11. Душа и личность.

Dec 20, 2016 04:10

Прежде чем продолжать поиски души и смысла жизни стоит определиться по отношению к материализму и идеализму. Кто я, материалист или идеалист?
БСЭ:
«Все те, кто считает природу, материю существующей независимо от сознания и до него, кто рассматривает сознание как свойство материи, как отражение внешнего мира,- образуют материалистический лагерь…Все те, кто…утверждает, что природа, материя зависит от сознания, духа, бога, является производным от него, - образуют лагерь идеализма…Идеализм 1) считает мир воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания»; 2) утверждает, «что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях»; 3) «оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признаёт объективной истины, и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не могут быть никогда познаны наукой» (Сталин, в БСЭ).»
Не хочется много копаться в этом, но, примеряя к себе эти определения, хочу сказать, что я материалист. Но с некоторыми оговорками. Да, окружающий мир существует независимо от чьего бы то ни было сознания и сознание - свойство материи, отражающее внешний мир. Но…природа, материя может зависеть от сознания, если существо, обладающее этим сознанием, достаточно могущественно. Мне представляется, что бог - это высшее по отношению к человеку и другим живым организмам материальное существо, возможно, совершенно отличное от человека, но неизмеримо превосходящее его по своим способностям и возможностям. С другой стороны, как уже рассматривалось выше, развитие материи идёт по восходящей, от простого к сложному, от неорганической материи к органической и далее к материи, обладающей сознанием - к разумным организмам. И цель такого развития, как я уже говорил, вероятно, создание таких думающих организмов, которые обладают способностью управлять окружающим миром, изменять его. Эта способность тем больше, чем больше информации об окружающем мире поступит в мозг таких организмов и чем, благодаря поступающей информации, будет полнее и совершеннее модель (воображаемый мир), отражающая строение, связи и закономерности окружающего мира. И такое развитие реально происходит и будет, очевидно, бесконечно продолжаться. Зачем нужно такое развитие - для нас непостижимо. Однако, может быть, такое выделение и обособление думающей материи из её общей массы может обеспечить сохранение (выживание) окружающего нас материального мира, всей Вселенной. И бог (высшее существо) может направлять такое развитие, считая его объективной необходимостью. И, конечно, задавая общее направление, без мелочной опеки каждого индивида, по поводу каждого своего чиха обращающегося к богу. Но…человек слаб, ему так легче живётся.
Однако вернёмся к коре больших полушарий мозга человека(К). И по строению (К, как плащом, охватывает весь остальной мозг), и по развитию (чем развитее и сложнее организм, тем больше у него К), и по тем функциям коры, которые уже установлены (вся поступающая информация и деятельность организма, так или иначе, контролируется К, причём этот контроль тем больше, чем развитее организм) и, наконец, то, что деятельность сознания организма, его разума полностью связана с К, свидетельствует о центральной роли К в управлении организмом. А как с К соотносится представление о душе, как о нечто, дающем нам ощущение собственного «Я» и принимающего решения? Тут напрашиваются два варианта. Во-первых, душа - это некая совокупность клеток К. Во-вторых, душа - это некое образование, не воспринимаемое нашими органами чувств, но которое через связь с К управляет организмом. И в первом и во втором случае К выступает как мыслительный аппарат, осуществляющий связь между душой и организмом. Можно, вероятно, представить, что К может служить своего рода компьютером, обрабатывающим информацию, исходя из представления о том, что К состоит из множества нервных клеток, связанных между собой, такой вот биологический компьютер. А вот как устроена душа, даже если она совокупность клеток К, представить (по крайней мере, мне) трудно. Как совокупность клеток может создавать ощущение собственного «Я» и принимать решения? Тем более, если душа - нечто внешнее по отношению к организму и физически неощутимое. Второй вариант души, если исходить из того, что Бог есть, как-то понятнее. Это, если хотите, посланник Бога, управляющий бездушным телом. Хотя это может быть и некоторое образование, одно из множества подобных в окружающем нас пространстве, которое на определённом этапе устанавливает связь с мозгом развивающегося существа (внедряется в него?) и продолжает управлять им до его физической смерти. А затем возвращается в окружающее пространство. А, может, умирает вместе с ним? Вот в первом случае, если душа - совокупность клеток К, она точно умирает после физической смерти организма. А, может, нет?
Рассмотрим далее, во-первых, на каком этапе, эволюции организмов появляется душа, и, во-вторых, на каком этапе развития организма она начинает действовать, безотносительно к тому, часть ли это мозга или нечто внешнее по отношению к организму.
