Содержание / Contents:
1.
Римские истории: про планы фотопоездки и то, как я не встретил Анджелину Джоли - Stories of Rome: planning the phototravel and how I missed Angelina Jolie2.
Римские истории: утреннее очарование Рима и Ватикан - Stories of Rome: morning charming of Rome and Vatican3.
Римские истории: Про большой обман Ридли Скотта и небольшую дырку в небо - Stories of Rome: About the great deception by Ridley Scott and small hole to the sky4.
Римские истории: про тайный ход в римский Минас Тирит или "папа может все что угодно" - Stories of Rome: About the secret passage to Minas Tirith of Rome or 'All pope wants...'5.
Римские истории: Про прекрасное и высокое - Stories of Rome: About beautiful and high6.
Римские истории: Про отверстия, королей и один серп - Stories of Rome: About the holes, kings and single sickle Не знаю, что и делать. Скорее всего, «чужих» не существует. Да-да, тех самых чужих, с которыми так успешно боролась лейтенант Рипли, в природе нет! И никакие встречи с щелкающими челюстями в темном переулке не убедят нас в обратном. И все это из-за склонности Ридли Скотта, снявшего «Чужих» и «Гладиатора», к преувеличениям!
Много лет я представлял себе это место благодаря песне группы «Ария» и ридли-скоттовскому фильму с Расселом Кроу в главной роли. И так получилось, что мой отель располагался в 3 минутах ходьбы от него. Каждое утро он встречал меня пустыми арками, в которых две тысячи лет назад стояли прекрасные статуи. Конечно же, речь идет о Колизее.
01. Колизей и Триумфальная Арка Константина, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Coliseum and Arch of Constantine on the sunrise, Rome, Italy. September 2014
Наверное, Колизей лучше всего отражает судьбу Древнего Рима. Начнем с того, что Колизеем он зовется не из-за своих размеров. Название свое этот амфитеатр получил от стоявшей рядом огромной статуи Нерона: такие статуи называли в древности колоссами (отсюда и Colosseum - Колизей). Возможно поэтому режиссер Ридли Скотт, снимая «Гладиатора», увеличил реальные размеры макета Колизея чуть ли не в два раза, считая, что у оригинала «достаточно небольшие размеры».
Но, честно говоря, Скотт лукавит. Козизей совсем не мал - в России на сегодняшний день только два футбольных стадиона - Лужники и Зенит-Арена могут похвастаться большей вместимостью, чем эта двухтысячелетняя постройка. Так и крупнейшая ледовая арена Европы - Ланкесс Арена в г. Кёльн, - более чем в 2 раза проигрывает Колизею. Шутка ли, по разным оценкам, Колизей вмещал от 50 до 87 тысяч зрителей.
02. Вид на Колизей с Витториано, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Coliseum view from Vittoriano, Rome, Italy. September 2014
Здание было столь грандиозным, а его инфраструктура так сложна и многообразна, что строительство растянулось на десяток лет. Начал строительство первый из династии Флавиев - император Веспасиан; торжественное открытие произошло в правление императора Тита; а поставил окончательную точку уже последний из династии - Домициан.
Колизей появился по нескольким причинам. С одной стороны, чтобы убрать с лица города Золотой дом Нерона, а с другой - увековечить имя Флавиев, хотя говорят, что Веспасиан Флавий в обычной жизни был достаточно прост.
03. Уборщик в арке Колизея, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Cleaner in Coliseum arc, Rome, Italy. September 2014
К власти он пришел благодаря поддержке армии, поскольку в самом Риме то время царила гражданская война. Став императором, Веспасиан шел на самые неординарные методы для пополнения казны. Именно ему приписывают изречение «Деньги не пахнут», произнесенное в оправдание введения налога на общественные уборные Рима. Но, судя по грандиозным размерам, Колизей явно был построен не за счет этих денег.
Возникает естественный вопрос - «откуда деньги, Зин?». Если обратиться к истории, то мы узнаем, что строительство Колизея началось в 70-х годах 1 века, сразу же по завершении военной операции в Иудее, начатой Веспасианом и завершенной его сыном Титом. В ходе этой войны был взят и разрушен Иерусалим (кстати, именно этому событию посвящена Триумфальная арка Тита, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума).
По оценкам ученых, после войны из Палестины в Римскую империю была доставлена масса золота, а также, в качестве рабов, порядка 100 тысяч заключённых . Другие военные кампании, которые вели римляне в это время, принесли по сравнению с палестинской намного меньше добычи. Поэтому большинство ученых убеждены, что надпись над одной из входных арок в Амфитеатр Флавиев - «Императоры цезари Тит и Веспасиан Август построили новый амфитеатр из военных трофеев», - относится именно к трофеям, полученным в результате взятия Иерусалима.
04. Утро, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Morning, Rome, Italy. September 2014
Располагая такими ресурсами, Амфитеатр Флавиев не мог не стать самым большим во всей империи.
Его размеры по продольной и поперечной оси составляли 187 на 155 м, высота достигала 48,5 м, а величина эллипсовидной арены была 85 на 53 м. Арену можно было наполнить водой, что позволяло разыгрывать настоящие морские сражения с участием кораблей - «навимахии».
