ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (2). Русский портрет. ХХ век.

Oct 09, 2018 11:43



Его можно назвать не только «художником из народа» (что соответствовало требованиям эпохи), но и новатором, философом в живописи, «пытавшимся теоретически обосновать некоторые существенные закономерности восприятия и передачи в живописи и рисунке пространства, формы, цвета…». Он изобрел новое пространственное построение, достигаемое с помощью так называемой "сферической" или "наклонной" перспективы. Это позволяло по убеждению Петрова-Водкина, «в любом холсте сохранять "планетарное" ощущение связи конкретного объекта изображения с необъятными просторами Вселенной». Свою жену, Мару, художник встретил во Франции, полюбил на всю жизнь и на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни много и по-разному рисовал ее.


Современники называли Петрова-Водкина "древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее", и особенно ясно это видно как раз в портретах, где происходит раскрытие внутреннего мира изображенного, благодаря просто и выразительно переданным чертам и пристально смотрящим на зрителя глазам на, как правило, очень крупном лице.



С советской властью при жизни у Петрова-Водкина были прекрасные отношения, он был удостоен в 1930 году звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А вот после его смерти руководители культуры вдруг поняли, что основой его творчества являются иконопись и французский символизм, и на долгие годы он был почти забыт. (Подробнее о портретах художника тут: http://kozma-petrov.ru/portraits.php)
«Живописцем №1» у советской власти был художник, имевший до революции репутацию вполне сложившегося «салонного» художника. Однако после 1917 г. он резко меняет стиль, направление работы, и становится родоначальником официозного искусства. Речь идет об Исааке Бродском (1896-1939), посмотрите на его автопорет, написанный до революции. 


Исаак Бродский считается одним из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, в многочисленных портретах Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей, можно сказать стал «придворным» художником, создавал полную «иконографию» советских вождей, с бесконечным тиражированием её главных образов - Ленина и Сталина, создал обширную изобразительную «лениниану». Конечно, можно обвинять Бродского в том, что он предал свой талант, стал штамповать «лениных», превратился в певца кровавой власти.


При всем при этом надо отдать должное виртуозной технике и острому взгляду художника, собственному стилю, который называли «ажуром» и который стал образцом для подражания. Горький, у которого художник гостил на Капри, напишет ему: «В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта - ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как “вечная сказка”».



Много сил отдавал Бродский возрождению Академии художеств и руководству ею, а также коллекционированию - у него была вторая по объёму и значению после собрания Русского музея коллекция русской живописи, которую он завещал государству (хотя, говорят, и не по доброй воле, а по принуждению «компетентных органов»). (http://fb.ru/article/243805/brodskiy-isaak-izrailevich-biografiya-i-foto-kartin)
Еще один живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист, и Народный Художник СССР, Вице-президент Академии Художеств СССР, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда Дейнека Александр (1899-1969) начинал так:


А стал крупнейшим художником искусства социалистического реализма, выразившим в своих работах героический идеал того времени, создавший цикл работ, воспевающий советских людей, радостно трудящихся на заводах и фабриках (смотрите первую репродукцию в этой статье), занимающихся спортом, поголовно физически красивых и счастливых. Дейнека не кривил душой, он действительно был искренним сторонником советской власти, восторженно принял революцию и верил в то, что его плакатные шахтеры, рабочие, спортсмены, летчики на самом деле счастливы, как и он сам на этом портрете.



Будучи сам хорошо физически развитым, Дейнека воспевал спорт, он говорил: «Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».
Самыми плодотворными и счастливыми годами в жизни Дейнеки были для многих трудные (а для некоторых даже смертельные) 30-е: он много работает, ездит по стране и в заграничные турне по США и Европе, откуда привозит великолепные рисунки, портреты и картины, а в 1937 году он получает золотую медаль Парижской всемирной выставки.


Но не так все просто в определении творчества Дейнеки, ведь недаром же этот до мозга костей «советский человек» писал в 1931 году жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, - я бы пустил себе пулю в лоб». А великий Матисс, увидев его работы, сказал, что он самый талантливый из советских художников, «ушедший вперед в своем художественном развитии». А в нашем веке его называют «остросовременным модернистом».
Интересным и известным художником того времени был Орешников Виктор (1904-1987), народный художник СССР, дважды лауреат Сталинской премии, академик, четверть века он был ректором Ленинградского института живописи имени Репина. Он считал себя приверженцем классического искусства,



признавал своими учителями Эль Греко, Тициана и Веласкеса, хотя в 20-х - начале 30-х годов его учителями были К.Петров-Водкин и И.Бродский. Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Особенно хороши у Орешникова женские образы, не так часто можно встретить в советских женских портретах изящество, грацию и одухотворенность. А с его детских портретов на нас смотрят пытливые глаза ребят, открывающих для себя мир, у которых еще все впереди.



