Dec 21, 2016 03:41
Далее о труде.
У всех на слуху фраза: «Труд создал человека». Основное положение марксистов. А что такое труд? И как он создал человека?
Обратимся к БСЭ: «Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда есть «вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам» (Маркс). Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Анализируя роль труда в превращении обезьяны в человека, Энгельс указывал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга обезьяны в более развитый мозг человека, в совершенствовании его органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Труд, как целесообразная деятельность человека, начался с изготовления орудий труда. Процесс труда это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в в определённые связи и отношения между собой - производственные отношения».
В общем это всё, что говорится в БСЭ по поводу того, как труд создал человека. М-да, общие фразы, никакой конкретики.
Господи, зачем мне вся эта писанина, все эти разглагольствования на пустом месте? Зачем это и кому это нужно? А что, есть варианты? Осталось жить всего ничего, нужно заняться чем-то достойным, значительным, а я занимаюсь болтовнёй! А что считать достойным и значительным? Даже теоретически? Зарабатывать деньги? Посвятить себя целиком заботам о близких? Или попытаться открыть что-то значительное и постараться как-то опубликовать? Как-то маловероятно и глуповато на это надеяться на старости лет! Или посвятить себя отдыху, вот только от чего, от жизни? А разве от жизни устаёшь? Ну и, конечно, можно заняться укреплением здоровья, продлением жизни, чем не занятие. А зачем? Последнее напоминает тщетные попытки уползти от того, что на тебя неминуемо надвигается и вот-вот раздавит. А, может, просто жить и радоваться каждому мгновению жизни до последнего мгновения? Не знаю. Каждый по своему с ума сходит. Как кто-то сказал, жизнь заканчивается, пора и о душе подумать. Вот я и пытаюсь думать. Ещё кем-то сказано: «Если не знаешь, что делать дальше, клади кирпичи!». Вот и я кладу свои кирпичи.
Итак, о труде и о том, как он сделал из обезьяны человека.
А что такое труд? Собирание плодов, устройство жилища - это несомненно разновидности труда. Но ведь это присуще многим животным, причём животные делают это чаще гораздо искуснее человека. Взять, например, хотя бы муравьёв или других насекомых или лесных обитателей. Считается, что они трудятся бессознательно, следуя заложенным в них инстинктам. Как, впрочем, и первобытные люди. Но в дальнейшем трудовая деятельность становится сознательной, как считают, только у человека. Почему? Неужели потому, что люди больше трудятся по сравнению с теми же муравьями? Скорее наоборот. Сознание помогает человеку меньше трудиться, но с большим результатом. Поэтому вряд ли труд сам по себе способствовал развитию сознательной (умственной) деятельности человека. И потом, сам по себе труд во многих случаях достаточно однообразен и монотонен, чтобы способствовать развитию мозгов. Однородный труд отупляет, превращается в автоматические действия. Скорее можно думать, что сознание развивается за счёт перемен, в частности, тогда, когда привычные действия уже не приносят желаемого результата. Рассмотрим это на примере некоего племени обезьян, живущих на деревьях в лесу и питающихся плодами. Так бы они и жили и не развивали свои мозги. Но произошла перемена в жизни: вдруг плодов стало не хватать на всех. Причина любая: то ли плодов стало мало, то ли обезьян стало много. Чтобы выжить, обезьяны стали спускаться на землю в поисках пищи. А на земле, во-первых, нет таких плодов. Пришлось методом тыка отыскивать другие съедобные растения. Кроме того, на земле нет привычных ветвей для постройки жилища. Пришлось строить другие жилища из других материалов. Кроме того, на земле другие враги по сравнению с жизнью на деревьях. Пришлось научиться противостоять новым врагам. Когда стало не хватать и на земле съедобных растений, стали пробовать на зуб что ни попадя: червей, насекомых, других животных. И так далее. И, как видите, одна за другой следуют перемены в жизни, которые необходимо преодолевать, если хочешь выжить и которые, конечно, способствуют развитию сознания, помогающего приспособиться к изменившимся условиям жизни. Ясно, что застывшими инстинктами тут не обойдёшься. И, чем больше перемен, тем важнее роль сознания, позволяющая выжить в нестандартных условиях. Т.е., самым могучим стимулом в развитии сознательной деятельности является необходимость нестандартного поведения, чтобы выжить в нестандартных условиях. А изготовление орудий труда - это, если хотите, дальнейшее развитие сознательной деятельности. Вот так мне ка…ажется.
А что касается разделения функций между руками и ногами, то достаточной причиной для этого, мне кажется, является просто переход к наземному образу жизни, а не труд. И развитие кистей рук человека скорее обусловлено не трудом, а потребностями действий на охоте, в частности, с использованием палок и камней. И первые орудия, изготовленные человеком, вероятно, орудия для охоты, а не для труда. Орудия для труда, очевидно, появились позже.