Технологически Колизей тоже был «на высоте». При строительстве амфитеатра римляне активно применяли бетон, для облегчения сооружения использовали арочные конструкции. В арочных пролетах второго и третьего ярусов на невысоких парапетах стояли статуи, придававшие всему зданию особую парадность и пышность, а также подчеркивавшие строгий ритм многоярусных аркад. На карнизе по периметру амфитеатра был сооружен веларий - огромный матерчатый тент для защиты зрителей от солнца.
05. Джелатерия, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Gelatiere, Rome, Italy. September 2014
Богатое внутреннее убранство Колизея - мрамор, туф, травертин, - умноженное на нравы римлян, сыграло роковую роль в судьбе амфитеатра. Как отмечают историки, уже начиная с 4 века сами римляне стали постепенно растаскивать мрамор амфитеатра на частные постройки. Правда, во многом это объясняется несколькими землетрясениями. Как бы то ни было, с конца 13 века он превращается в настоящую каменоломню - римские семейства растаскивают его на строительство укреплений, священники - на строительство церквей.
И средневековые нравы католического Рима отнюдь не были лучше нравов Рима времен Юпитера и Марса. В 1332 г. в полуразрушенном Колизее проводят бой быков. Как и в античные времена, места распределялись по рангу. Знатные дамы сидели на крытых красным балконах, народу предоставлено было занимать места как попало. Рыцари-борцы взошли на арену без лат, со шпагами и копьями. Каждый напал на своего быка. Бой был серьезный, на манер любого античного боя гладиаторов. По словам немецкого историка Фердинанда Грегоровиуса, «прекрасные дамы могли восторгаться безумным геройством своих поклонников и оплакивать 18 благородных юношей, лежащих пронзенными рогами быков на арене. Их предали торжественному погребению в С.-Мария Маджоре и в Латеране. Столь смертоносная игра соответствовала дикости тогдашнего поколения».
Лишь к середине 18 века папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест. Благодаря этому Амфитеатр Флавиев дожил до наших дней.
06. Пантеон поздним вечером, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Pantheon by late night, Rome, Italy. September 2014
Намного более предприимчиво поступили папы в отношении архитектурного памятника другого императора - Адриана.
Изначально на этом месте стоял Пантеон Агриппы, римского военачальника, к которому во сне пришла мать всех богов Кибела, посулившая Агриппе победу над войском персов. Однако этот храм сгорел, и на его месте император Адриан воздвиг новый Пантеон.
«Храм всем богам» (так переводится с латыни слово «пантеон») был возведен Адрианом в 125 г. Интересны пропорции нового здания - его высота соответствует внутреннему диаметру, а несущие стены составляют ровно половину высоты всего здания. На протяжении многих веков это сооружение было единственным центрическим зданием, увенчанным столь грандиозным куполом. Особенностью купола является круглое отверстие в крыше - кроме того, что оно облегчает всю конструкцию, оно еще является и единственным источником света в здании. Поэтому световой столб, падающий через отверстие, «не растекается», а становится почти осязаемым.
07. Купол и свет, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Dome and light, Rome, Italy. September 2014
Но несмотря на все свои архитектурные достоинства с приходом христианства Пантеон был закрыт. Казалось бы, ему была суждена судьба других античных построек - послужить источником камней для храмов новой религии. Но по каким-то причинам папа Бонифаций IV в 608 г. упросил византийского императора Фоку передать языческих храм христианам. Вот как описывает один из историков чаянья папы: «с большими надеждами взирал папа на это изумительное создание искусства, вполне подходившее для устройства в нем церкви. Отступавшая от обычной формы храмов округленная форма здания, стоявшего на открытом месте, пленила папу, и ему казалось, что подымающийся к небу прекрасный купол с его отверстием, через которое видны были мерцающие звезды, будет для Царицы Небесной Марии вполне соответствующим кровом».
08. У входа в Пантеон, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Near Pantheon entrance, Rome, Italy. September 2014
Так что в 609 г. Пантеон был превращен в христианскую церковь, что и уберегло его от разрушения в последующие века. И снова интересная цитата. «На торжество освящения Бонифаций собрал все римское духовенство: осененные крестом двери Пантеона были раскрыты, и в величественную ротонду в первый раз вошли процессии поющих священников; все следы язычества были удалены и папа окропил мраморные стены святой водой. Под сводами громко зазвучало пение Gloria in excelsis, и римляне могли видеть, как перепуганные этим пением бесы спасались через отверстие в куполе. Бесов было столько же, сколько было языческих богов, и до Бонифация на Пантеон не переставали смотреть в Риме как на настоящее бесовское местопребывание».
09. Вид на Пантеон с Витториано, Рим, Италия. Сентябрь 2014 - Pantheon view from Vittoriano, Rome, Italy. September 2014
Место великой матери Кибелы в храме заняла Дева Мария, а храм «всех богов» превратился в храм «всех мучеников».
Сегодня Пантеон - единственное место в центре Рима, где туристов официально предупреждают о том, чтобы они береглись карманников. Зато, в отличие от большинства других памятников архитектуры, вход в Пантеон бесплатный!
Продолжение следует!
P.S.: Если кому нужны HI-RES изображения, их можно купить - rvs2004 собака mail.ru