Небольшое отступление. Ещё несколько слов о цели создания (возникновения) и развития разумной жизни. Ещё раз подчеркну следующее. Органическая жизнь возникла и развивается в направлении создания и развития способностей думающих организмов. На настоящий момент наиболее развитым думающим организмом является человек. Но, очевидно, эволюция на этом не остановится по пути создания ещё более совершенных и могущественных думающих организмов. Это может быть эволюция человека как вида, но может быть и качественный переход (скачок), образование нового вида. Как представляется по известным результатам эволюции органической жизни, в первую очередь и наиболее успешно развивается познание окружающего мира, а именно развитие и совершенствование наших знаний о нём в виде модели мира (воображаемого мира), содержащейся в виде совокупности индивидуальных моделей в памяти людей, их коллективной памяти. Во вторую очередь должно идти совершенствование памяти людей, что естественно вытекает из необходимости решения первой задачи - создание полной модели мира. Однако идёт ли оно? Память современного человека больше памяти первобытного человека и, тем более, животного? Не знаю, хотя это кажется логичным предположением. Однако память отдельного человека, очевидно, не может вместить в себя уже накопленную информацию о внешнем мире. А как же тогда получить единую картину мира, какая индивидуальная память может её вместить? А это, кажется, может быть необходимо для оперативного принятия решений, направленных, в первую очередь, на выживание рода человеческого. Может то, что не под силу разуму и памяти человека, под силу божественному разуму? Может, в силу каких-то причин, Богу нужна эта модель мира, кропотливо собираемая людьми? Тогда души людей могут быть переносчиками (передатчиками) индивидуальных моделей мира в общий центр, формирующий из этих моделей цельную картину мира. В третьих, кроме пополнения модели мира и развития памяти, должно идти развитие самого организма. Однако тут как-то не наблюдается прогресса. Развитие мозга, в первую очередь его мыслительного аппарата, идёт без сомнения. А вот физическое развитие как-то не очень. В общем понятно, человеку не нужны мощные зубы и мышцы, если есть мясорубка и ружьё для охоты. М-да! Вот только голова пухнет от мыслей, действительно, с ростом мозга голова становится больше. Похоже, что внешний вид думающего организма будущего, властелина мира, довольно отталкивающий: большая голова на хилом беззубом и немощном теле. Правда, будущий человек, возможно, сохранит свой теперешний облик просто из прихоти и эстетических соображений.
Ещё немного о предполагаемой главной цели эволюции органической жизни. Эта цель - создание думающего и управляющего центра Вселенной, вызванная, возможно, стремлением обеспечить выживание всей нашей Вселенной. Это предположение сильно попахивает научной фантастикой. Однако какая ещё цель может быть равновелика этой? Нашей Вселенной, возникшей из ничего, из некой точки пространства, в конечном счёте может угрожать исчезновение, возвращение в исходную точку. И во Вселенной посредством развития органической жизни создаётся управляющий центр, который может предотвратить её исчезновение. Создание центра - это защитная реакция Вселенной, направленная на её выживание. И неважно, что создание центра с такими космическими способностями займёт много времени. Важно, чтобы он был создан и набрал силу за время существования Вселенной до её исчезновения. А как может происходить процесс исчезновения Вселенной? Ну что ж, фантазировать так фантазировать. Во-первых, идущий сейчас процесс расширения Вселенной может смениться сжатием. Во-вторых, этот процесс сжатия, возможно, уже начался. Образующиеся «чёрные дыры» уже сейчас поглощают звёздное вещество. Возможно, «чёрные дыры», развиваясь и сливаясь друг с другом, поглотят всё вещество Вселенной. Образуется одна «чёрная дыра», которая, возможно, «схлопнется» в точку. Знаю, что описание таких сценариев развития Вселенной звучит, по меньшей мере, наивно и в духе детской фантастики. Но очень хотелось высказаться.
Поговорим о самосознании.
Из БСЭ:
«Самосознание (С) - осознание человеком самого себя, своих поступков, мыслей, чувств, черт характера и взглядов на мир. Человек осознаёт не только вне его находящийся реальный мир, но и себя как субъекта познания и активного преобразования действительности. Будучи специфической формой отражения личности как общественного индивида в её собственном сознании, С свойственно только человеку. Оно возникло на основе общественно-трудовой деятельности человека. Существенным условием в формировании С человека явился язык, представляющий собой материальную форму реализации мышления и сознания в целом. С возникло на том уровне развития мышления, когда мысли человека об окружающих предметах сами становились предметом его мысли. К С человек пришёл опосредствованным путём, через познание действительности и других людей. Вскрывая генезис самосознания, К.Маркс писал: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не в качестве фихтеанского философа: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человеку.» …Возникнув в своей элементарной форме ещё у первобытного человека, когда он научился изготовлять орудия и общаться с помощью речи, С развилось потом до осознания людьми своих классовых интересов.»