Что-то не думается и не пишется. Однако продолжим. Когда же и каким образом происходит появление сознания? Вырабатывается ли оно в процессе развития организма или каким-то образом (и кем) вкладывается в него на определённом этапе развития? Либо сознание осуществляется группой клеток мозга и активируется в определённый момент развития. Как я рассматривал выше, относительно проще предположить, когда сознание начинает действовать. Сознание начинает действовать, когда в этом появляется необходимость. А такая необходимость появляется тогда, когда автоматические бессознательные действия уже не обеспечивают жизнь организма либо в питании, либо в защите от внешних условий (в т.ч. от врагов). Происходит изменение условий жизни, причём нестандартное изменение, на которое нужно реагировать нестандартными действиями. Вот для выработки и использования нестандартных действий и нужно сознание, сознательная деятельность. Организм в процессе развития (я буду говорить для простоты о животных, в том числе, о человеке) испытывает много изменений условий жизни, которые можно считать стандартными. Наиболее резкое из них - это рождение, выход из чрева матери. Затем новорождённый начинает дышать, питаться сначала молоком матери, а затем другой едой. Сначала глотает жидкую пищу, затем начинает пережёвывать и глотать твёрдую пищу. Далее учится ходить, искать и находить пищу, защищаться от холода (жары) и от врагов. Всё это, как правило, стандартные изменения и реакции организма на них стандартные, автоматические, управляемые заложенными в генетической памяти инстинктами и/или безусловными рефлексами (Хотелось бы знать, как они закладываются в генетическую память и в каком виде они в этой памяти содержатся! Вряд ли в виде информации о первичной структуре белков и регуляции их синтеза и активации! А это единственное, что, как мы знаем, содержится в генах.). Но вот произошло что-то нестандартное. Например, исчезла привычная пища, скажем, трава, но остались листья деревьев. Что произойдёт? Инстинкт поедания травы для утоления голода не срабатывает (нет травы). Оказывается, потреблением пищи управляют, по крайней мере, два инстинкта. Главный - утоление голода. Более второстепенный - поедание травы. В отсутствие травы побеждает главный инстинкт - голод, который побуждает пытаться есть что угодно, лишь бы его утолить. Животное (или человек) начинает есть что угодно, лишь бы утолить голод (как в фильме Чаплина: голодающие герои едят ботинки и шнурки от ботинок!). Начинает питаться листьями. У многих индивидов появляется несварение желудка, многие гибнут, но некоторые, с более приспособленными желудками, выживают, дают потомство. Из их детей лучше выживают те, которые лучше переваривают листья. В конце концов, возникает вид, питающийся листьями. Это пример того, как виду животных удаётся преодолеть нестандартное изменение с помощью стандартных инстинктов и эволюционного отбора. А причём тут сознательная деятельность?
Ну до чего странными бывают «нормальные» люди! Дескать, нечего себе и другим забивать голову вопросами, на которые нет ответа. Надо жить для своих детей и внуков, для семьи и нечего выпендриваться. На мой взгляд, это означает, что если у меня не хватает ума (и времени), чтобы задуматься об этом, то, может быть, у моего потомка его хватит. И вообще, тысячи мудрецов ломали головы над этим и чего ты вообще? Вообще это удобная позиция: пусть думает другой, а потом выдаёт готовое решение. Однако, как не думать, коль скоро эти вопросы касаются каждого и, в первую очередь меня лично. И потом, рано или поздно человечеству придётся задуматься над этими вопросами. По-моему, это действительно самые важные вопросы для каждого: кто я и для чего я, что это за мир, который меня окружает, откуда он появился и куда он движется, что такое смерть и будет ли что-нибудь для меня после смерти. Можно, конечно, наплевать на эти извечные вопросы, можно, конечно, всё приписать божьей воле, что также означает отказаться искать ответы на эти вопросы. Но можно, используя имеющиеся знания, воображение и логику, во-первых, правильно поставить эти вопросы, а, во-вторых, создать цельное представление о мире и о себе, пусть и предположительное. Так что продолжим.
Итак, о самосознании и сознательной деятельности. Тут имеются две проблемы, связанные друг с другом. Во-первых, когда у развивающегося эмбриона возникает (или открывается?) самосознание, т.е. ощущение собственного «Я», осознание того, что есть «Я» и остальной мир (окружение). И, во-вторых, на какой стадии эволюции (у каких организмов) возникает ощущение собственного «Я»?
