавшее «последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики»).
Участие в дадаистских выставках, неизменно сопровождаемых скандалами, привело в 1920 году к разрыву с отцом, с тех пор он никогда больше не виделся с семьей. После женитьбы (а потом фактического расставания с семьей) и переезда в Париж, знакомства с Андре Бретоном, Полем Элюаром и его женой Гала (которая ему раньше в Кёльне позировала) Эрнст написал групповой портрет, на котором изображены его друзья, ведущие художники и литераторы того времени.
(Сам Маркс Эрнст «сидит» слева на коленях у Достоевского). Самыми продуктивными годами в его сюрреалистическом периоде были 20-30-е, проведенные во Франции, а с началом Второй мировой войны ему не только пришлось быть не раз арестованным, сидеть в лагере для интернированных, дважды бежать из лагеря, но и в конце концов эмигрировать в США, где он встретил многих своих друзей-художников, также бежавших от войны.
В Америке Эрнст увлекся абстрактным экспрессионизмом и совершенствованием новой техники «oscillation (колебание)», которая заинтересовала молодого Поллока, и легла в основу значительной части его творчества (техника капания или разбрызгивания краски над холстом), но это уже не имеет отношения к нашей теме. В 1950 году Эрнст вернулся во Францию, в 1975 году состоялась его последняя прижизненная большая ретроспективная выставка. «Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя.» - Макс Эрнст.
Еще один интересный и бывший малоизвестным для меня художник, начинавший с подражания Сезанну, прошедший через увлечение дадаизмом, испытавший на себе влияние творчества и теоретических работ Джорджо де Кирико, друживший и Ивом Танги и пришедший к сюрреализму - Виктор Браунер (1903-1966).
Он родился и учился в Румынии, уже с 20 лет участвует в жизни румынского авангарда, но только в 29 лет присоединяется к группе парижских сюрреалистов. После нескольких лет жизни в Румынии (по семейным обстоятельствам) в 1938 году он возвращается в Париж и остается во Франции навсегда. Выше я привела одно из самых знаменитых его произведений - написанный в 1931 году автопортрет, который является сюрреалистическим не только по содержанию и исполнению, но и по своей мистической потусторонней неизбежной предопределенности, что так присуще сюрреализму. Через семь лет после написания этого автопортрета художник теряет глаз во время драки в баре. Последующий за этой трагедией период в творчестве художника наполнен мрачными раздумьями, «сумеречными» видениями и галлюцинациями,
Браунер увлекается мистикой и эзотерикой, живет в состоянии отчаянного страха и предчувствия катастрофы из-за начавшейся войны и своего еврейского происхождения. Он постоянно переезжает, чудом избегает смерти и только в 1945 году возвращается в Париж. Постепенно он успокаивается и из его жизни и живописи уходит страх, он рисует фантастических животных, живущих, по его мнению, в глубинах человеческой души. Последние годы его жизни опять были мучительными из-за тяжелой и изнуряющей болезни - лёгочной эмболии. «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь» - эти слова из его дневника написаны на его могиле.
Очень интересны творчество и судьба мексиканской художницы, получившей сначала признание во Франции, и только незадолго до смерти у себя на родине, в Мексике - Фриды Кало (1907-1954).
Можно назвать ее работы сюрреалистическим примитивизмом, это в основном автопортреты или портреты близких людей, наполненные изображениями растений и животных, символами болезней и несчастий. Мало того, что смерть близких преследовала ее семью, она еще и не раз стояла у ее постели, сначала в виде детского полиомиелита, из-за которого девочка осталась на всю жизнь хромой, а в 1925 году смерть напомнила о себе страшной катастрофой, когда в школьный автобус врезался трамвай. Перелом позвоночника, раздробленный таз, многочисленные повреждения костей и внутренних органов - врачи и родные сомневались в том, что девушка выживет. Но она выжила, и испытывая постоянные и сильные боли начала рисовать (в основном автопортреты и натюрморты - то, что было доступно делать лежа). Она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Еще в возрасте 14 лет она увидела Диего Риверу, он два года работал над росписью в школе, где она училась. А через 8 лет она стала его женой, это был бурный роман, со ссорами и изменами с обеих сторон, но сближало их творчество и общие коммунистические убеждения. Некоторое время у них даже жил Лев Троцкий, он был вынужден расстаться с ними из-за завязавшегося у него романа с темпераментной Фридой. Но учителем, любовью и болью всей ее жизни (несмотря на ее бисексуализм, полную раскрепощенность, пристрастие к текиле, буйный характер, развод с мужем и повторный брак с ним же) был Ривера. Она говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».