А теперь как я себе это представляю. Самое первое сохранившееся у меня впечатление о жизни это то, что какие-то большие существа неопределённой формы и вида (взрослые?) издают много звуков (смеются?), затем закутывают меня во что-то с головой. Я чувствую некоторое удушье и отключаюсь (засыпаю? теряю сознание?). Во время всего этого я не знаю, что я такое и кто и что меня окружает. Однако я ощущаю, что есть я и есть то, что меня окружает, т.е. я уже ощущаю свою обособленность от окружающего. На этом этапе (а на самом деле несколько раньше, т.к. описано первое запомнившееся воспоминание о контакте с окружающим миром, но, очевидно, не первый контакт) я ощущаю себя как некое «Я», а то, что я это ещё и тело и человек, подобный окружающим, всё это придёт, но позже, по мере продолжения знакомства с окружением и с окружающими меня существами. И это ощущение собственного «Я» при первых контактах с окружающим миром и, таким образом, обособление себя от окружающего мира, я думаю, свойственно многим организмам. Возникновение этого ощущения собственного «Я», своей отдельности, обособленности от окружения фактически служит началом, первым этапом борьбы за выживание индивида. И говорить, что это ощущение свойственно только человеку да ещё, что оно возникает в результате его общественно-трудовой деятельности, по меньшей мере неверно. Сначала возникает самосознание, осознание того, что есть ты и есть окружающий мир. А уж затем, изучая (получая информацию) окружающий мир, ты узнаёшь, глядя на других и своё тело, что ты человек (находишься в теле человека), учишься правилам жизни, в том числе, труду, обеспечивая себе условия выживания в человеческом обществе, изучаешь окружающий мир и населяющих его существ, чтобы, как минимум, уметь найти пищу и спастись от опасности.
Тут возникают два вопроса. Во-первых, у каких организмов появляется это ощущение собственного «Я», являющегося, по моим понятиям, важнейшим признаком души? Во- вторых, на каком этапе развития организма от оплодотворённой клетки до взрослой особи (в том числе, у человека) возникает это ощущение, собственное «Я»? Простой ответ, но не конкретный: когда появляется в этом необходимость. А всё-таки? Сначала по второму вопросу. По одним верованиям, душа появляется в теле человека сразу после образования оплодотворённой клетки, по другим - через десять недель после оплодотворения, по третьим - сразу после рождения ребёнка. По представлениям некоего доктора Рубинштейна (психолога) ребёнок осознаёт себя в несколько лет. А по представлениям ортодоксальных марксистов (см. выше БСЭ) такое осознание (самосознание) приходит к человеку после некоторого опыта общественно-трудовой деятельности (нескольких лет?). Ну а если человек не трудится, да ещё в коллективе? Видимо, так и остаётся без самосознания. А особенно, если ещё и пьёт! А если человек родился в семье вождя племени, короля или просто достаточно богатого человека? Очевидно, существовали и существуют целые династии людей, не трудившихся ни одного дня. Что-то они мало похожи на бессознательные существа. Говоря серьёзно, я думаю, что самосознание появляется у эмбриона, когда он начинает получать информацию из окружения, окружающего мира и начинает на неё реагировать. Возможно, это период, когда он начинает активно двигаться (бить маму ножками).
А по второму вопросу?
БСЭ: «Возникнув в своей элементарной форме ещё у первобытного человека, когда он научился изготовлять орудия и общаться с помощью речи, С развилось потом до осознания людьми своих классовых интересов.»
Значит, самосознание возникло у первобытного человека, когда он научился изготовлять орудия и говорить? А если до наших времён племя питается плодами растительности, не трудясь и не обрабатывая их с помощью орудий? Значит, это племя бессознательных недоумков? А вожди племён, которых явно избирают не по принципу, кто лучше трудится, сплошные недоумки? Что-то не вяжется. Или взять животных, особенно хищников. Им волей-неволей часто приходится принимать нестандартные решения и ощущать собственное «Я», чтобы охотиться. Кстати, ортодоксы от марксизма, отрицая наличие самосознания у животных, отрицают и их способность испытывать эмоции. А что же тогда означает проявление страха у животных, злобы, радости собак при виде дорогих хозяев? А почему кошка мурлычет, если её погладить? И т.д.. Не хочу углубляться в это. Думаю, что самосознание также необходимо и присуще животным, особенно когда им приходится принимать нестандартные решения.
