ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (1). Современный портрет.

Nov 07, 2018 11:38

"Портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив.
Но, если рассматривать все актуальные практики сегодня,
и если есть некие живые проявления портретного жанра,
то это скорее жизнь после смерти."  Марат Гельман.
Заканчивая тему живописного портрета, я перехожу к самому трудному для меня периоду, так как только пытаюсь научиться пониманию современной живописи, далеко не все мне нравится, далеко не все я воспринимаю, но я стараюсь разобраться, не отвергая, не критикуя, а только изучая, о чем прошу и тех, кто будет это читать и смотреть. В конце ХХ века в период позднего постмодернизма отношение художников и зрителей к портрету сильно поменялось. Мало кто требует сегодня от портрета сходства с оригиналом, зритель воспринимает любое изображение «как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее» (М.Гельман).

Стилевое разнообразие в современной галерее портретов поражает воображение - от классического реализма до абстракционизма, от экспрессионизма до нео-поп-арта, от сюрреализма до биомеханической живописи, от импрессионизма до «искусства ради искусства»… Только в этой своей статье я сделала подборку портретов, написанных в 16 разных направлениях живописи. Начнем с корифеев, работавших в стиле поп-арт, одним из самых знаменитых идолов которого был Энди Уорхолл (1928-1987).



Особенностью его творчества было применение трафаретной печати для создания своих картин. Портреты, выполненные им, представляли яркий идеализированный образ без недостатков и изъянов, в чистых сочных тонах, часто в нескольких расположенных вряд экземплярах разного цвета. Эти ярко раскрашенные портреты становились «иконами» нового времени и иногда даже превосходили по популярности самих личностей, изображенных на них, но чаще личности эти уже имели мировую известность.


На «Фабрике», так он назвал свою огромную студию в Нью-Йорке, за день при участии помощников создавалось множество десятков одинаковых работ, определить авторство каждой из них было не всегда возможно. Позже
эта студия превратилась еще и в прибежище разных маргиналов, трансвеститов, наркоманов, проституток, Уорхолл позволял своей «пастве», своим «детям» заниматься там чем угодно, помимо «штамповки» картин.


Подробнее о его жизни, привычках, страсти к коллекционированию всего и вся, экзальтированной эпатажности и одновременно врожденной застенчивости, жизни «на виду» и в то же время в глубоком душевном одиночестве, можно подробнее прочитать тут: https://artchive.ru/artists/8723~Endi_Uorkhol
Следующий художник этого направления Алекс Кац (1927),


родился в Бруклине, последние 40 лет своей долгой творческой жизни пишет исключительно портреты, настаивая на том, что его картины «также реалистичны, как картины Рембрандта». В отличие от Уорхолла он не использует трафаретную технологию, а пишет кистью и красками, делает множество эскизов, и только потом переносит все на большой холст, покрывая его плоскости локальным чистым цветом и ясными четкими линиями.


Сам художник называет свои картины «содержательными и агрессивными», на самом же деле он постоянно стремится к соблюдению некоего внутреннего баланса между традицией и провокацией, и это приносит ему успех на выставках и аукционах (рекорд - 666000 $ на Christie’s). Ему сегодня 91 год, но он продолжает быть востребованным. (Прочитать о нем подробнее и посмотреть картины можно на его личном сайте тут: http://www.alexkatz.com/)
Английский художник, график и фотограф Дэвид Хокни (1937)


большую часть своей жизни прожил в США, в Калифорнии, видный представитель поп-арта, выдвинувший с физиком Ч.М. Фалько гипотезу о влиянии оптических приборов на реалистическую технику изображения в классическом европейском искусстве. Даже уже в преклонном возрасте художник продолжает оставаться экспериментатором, осваивая электронные гаджеты и мультимедийные экраны, называя работу художника главной любовью всей своей жизни, постоянно экспериментируя с разными техниками, путешествуя по всему миру и не отказывая себе, тем не менее, в жизненных радостях.