Как я уже говорила, автопортрет был преобладающим жанром в ее творчестве, в них отражена ее жизнь, ее боль, ее надежды, ее любовь. В ее работах много метафор, символов, присутствуют отголоски наивного мексиканского искусства, народных верований и фетишей, но и заметно влияние европейской живописи, особенно эпохи Возрождения.
Сегодня Фрида Кало хорошо известна в Европе, США и Мексике, ее работы высоко ценятся на аукционах: одна из ее картин («Корни») была продана на аукционе Sotheby’s за 7 миллионов долларов, а дом в Мексике, в котором она родилась, стал Домом-музеем Фриды Кало.
Об одном художнике-сюрреалисте, прожившем долгую плодотворную жизнь и скончавшемся всего год назад, я узнала только тут. Это израильский художник Владимир (Йосл) Иосиф Бергнер (1920-2017), родившийся в Варшаве в семье писателя и певицы,
начавший еще там обучаться живописи и пытаться иллюстрировать книги Кафки, который был другом семьи. В 1937 году Бергнеры эмигрировали в Австралию, и уже в 1939 году юный художник участвует в выставках в Мельбурне, а во время Второй мировой войны служит в австралийском корпусе британской армии. В 1950 году он переезжает в Израиль и поселяется в Цфате - «городе художников». Его ранние работы написаны в экспрессионистском стиле и имеют явную социальную окраску левого толка. И только в 60-х годах «Бергнер пришел к своей «самобытной версии сюрреализма, пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот». (
http://eleven.co.il/state-of-israel/culture-and-arts/10539/)
Часто в его картинах присутствуют символы, связанные с жизнью и судьбой еврейского народа. Они не только рассказывают о трагических событиях времен войны, но и о трудностях переселенцев («халуцим») первых лет с помощью символов: птицы - вражеские силы, мешающие поселенцам, а
«бабочки» - это идеалы сионизма.
Кроме живописи Бергнер оформлял спектакли в израильских театрах, иллюстрировал книги (Например, «Процесс» Кафки), в Австралии о нем сняли фильм, так как ценили его вклад в австралийское искусство, он неоднократно иллюстрировал произведения израильского классика Шая Агнона, а в 1997 году вышла его автобиографическая книга с собственными иллюстрациями.
Еще хочется сказать о нескольких художниках-сюрреалистах, которые играли важную роль в становлении и развитии стиля, но почти не писали портретов, я их просто перечислю и покажу несколько работ. Это швейцарский скорее скульптор, чем художник - Альберто Джакометти (1901-1966)
Это французский и американский художник и теоретик искусства, один из «столпов» сюрреализма и самых влиятельных представителей современного искусства в ХХ веке - Марсель Дюшан (1887-1968), утверждавший, что «Главным врагом искусства является хороший вкус.»
Нидерландский художник-гракфик Ма́уриц Корне́лис Э́шер (1898-1972), сознательно выбравший свой путь в искусстве - не художника маслом, а гравера, так как его интересовала возможность повторения образов и эксперименты с зеркалами и сферами.
И, наконец, французский художник польского происхождения - Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола) (1908-2001), попробовавший себя на протяжении своей долгой творческой жизни почти во всех жанрах, в том числе и в портрете.
Заканчивая этот краткий обзор портретной живописи сюрреализма, хочу сказать, что тут упомянуты, конечно, далеко не все художники этого направления, в котором портретное сходство с оригиналом было вообще не главным. Определение того, что является главным в сюрреализме, дал его теоретик, неоднократно уже упоминавшийся тут - Андре Бретон: «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
В следующей части темы я постараюсь дать краткий обзор истории развития портретного жанра в русской живописи. А пока предлагаю, как всегда, посмотреть видеоролик на тему, в котором около 95 репродукций работ 13 художников, в сопровождении музыки Pink Floyd, время просмотра - 6 минут.
Click to view
Ссылки: 1
http://smallbay.ru/surreal.html 2.
http://www.artap.ru/cult/surrealisme.htm 3.
http://paintings.culturesite.org/ru/.
4.
https://ru.wikipedia.org/wiki 5.
https://www.wikiart.org/ru/paintings-by-style/syurrealizm?