Наверное, моё определение души как нечто, определяющее ощущение собственного «Я» (самосознание) и способное принимать решения и руководить их выполнением, достаточно безлично, в том смысле, что душа - это не личность. Личность, видимо, определяется как комплекс души и памяти. Поговорим о том, что такое личность, дальше. А также рассмотрим, что такое труд и как он влияет на формирование человека, его личности.
И снова о душе. Я не знаю, что это такое и как она устроена. Однако у меня есть представление, для чего она. Душа - это инструмент (Бога ?) для управления телом. Она определяет ощущение собственного «Я», анализирует (взвешивает) возможные варианты действий, выбирает один из них, отдаёт команду о начале его выполнения и отслеживает ход его выполнения. И для принятия решений она обладает свободой воли. Душа или самозарождается в организме или вкладывается (внедряется) в него извне. В конце существования организма душа или умирает вместе с ним или покидает его. Как, что, куда - вопросы без ответов. Однако, в том моём понимании, что она делает, тело без души - это просто кусок мяса. Я не знаю, можно ли смоделировать действия души на компьютере. Душа сама по себе безличностна. Личность возникает только после и в результате взаимодействия души с телом и окружающим миром. Можно сказать, что личность это душа + память. Память, содержащая в себе знание о конкретном теле и конкретном окружающем мире.
Это моё представление о том, что такое душа и личность. А что говорит о душе и личности марксистская наука?
БСЭ: «Душа - в современной материалистической науке термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психики («Психика - особое свойство, функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности» - несколько неопределённо и общо, не правда ли?)…В античном мировоззрении душа - это то, что делает тело живым. Лишь впоследствии органические функции отграничиваются от психических…В период феодализма душу рассматривали как особую нематериальную сущность. Этот взгляд разделялся и философами-идеалистами нового времени, в т.ч. дуалистами, в частности Декартом. Декарт, с одной стороны, стремился объяснить возможно большее число психических явлений механическими законами, а с другой - в качестве субстанции, равноправной с телом, утверждал духовную субстанцию. Человек, таким образом, трактовался им как пересечение двух абсолютно несовместимых начал… Марксисты-ленинцы учат, что психика (душа) есть функция мозга, заключ. в отражении..-см.выше…Сеченов (Павлов): психич. процессы являются рефлексами головного мозга...» В общем, ничего конкретного, общие слова. Мне моё определение мне нравится больше.
А как определяют личность?
БСЭ: «Личность (Л) - человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира (А если ты не познаёшь и активно не преобразуешь мир, то ты не личность?). Л является только человек, как разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности (А если ты немой или нетрудоспосбный инвалид, то ты не личность?).
Продолжим цитировать БСЭ: «Со стороны духовного облика Л изучается психологией. Духовный облик человека представляет собой исторически сложившуюся совокупность наиболее существенных, устойчивых психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, одарённости, склонностей, интересов. Идеалисты…рассматривают природу Л как нечто, стоящее за пределами физической и психической сторон человека, нейтральное к психическому и физическому (Штерн), как мистифицированное надиндивидуальное сознание, оторванное от реального человека, от его нервной системы и мозга…Общей характерной чертой всех идеалистических взглядов на Л является отрыв Л от конкретно-исторических условий её жизни, полное игнорирование роли общественно-трудовой деятельности в её формировании. В противоположность идеализму, марксистская психология исходит из того, что физиологической основой психических процессов и свойств Л является высшая нервная деятельность - процессы, протекающие в коре головного мозга, основные закономерности которых вскрыты исследованиями Павлова. Для понимания психических свойств Л необходимо учитывать типы нервной системы человека…Установлено, что существуют различия в типах высшей нервной деятельности людей (ВНД). Различия заключаются: в силе основных нервных процессов - возбуждения и торможения, в равновесии между ними, в подвижности этих процессов, их способности быстро или медленно сменять друг друга. Тип ВНД является основной характеристикой свойств нервной системы определённой категории людей и представляет собой врождённую особенность. Однако он не является неизменным и развивается под влиянием условий жизни человека. Л каждого человека своеобразна и вместе с тем всегда содержит черты, общие с другими людьми (Ужасно глубокая и оригинальная мысль, не правда ли?). Некоторые черты Л бывают характерны для человека лишь в определённом возрасте (?). Психические свойства Л зависят от особенностей нервной системы человека, но не предопредяляются ею, не являются врождёнными и биологически обусловленными. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями и т.п.. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе жизни. Унаследованные от рождения особенности нервной системы, строения мозга, органов чувств ребёнка являются необходимой предпосылкой для его духовного развития (А при чём тут строение мозга? И что такое особенности органов чувств?). Врождённые возможности становятся действительными свойствами Л лишь в результате воздействия окружающей среды на ребёнка, под регулирующим влиянием обучения и воспитания. Воспитанию принадлежит решающая роль в формировании Л человека. По мере формирования Л, развития её самостоятельности увеличивается значение самовоспитания, т.е. сознательной работы человека над выработкой своих психических свойств. Громадную роль в развитии Л играет также коллектив…Исключительно важное значение для формирования Л имеет мировоззрение, т.е. система взглядов человека на окружающие явления природы и общества.»