У него было и есть в жизни все: творчество, мировая слава, свобода, большая любовь с Питером Шлезингером, кутежи и сумасбродства, инсульт в 2012 году, почти полная потеря слуха, но он продолжает работать в своей студии по 6 часов в день, уверяя, что чувствует себя за работой тридцатилетним. (Если кого-то заинтересует его творчество: https://artchive.ru/artists/4449~Devid_Khokni)
    Одним из направлений в современной живописи, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть образ, сохранив его схожесть с объектом в реальности, является фигуративная живопись - широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления, одно из которых - «фигуративизм» - делает упор на изображении фигуры человека или животного. Ярким представителем этого направления был английский художник еврейско-немецкого происхождения, внук Зизмунда Фрейда - Люсьен Фрейд (1922-2011)


Его образ, характер, биография, личная жизнь, поведение очень интересны и неоднозначны, (обо всем этом можно прочитать подробно тут: https://artchive.ru/artists/10456~Ljusen_Frejd), а в творчестве для него не существовало авторитетов и правил, он был по природе своей бунтарем, писал, что хотел (много обнаженной натуры) и как хотел. Некоторые критики причисляют его к направлению натурализма, для которого характерно изображение людей, не скрывающее их недостатков.


Например, этот портрет вызвал большое недовольство королевского двора. Большую часть его творчества занимали изображения обнаженных, главным образом, женских тел. Из-за того, что художник не скрывал недостатков фигуры, а иногда даже казалось, что нарочито их подчеркивал, некоторые считали его женоненавистником, хотя в жизни он пользовался колоссальным успехом у женщин, не знал им счета, и только признанных детей у него было 14.



Сегодня Люсьен Фрейд - один из самых дорогих современных художников, в 2008 году одна из его «обнаженных» была продана за 33,6 млн. долларов.
Американская художница Мишель Мюррей (1962), также представитель фигуративного направления в живописи,



росла в семье потомственных художников, сначала занималась коммерческим искусством, и только в возрасте 40 лет начала рисовать маслом, и главными любимыми персонажами ее картин являются женщины и дети.



Художница стремится отразить на полотне с помощью движения света и богатства цвета красоту момента, приподнятое состояние души изображаемых, величие и великолепие каждого момента в жизни человека.
Совершенно другим предстает перед нами творчество австрийского художника Эрнста Фукса (1930-2015),


сумевшего соединить классический реализм с сюрреализмом и другими радикальными направлениями в новом, созданном им самим стиле, названном «фантастический реализм». У него был необычайно широкий диапазон творчества, включавший не только многие жанры живописи, но и другие виды искусства - архитектуру, скульптуру, литературу, музыку…


Чрезвычайно интересны не только творчество художника, но и история его жизни, еврея по отцу и католика с 12 лет (по вынужденному для спасения жизни крещению - его мать была католичкой), его духовные поиски и интерес к средневековью, иудейской и христианской философии и религии, к мистике, его знакомство с великими Кокто, Сартром, де Кирико, особенно с Сальвадором Дали. Обо всем этом желающие могут прочитать тут: https://artchive.ru/artists/8005~Ernst_Fuks
О творчестве швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера (1940-2014), потрясающем воображение, пугающем, отталкивающем и одновременно притягивающем, я почти ничего не знала, так как не люблю научную (или псевдонаучную) фантастику, фильмы ужасов и поэтому не смотрела фильм «Чужой»,



получивший Оскара и принесший известность художнику. Автор сценария этого фильма, Дан O’Бэннон, рассказывал: ««Его картины произвели на меня глубокое впечатление. Я никогда раньше не видел ничего более жуткого и в то же время прекрасного, чем его работы.» Гигер, представитель фантастического реализма, основатель «биомеханического» искусства, с детства увлекался всем темным и таинственным, страдал ночными кошмарами, которые преследовали его всю жизнь, и которые он переносил (часто с помощью аэрографа) на бумагу и холст. Одна из самых впечатляющих его художественных работ, сборник иллюстраций «Некрономикон», вызывающих такие же смешанные чувства, как и его личность, и отсылающих к творчеству Босха.

(Ли Тоблер была подругой Гигера около девяти лет, пока в 27 лет не совершила самоубийство) Живопись для Гигера была еще и способом справиться с собственными кошмарами. А вот самого его поджидала совершенно прозаическая смерть: в собственном доме упал с лестницы и разбился насмерть. (Те, кого интересует творчество Гигера, могут прочитать о нем, например, тут: http://paranormal-blog.ru/gans-rudolf-giger/
 П
родолжение разговора о современном портрете в следующих постах. В конце рассказа будет музыкальный видеофильм.

#0563c1, #954f72, живописный портрет

Previous post Next post
Up