ТЕМНЫЕ МИРЫ Ганса Рудольфа Гигера (Часть 1).

Nov 14, 2018 11:21


"Неустанно рисовать смерть, чтобы

в конце концов перестать о ней думать.

(Здислав Бексиньский)

О творчестве швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера (1940-2014), потрясающем воображение, пугающем, отталкивающем и одновременно притягивающем, я почти ничего не знала, так как не люблю научную (или псевдонаучную) фантастику, фильмы ужасов и поэтому не смотрела фильма «Чужой», получившего Оскара и принесшего известность художнику. Но теперь я «знаю» как выглядит Мордор и его «жители», что ждет нашу Землю в случае нашествия «чужих» и как выглядит смерть.





Гигер, представитель фантастического реализма, основатель «биомеханического» искусства (сочетание классического реализма с сюрреализмом и другими радикальными направлениями), родился в 1940 году в швейцарском городе Кур в семье аптекаря, с детства страдал ночными кошмарами, часто просыпаясь в холодном поту, дрожа от ужаса.



В подростковом возрасте он любил бывать в местах, где в далекие времена казнили преступников, искал там и откапывал старые человеческие кости и прятал их у себя под кроватью. Отец, видя его интерес, подарил ему настоящий человеческий череп. В 19 лет он начал рисовать, все больше интересуясь мистикой, загадочными явлениями, рассказами о потустороннем мире, инопланетных пришельцах и всевозможных монстрах.
По словам самого Гигера, основным двигателем для него был страх: боязнь темноты, пустых помещений, старых домов, полуразрушенных подвалов, постоянные ночные кошмары.



Жуткое правдоподобие, с которым он воспроизводит на картинах свою жестокую вселенную, позволяют понять, что это не просто искусство, а что это еще и способ избавиться от навязчивых ужасных снов…

Другом и духовным наставником Гигера в юности стал проживавший в Цюрихе Сергей Головин - специалист по древним символам, лидер контркультурного неомифологизма, с которым он познакомился после переезда в Цюрих.



В Цюрихе, где Гигер изучал архитектуру и индустриальный дизайн, он продолжил рисовать свои скандальные картины и постеры. Впервые его работы («Атомные дети») появились в 1959 году в местном журнале и произвели сильное впечатление на жителей города. Мрачная сюрреалистическая символика этих работ - гробы, черепа, гильотины, деформированные люди-монстры и фантастические орудия пыток - уже предвещает зрелого Гигера. Позже художник признавался, что на создание картин из этого цикла на него в большой степени повлияли образы Сальвадора Дали и труды Зигмунда Фрейда.



Уже в середине 60-х в его картинах появляется мотив, который станет позже одним из ведущих: роды, рождение, солдаты-эмбрионы и механические зародыши. Гигер изображает на своих полотнах отрицательные пренатальные переживания: его зародыши - беспомощные жертвы и убийцы одновременно, а процесс родов - изощренная пытка, сопровождаемая сгустками крови и слизи.



В начале 70-х его плакаты и постеры начали публиковаться и открываются первые персональные выставки, шокированные зрители выходят потрясенными, его работы получают самые разные отзывы: от «отвратительно», «кощунственно», «следует запретить» до «впечатляюще», «поразительно», «талантливо». Настоящая слава пришла к Гигеру после выхода в 1977 году третьей части «Некрономикона».



Считается, что в ней используется сюжет вымышленной книги, придуманной американским писателем Говардом Лавкрафтом, написанной якобы в 720 году в Дамаске безумным арабом Абдулом Альхазредом и часто упоминаемой в литературных произведениях, основанных на мифах Ктулху  (это божество из пантеона Мифов Ктулху, владыка миров, спящий на дне Тихого океана, но тем не менее способный воздействовать на разум человека). Но некоторые исследователи отрицают эту связь.



Этот сборник, который Гигер заканчивал после самоубийства любимой женщины, наполненный отчаянием и отражающий ночные кошмары художника, привлекал внимание в Голливуде. Три раза были попытки создать фильмы на основе работ Гигера, в одном из них («Дюна») должен был даже играть Сальвадор Дали. И только режиссёр Ридли Скотт был настолько потрясен работами художника, что предложил Гигеру придумать образ инопланетного существа и интерьер космического корабля для своего фильма «Чужой», выбрав за образец этого монстра.



Автор сценария этого фильма, Дан O’Бэннон, рассказывал: ««Его картины произвели на меня глубокое впечатление. Я никогда раньше не видел ничего более жуткого и в то же время прекрасного, чем его работы.» Образ Чужого, созданный Гигером, с некоторыми изменениями проходит по всем 4 сериям фильма, хотя после первой серии, получившей «Оскара», художник фактически уже не участвует в создании остальных серий, сам он получил эту премию в номинации «Лучший дизайн визуальных эффектов».



Его «Чужой» представляет собой совершенную машину для убийства, биологическое оружие, безжалостное «биомеханическое» существо. Там же участвуют и другие «биомеханоиды», враждебные человеку, пытающиеся захватить космический корабль, внушающие ужас своим видом и абсолютной беспощадностью.



Продолжение следует.

Previous post Next post
Up