Прочитал я БСЭ, а по-прежнему осталось неясным, что марксистская наука подразумевает под личностью. Что такое личность в конце концов? Тут сразу возникают два представления о личности. Во-первых, восприятие и ощущение себя как личности. Во-вторых, твоя личность в восприятии других людей, кем ты выглядишь в их глазах. И это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Л в собственном ощущении это я, конкретный человек со всеми присущими мне физическими и умственными достоинствами и недостатками (в моём личном представлении). Я оцениваю себя как единое целое со своим взглядом на мир и других людей, но могу посмотреть и оценить себя как бы со стороны, а также попытаться представить себе, что думают обо мне другие люди, как я выгляжу в их глазах. И часто каждый из нас старается играть какую-то роль, выбирает тип и стиль поведения либо чтобы соответствовать своим представлениям о себе, либо чтобы соответствовать тому представлению, что сложилось о тебе у других людей, либо в соответствии с представлением, которое ты хочешь создать у окружающих людей. Может быть, поэтому у нас возникает ощущение, что нами кто-то управляет? Очевидно, что на формирование личности оказывают определяющее влияние внешние обстоятельства, трудности, которые ты преодолеваешь, как ты выглядишь в глазах других людей, твои способности и возможности и т.д. И все качества твоей личности запечатлеваются в твоей памяти. Если память стёрта («отшибло память»), то нет личности и её можно создавать с чистого листа. Т.е. подтверждается моё определение, что личность это душа + память. И личность, похоже, пластичная субстанция. Если представить себе, что личность неким волшебным образом переместили в другое человеческое тело, то она тотчас начнёт меняться, приспосабливаться к новым условиям. Если же перемещение произошло вообще в тело животного, то будет происходить более радикальная перестройка личности. Однако, если память о прошлом сохранилась, то существо будет по прежнему ощущать себя если не прежней, то той же личностью. Это я всё говорю в связи с тем представлением о бессмертии, которого жаждет каждый человек. Т.е. на самом деле человек хочет, чтобы после смерти тела сохранилась именно личность, а не душа, т.е. душа, помнящая о прежней жизни. Но зачем, как с точки зрения эволюции, так и с точки зрения Бога, сохранять душу, помнящую о прежней жизни? Чтобы при новом воплощении сравнить, сколько стоили огурцы на рынке при прежнем воплощении? В общем, к сожалению, я дорассуждался до того, что незачем сохранять личность после смерти физического тела, эта личность принадлежит тому миру, в котором жило тело. А вот душа может пригодиться после смерти тела, например, для внедрения в новое тело. Но она не будет иметь ничего общего с прежней личностью, и в новом теле будет создаваться новая личность, приспособленная к новому телу и новому окружающему миру. И душа, покинувшая тело, будь у неё возможность как-то связаться с оставшимися живыми людьми, не могла бы ничего сообщить им о прежней личности, т.к. у неё не осталось бы памяти о личности. Так что, если душа и бессмертна, то это не ты, хотя во время твоей жизни это твоя душа. Душа - это инструмент, с помощью которого природа или Бог создали твою личность. А когда ты умираешь, душа или тоже умирает или возвращается туда, откуда она была помещена в твоё тело. Вот такие безрадостные представления о бессмертии. Очень надеюсь, что я ошибаюсь. А чего же ещё мне остаётся, да и всем нам? Живи и надейся.

ощущение «Я», управляющая душа, материализм и идеализм, личность, самосознание, главная цель эволюции

Previous post Next post
Up