В каждой модели Орешников находил черты идеала гармоничной, вечной, неподвластной моде красоты. Но не все так «красиво» было в его биографии, советская власть использовала даже людей, далеких от политики. В 1973 Орешников был в числе членов Академии художеств СССР, «целиком поддержавших протест членов Академии наук СССР, опубликованный в газете «Правда», и решительно осудивших клеветнические заявления академика Сахарова». Надо, правда, сказать, что этот факт не влияет на восприятие нами его творчества, «но осадок остался»…
Александр Лактионов (1910-1972), (уверена, многие помнят одну из самых известных его картин «Письмо с фронта», за которую он получил Сталинскую премию),


родился в Ростове-на-Дону в рабочей семье (мать - прачка, отец - кузнец), с 19 лет работал каменщиком, а затем чертежником., много рисовал, учась в Ростовской художественной школе. В 20 лет он решил стать профессиональным художником, вместе с друзьями отправился в Москву, а затем в Ленинград, где на его работы обратил внимание И.Бродский и взял его к себе в ученики в Академию художеств. Бродскому он обязан не только освоением приемов современной живописи, но и изучением техники старых мастеров, Бродский требовал от него быть «ближе к натуре».


Лактионов создал обширную галерею портретов советских военных и государственных деятелей, представителей культуры и науки. О его портретах (как и о жанровых сценах) существуют разные мнения, есть поклонники его творчества, но есть и те, кто говорит, что в его многочисленных портретах, при уверенно переданном сходстве, не хватает «внутренней насыщенности образа», с чем я согласна.

Его живопись постоянно вызывала споры, но он был верен своему, пусть очень внешнему, пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению.
Живописец, график, известный своими портретами (и пейзажами), член Ленинградского Союза советских художников Невельштейн Самуил (1903-1983),



окончил Институт Пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде, в 1935 году стал членом Ленинградского Союза советских художников. После начала войны вступил в народное ополчение, пережил блокаду, а после войны продолжил писать, ведущей темой творчества стал портрет молодого современника.



Прекрасно владея техникой живописи, акварели, графики, Невельштейн  создал множество портретов, отличающихся глубиной передачи характера и сдержанным колоритом.
Советский художник, график, портретист и жанровый живописец Ломакин Олег (1924-2010)



может служить ярким примером верного приверженца темам «социалистического реализма» именно в портретной живописи. Большая часть его работ посвящена труженикам села, в основном женщинам, в них воспевается их тяжелый труд, но все они выглядят счастливыми.



Ломакин вообще считается признанным мастером портрета, у него есть известность и свои ценители, его произведения экспонируются во многих музеях мира, для меня же его творчество не представляет интереса.
Народный художник России Энгельс Козлов (1926=2007) сказал на праздновании своего 75-летия: «Портрет - пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов нарисовал за 50 лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно». И действительно, есть портреты известных людей, написанные с глубоким уважением и любовью.



Козлов является ярым приверженцем реализма, а о современном искусстве говорит, что «всякие там модернизм, авангардизм - это некоторые отражения своих мыслей. Не за жизнь хватаются, а за самовыражение.» Ну да это его право.
Сложно, но интересно говорить об еще одном русском художнике, творчество которого вызывало яростные
споры, поклонение и неприятие, хвалу и хулу. Речь идет об Илье Глазунове (1930-2017),



пережившем в детстве ленинградскую блокаду и потерявшем в ней почти всех родных. Память о войне сопровождала его всю жизнь. Я не буду рассказывать его биографию, о нем много написано, он посвятил большую часть своего творчества отражению «русского мира» и его истории, спасал, собирал по всей стране (и оставил государству, создав «Музей сословий») коллекцию икон, предметов народного быта и творчества, серьезно увлекался иллюстрацией литературных произведений,



написал много городских пейзажей, создал целую галерею портретов своих современников, часто писал свою жену, художницу из династии Бенуа.


В один из своих последних приездов в Москву я была в его Картинной галерее на Волхонке, рядом с Храмом Христа Спасителя, где представлено свыше 700 картин, она произвела на меня впечатление, особенно портреты, да и огромные полотна (всего их там 6), типа дважды написанной (первый вариант еще в 1977 году получил резкое противодействие властей и жесткую критику) «Мистерии XX века». В 1988 году на персональной выставке произведений И. Глазунова, открывшейся в дни празднования 1000-летия крещения Руси, публика впервые увидела уже второй, дополненный, вариант, размером 8 на 3 метра. В глазуновской «Мистерии» представлен истинно трагический балаган в мировом масштабе, в который вовлечены целые народы, а состоит картина из множества портретов, написанных по фотографиям или с натуры.



Умер Илья Глазунов в прошлом, 2017 году, в возрасте 87 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище. Хорошую, достаточно подробную, хотя и довольно комплементарную статью об Илье Глазунове, написанную еще при его жизни, можно прочитать тут и там же посмотреть репродукции: https://artchive.ru/artists/17665~Ilja_Sergeevich_GlazunovВ прошлом году, будучи в Москве, по дороге в Пушкинский музей на Волхонке, проходили мимо нового музея, оказалось, что это - Галерея Александра Шилова (1943),



успешного советско-российского живописца, графика и популярного портретиста, испытавшего в юности большое влияние Лактионова и перенявшего многое из его манеры живописи. В жизни художника все складывалось удачно: Народный художник СССР в 42 года, академик, лауреат разных премий, орденоносец, доверенное лицо президента, имеющий прижизненный музей своих работ, обласканный властью и элитой.



