ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 16 (1). Русский портрет. ХХ век.

Sep 28, 2018 10:41



Она их увидела только через 36 лет, сначала дочь, а через несколько лет и сына. Большие выставки работ Серебряковой были показаны в крупных городах СССР, она становится популярной на родине, ее превозносят и даже сравнивают с великими итальянцами Эпохи Возрождения. Но сама же она так и не вернулась, умерла в Париже в возрасте 82 лет и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Мое личное отношение к творчеству З.Серебряковой может не совсем совпадать с общепринятым: я не нахожусь в числе ее обожателей, признавая талант, одухотворенность многих работ, легкость кисти и точность взгляда, она - художник со своим «лица не общим выраженьем».



Но...Я недаром поставила Серебрякову сразу за Фешиным, чтобы нагляднее было сравнение, которое для меня важно. Оно в ощущениях, в том - захватывает дух или нет. Портреты Серебряковой «проникновенны», а Фешина - «пронзительны», разница в этом: в тихом вкрадчивом «проникновении» в мою спокойную душу или в резком и болезненном «пронзании» встревоженной души, до спазма в горле, до слез, до потрясения. Я так чувствую, кто-то иначе, наверняка…
Еще один русско-французский живописец и график, иллюстратор и театральный художник, член «Мира Искусства», поэт и прекрасный график и портретист Юрий Анненков (1889-1974) родился в



Петропавловске, где его отец-народоволец отбывал ссылку за соучастие в убийстве
Александра II. Еще в молодости побывал в Париже, участвовал в салоне «Независимых»,
вернувшись в Россию, выпускает книгу «Портреты», где публикует 80 портретов
выдающихся деятелей культуры, отечественных и зарубежных.



В 1924 году Анненков принимает участие в Венецианской художественной выставке и после нее, не возвращаясь в Россию, уезжает в Париж вместе с женой Гальпериной, актрисой и балериной.



В Париже художник много работает в театрах, он оформил около 60 разных постановок, увлекается кинематографом - оформляя костюмы и декорации ко многим, более 50, фильмам. В 1954 г. за свои костюмы для кинофильмов Анненков был удостоен премии "Оскар".



Многим, вероятно, знаком его портрет Ахматовой, о котором сам художник сказал: «…Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженная в модное платье светской прелестницы». А Евгений Замятин об этом портрете написал: «Портрет  Ахматовой  -  или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них - как облака - легкие, тяжелые тени по лицу, и в них - столько утрат…»
Среди тех художников, кто не уехал, остался на родине, но «во внутренней эмиграции», хотя и продолжал работать, получая звания от советской власти, был Павел Корин (1892-1967),



родившийся в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. С детства находится в церковной среде, общаясь с иконописцами и учась у них, а в 1911 году переезжает в Москву и становится помощником и учеником М.Нестерова, которому он признавался позже в одном из писем: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». Происхождение Корина и два художника - А.Иванов, с творчеством которого он познакомился и перед подвижнической жизнью которого преклонялся, и М.Нестеров - укрепили в нем мечту посвятить свою жизнь искусству и стать продолжателем великих традиций русской живописи.



Когда в 1925 году умирает патриарх Тихон и на его похороны в Москву собирается огромное количество православных, Корин, потрясенный увиденным, осознает, что Россия, казалось бы обреченная, продолжает жить, уверенная в своей духовной правоте. Он задумывает большую многофигурную работу, изображающую крестный ход во время похорон патриарха, дав ей предварительное название «Реквием». Он начал писать большое количество этюдов, каждый из которых может быть самостоятельным портретом, в общей сложности их было 29.


М.Горький, посетивший в 1931 году мастерскую Корина, увидевший эскизы и понявший общий замысел картины, посоветовал дать ей название «Русь уходящая», чтобы это название «прикрыло» художника от обвинений в «насаждении религиозных взглядов». Горький прикрывал фактически Корина своим авторитетом, а после его смерти в 1936 году резко усилились гонения на церковь, обстановка изменилась и художнику пришлось прекратить работу над картиной и полностью переключиться на портреты.


Художник много работает во время войны и после, особенно по восстановлению и реставрации, например, во Владимирском соборе Киева он реставрировал фрески, руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, продолжал писать портреты выдающихся людей эпохи,



а в 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева против реабилитации Сталина. Окончательный эскиз картины «Русь уходящая», Корин завершил в 1959 году, это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника.  Похоронен Корин в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Заканчивая эту часть, просто перечислю еще некоторых известных художников, уехавших в разное время и по разным причинам из России или СССР. Только после хрущевской оттепели, да и то не сразу, постепенно, дозировано их имена начали возвращаться, в конце 20 века уже организовывались выставки, издавались книги и альбомы. (Прочитать о них можно тут: http://www.avangardism.ru/, https://artchive.ru/artists )
Давид Бурлюк (1882-1967), «отец русского футуризма», призывавший «сбросить классиков с парохода современности», один из организаторов художественного общества «Бубновый валет».



Михаил Ларионов (1881-1964), живописец, график, искусствовед, изобретатель «лучизма» и один из основоположников русского авангарда, муж Натальи Гончаровой.)



Александр Бенуа (1870-1960), искусствовед и художник, организатор общества «Мир искусства», талантливый иллюстратор.


Малявин Филипп (1869-1940), портретист и жанрист, работал в разных стилях (импрессионизм, экспрессионизм, модерн), участвовал в объединениях «Мир искусства» и «Союз русских художников».


Судейкин Сергей (1882-1946), живописец, график, театральный художник, представитель русского авангарда, ученик Серова и Коровина, муж балерины Ольги Глебовой и актрисы Веры де Боссе.



Бакст Лев (1866-1924), иллюстратор, театральный сценограф и художник, член объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С.П.Дягилева.


В продолжение нашего разговора о художниках 20 века, в следующей части, мы поговорим о художниках, сотрудничавших с советской властью, принявших условия существования в заданных рамках и выполнявших правительственные и партийные заказы, а также о современных художниках, недавно ушедших или продолжающих работать и сегодня…

русский портрет

Previous post Next post
Up