Первый вопрос. Представим себя на месте этого эмбриона. Вначале у меня нет никакой информации и я чувствую, что я существую, но как нечто (некая точка), взвешенная в пространстве. Потом я ощущаю какие-то движения вокруг (внутри себя, вне себя?). Далее я ощущаю, что могу воздействовать на эти движения, замедляя или ускоряя их, регулируя их так, чтобы мне было комфортно. Все эти ощущения и манипуляции с ними откладываются в моей памяти. Я, возможно, что-то слышу, но звуки пока ни с чем не ассоциируются. Далее, до самого акта рождения, картина меняется мало. Прибавляются какие-то новые виды движения и запоминаются мои воздействия на эти движения. Затем - акт рождения (появления на свет). Это происходит как мучительное и длительное потрясение. На моё «Я» обрушивается шквал в общем-то неприятных ощущений и информации. Из уютного и обжитого места меня вышвыривает в неизведанное окружение. Я пытаюсь вернуться к той же позе, в которой мне было комфортно, пытаюсь воздействовать на новое окружение теми умениями, что приобрёл, но это мало помогает. И главное ощущение - это удушье, которое заставляет меня совершать (как скажут взрослые) дыхательные движения. Это происходит непроизвольно. Затем - забытьё, провал в в памяти, спасительный сон. Затем я просыпаюсь от дикого дискомфорта и начинаю совершать беспорядочные движения, в том числе хватаю ртом любые выступающие предметы и непроизвольно делаю сосательные движения. Наконец в мой рот попадает что-то, из чего изливается тёплая жидкость, которую я жадно всасываю. Возникает ощущение комфорта и я вновь засыпаю. И так далее. Так когда же появляется ощущение собственного «Я»? Похоже, что с первыми различимыми поступающими ощущениями. Извне или от собственного тела? Эмбрион, конечно, не различает, откуда ощущения, но, думается, первые ощущения поступают от собственного тела. И, думается, это происходит, когда начинают функционировать первые рецепторы. А когда они начинают функционировать? Не знаю, но, думаю, это известно. Если ощущения вызывают изменения состояния комфорта, усиливая или уменьшая его, то эмбрион, перебирая все имеющиеся к тому времени у него действия, выбирает то, которое усиливает комфорт. Это фиксируется в памяти и при следующем появлении ощущения эмбрион адекватно реагирует на него. Фактически возникает условный рефлекс, можно сказать, это первые условные рефлексы организма.
Н-да, получается, что ощущение собственного «Я» появляется с первыми сигналами от тела или внешнего мира. Тогда получается, что такое ощущение должно быть и у самых примитивных организмов. Или не так? Где я ошибся? Буду думать.
Просмотрел я сейчас, что написал раньше и похоже, что бегаю по кругу. Как же, всё-таки, соотносятся между собой ощущение собственного «Я», самосознание и сознательная деятельность? Как эти три понятия взаимодействуют между собой? Как соотносятся бессознательное и сознательное (действия?). Когда эти свойства появляются и как взаимодействуют между собой? И может ли быть одно без другого, например, ощущение собственного «Я» без самосознания и сознательной деятельности? Эквивалентны ли между собой понятия ощущение собственного «Я» и самосознание? Попытаемся разобраться ещё раз.
Ощущение собственного «Я» означает, что есть «Я» и нечто, окружающее меня. Т.е., фактически, это означает обособление «Я» от окружающего в отсутствие какой-либо информации об окружающем, просто констатация факта. Это самая первая стадия проявления сознания. Далее начинает поступать информация об окружении «Я» и это вызывает появление и развитие самосознания: где я, что меня окружает (в том числе, и о теле, в котором я нахожусь). Самосознание развивается с возрастанием информации о теле и окружающем мире. Одновременно с развитием самосознания идёт развитие личности. Видимо, развитие самосознания и личности происходит в течение всего развития человека (а как у животных?). Это, в общем, согласуется с тем, что говорится в БСЭ: «Самосознание (С) - осознание человеком самого себя, своих поступков, мыслей, чувств, черт характера и взглядов на мир.». Самосознание и личность величины непостоянные, развиваются с активной деятельностью человека и, похоже, с прекращением активной деятельности угасают (деградируют). Особенно это, как правило, заметно в преклонном (пенсионном) возрасте. Недаром говорят, что старики «впадают в детство». А что же можно сказать о сознательной деятельности? Вообще, что это такое, сознательная деятельность? Видимо, эта та деятельность, которая не осуществляется автоматически, а контролируется сознанием, деятельность, которая пропускается через сознание, т.е. решение о ней принимается сознательно, деятельность планируется и осуществляется при участии и контроле сознания. Хотя некоторые элементы этой деятельности могут быть и автоматическими, бессознательными. Например, я сознательно принимаю решение ударить ногой по мячу, но большая часть необходимых для этого движений совершается автоматически. Однако следует упомянуть, что эта большая часть необходимых движений когда-то раньше отрабатывалась под контролем сознания (сознательно), а затем перешла в стереотип, осуществляемый бессознательно.
возникновение рефлексов,
труд,
появление и развитие сознания