А вот в личной жизни художнику пришлось пережить большую трагедию, он потерял свою любимую дочь, родившуюся, когда художнику уже было 36 лет. Девушка умерла в возрасте 16 лет от саркомы плечевой кости, развившейся после сильного удара, полученного в шестилетнем возрасте от падения тяжелого зеркала. С тех пор художник, не смирившись с потерей дочери, продолжает писать ее портреты, изображая ее такой, какой она могла бы стать, если бы жила…



А.Шилова справедливо критикуют за «салонность», даже дурновкусие, за то, что называют «лужковским стилем», великая Ирина Антонова даже назвала Шилова «очень тяжелым случаем». Я согласна, разумеется, со всеми этими обвинениями, но есть среди его работ и такие, которые не могут оставить зрителя равнодушным, написанные в темных "фламандских" тонах, без пафоса и «красивости» - это цикл портретов ветеранов войны или их вдов.



Где-то я прочитала о Шилове такие строки: «Он - один из выдающихся художников уходящего столетия, живая легенда, гордость и слава России.» Скажу честно, мне бы не хотелось, чтобы именно это имя запомнилось потомкам в качестве «лучшего представителя» русского портретного искусства 20 века.
Еще один живописец-портретист, самый успешный и популярный в современной России, Никас (Николай) Сафронов (1956)


написал несколько автопортретов в образе разных великих художников, Скромностью этот живописец не страдает, хотя не исключено, что это и шутка. (Очевидно, лавры великого Дали, написавшего «Дневник одного гения», не дают ему покоя). И тот отзыв Антоновой о Шилове, который я приводила выше, мог бы быть повторен и тут, только еще жестче. Ну как можно было это прекрасное одухотворенное лицо, от которого невозможно глаз отвести, испортить этими маленькими фигурками, как будто мы не знаем, что это великая балерина?



Тем не менее, Сафронов создал портреты 27 президентов и правителей, свыше 200 художественных образов людей, известных всему миру. Но как он сам говорит: «Начинал-то я не с известных личностей. Будучи студентом, на ранних этапах я рисовал всех: колхозников, шахтёров, рабочих, прохожих, бродяг, нищих, простых неприметных обывателей, не очень красивых натурщиц,.." Но сегодня он рисует знаменитых и богатых, которые могут заплатить за свои портреты 6-10 тысяч долларов, даже если этот портрет и сделан по фотографии. Художник не только часто идеализирует и приукрашивает лица знаменитостей, но и использует прием перенесения изображаемых людей в другие времена, делая их героями сюжетов старинных картин в костюмах, давно минувших эпох.



Несмотря на полярные мнения критиков, работы Никаса Сафронова пользуются большим успехом и востребованы. Его полотна постоянно участвуют в крупнейших отечественных и зарубежных выставках, около 800 картин приобретено коллекционерами и хранятся в музеях и частных коллекциях. Лично мне нравятся его не пафосные, «костюмные», парадные портреты, а выразительные лица известных людей, написанные без лести,  простым художественным языком, и без лишней атрибутики.



Если кому-то интересны подробности личной жизни художника, скандалы, связанные с особенностями написания некоторых картин, отношения Сафронова с женщинами и со своими сыновьями, тот может прочитать это тут (меня это мало интересует): https://24smi.org/celebrity/447-nikas-safronov.html
Еще один относительно молодой художник, родившийся в Челябинске в семье фотохудожника, Игорь Белковский (1962)



считается одним из лучших портретистов сегодня в России, его работы находятся в галереях и частных собраниях 17 стран мира, а на международном конкурсе художников в Париже в 2004 г. картины живописца заняли первое место. В 1987г. при поддержке Владимира Винокура и Иосифа Кобзона художник начал работу над проектом "Российские звезды эстрады, театра и телевидения в домашней обстановке", закончил цикл через 4 года, написав 35 портретов.



А сейчас он работает над живописным проектом " Гордость России", в который войдут портреты выдающихся людей из разных сфер деятельности-политики, культуры, бизнеса и спорта. Большое внимание в этом проекте будет уделено созданию портретов выдающихся артистов и режиссеров театра и кино старшего поколения. Но не только знаменитостей пишет художник, у него много портретов обычных людей, членов своей семьи, детей.



В следующей, завершающей короткой части, мы поговорим о совсем уже современных молодых художниках и тенденциях в современном искусстве портрета.
Как всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоролик, относящийся к обеим частям ("Русский портрет.
ХХвек"), в ролике 103 репродукции, время просмотра 8,5 минут

image Click to view


Ссылки: 1.https://artchive.ru/artists/
        2.http://www.artcyclopedia.ru/.htm
        3.http://www.leningradschool.com/outline_r.htm
              4.http://www.art-buzz.ru/chronika.html

портрет, #0563c1, #954f72

Previous post Next post
Up