10. Бессмертие, наследие родителей и рефлексы.

Dec 19, 2016 01:09

Поговорим немного о бессмертии. Что же оно такое? Во-первых, моя ссылка как на пример бессмертия, на клетки, способные неопределённо долго существовать в культуре (например, культура клеток HeLa), делясь неограниченное число раз, не совсем корректна. Если рассматривать такую культуру клеток как вид (совокупность) одноклеточных организмов, то получим следующее. Каждый такой организм (клетка) смертен, конкретная клетка живёт до деления, а потом она исчезает (умирает), порождая две дочерние клетки, превращаясь в них. Те, в свою очередь, существуют только до деления - образования следующих («внучатых»?) клеток. А вот культура клеток (вид) продолжает существовать. А человек? Каждый конкретный человек смертен, а вот его вид живёт и очень давно и пока не собирается умирать. Живёт, воплощаясь в детях, внуках и т.д.. Так что, человек (или другое животное) не менее, а, может, и более бессмертен (как вид) по сравнению с клетками в культуре. Вот если бы конкретный человек мог бы жить вечно, то это и было бы (с его точки зрения) истинное бессмертие. И опять-таки, такое бессмертие, как и наблюдаемое бессмертие вида, не абсолютно. И человек (как и любой организм) и любой вид организмов может погибнуть случайно, вследствие болезни, несчастного случая или какого-нибудь катаклизма. Предвидение случайностей и защита от них - вот ещё одна из целей и преимуществ эволюции организмов в сторону познания окружающего мира и развития сознания. Конкретные организмы умирают, накапливая и передавая будущим поколениям то, что увеличивает вероятность выживания вида, продолжительность жизни вида. А что именно? Информацию. Во-первых, информацию о строении и функциях тела. Во-вторых, информацию об окружающем мире (среде) - воображаемую картину мира. В-третьих, информацию о мыслительном аппарате, позволяющем осмыслить окружающее и разработать план действий, способных обеспечить продолжение жизни как отдельных организмов, так и вида. Чтобы возможности вида расширялись, необходимо его развитие. К сожалению, для развития вида необходима смерть отдельных организмов, замена их более совершенными организмами, накапливающими в себе положительную инфомацию, собранную предыдущими поколениями. Хотя это не исключает, а, возможно, подразумевает удлинение жизни конкретных организмов. Более того, для развития органической жизни, вероятно, необходимо качественное изменение видов в сторону совершенствования. В этом смысле возможно возникновение новых видов, качественный переход старых видов в новые, что, вообще говоря. означает смерть старых видов, замена их новыми. Хотя некоторое время может продолжаться и сосуществование старых и новых видов. Разумеется, исчезновение старых видов и возникновение новых происходит в гораздо более долгие промежутки времени по сравнению с временем жизни конкретного организма (скажем, человека). Подобные соображения высказываются во многих фантастических произведениях, мне близки идеи развития человечества, высказанные в произведениях братьев Стругацких, особенно в романе «Волны гасят ветер». Конечно, в развитии мыслящих организмов не исключены случайности (все мы под Богом ходим!). Но, если всё пойдёт хорошо (без случайностей!), то я не вижу иного пути будущего развития органической жизни. Хотя…, возможно, развитие пойдёт каким-то другим путём.
А теперь посмотрим, что же конкретно передаётся родителями будущим поколениям (кроме квартир, долгов и наследственных болезней). Во-первых, материальное и твёрдо установленное. Родительская оплодотворённая клетка передаёт двойную цепочку ДНК, содержащую информацию о строении всех (?) белков и РНК, необходимых для развития и функционирования организма ребёнка. В частности, ДНК содержит информацию о строении белков и РНК, регулирующих производство белков и РНК, их обработку в процессе производства и после него, их взаимодействие друг с другом и другими компонентами клетки (липидами, полисахаридами и т.д.) в клетке, где происходят все эти действия. А так как всё это работоспособно только в условиях клетки, подобной родительской, то и сама оплодотворённая клетка со всеми её компонентами и механизмами передаётся будущему ребёнку посредством деления оплодотворенной клетки на дочерние (а, может, сыновьи?). Установлено также (но не так твёрдо и не так материально), что передаются планы устройства будущего организма и механизмы, обеспечивающие его сборку по мере развития. Кроме того, передаётся наследственная память, включающая в себя информацию о взаимодействии частей создаваемого организма, об инстинктах - безусловных рефлексах,- реакциях организма на некоторые раздражители, о некоторых поведенческих привычках (реакциях?) и, кажется, всё. Всё это хорошо, но вот в чём закавыка. Где содержится эта информация, а именно информация о планах, механизмах, взаимодействии, наследственная память? Неужели в ДНК, которая представляет собой список белков и РНК, с информацией об их производстве и регуляции? Это похоже на то, как если бы вам прислали список деталей машины с инструкцией по их изготовлению, не оговаривая их количество и степень обработки, и предложили бы из них собрать машину, не только работоспособную, но и во многом уникальную, отличающуюся от других подобных машин. Н-да, задачка не для слабонервных. А, между тем, возникает (методом самосборки?) новый человек, не только живой, но и во многом неповторимый. Кстати, не только неясно, что такое наследственная память, но и совершенно непонятно, что такое обыкновенная память. Хотя много лет много учёных институтов пытаются это понять, но результат один: обеспечение сотрудникам этих институтов зарплаты, званий и сравнительно безбедной жизни.
Как я уже писал выше, потребность в сознании (=в душе) появляется на той стадии развития организма, когда для полноценной реакции на сигналы окружающей среды недостаточно автоматической реакции, а требуется осмысление сложившейся ситуации, т.е. анализ взаимодействия её компонентов и прогноз вариантов развития ситуации в будущем, рассмотрение на основе анализа возможных вариантов реакции организма в данной ситуации, выбор варианта и запуск его в действие. И все стадии осмысления ситуации проходят под неусыпным контролем нашего «Я», которое, многократно сверяясь с информацией в памяти, «взвешивает» (сравнивает значимость) различные факторы, влияющие на развитие ситуации, а также варианты возможного развития. А затем, выбирая один из вариантов развития, рассматривает варианты реакции организма на такое развитие ситуации, выбирает один из вариантов реакции и даёт сигнал к его исполнению. Характерно что, в отличие от машины, «Я» может выбрать неоптимальную оценку развития и неоптимальный вариант ответа, хотя бы под влиянием эмоций. Видимо, осознание собственного «Я» необходимо, чтобы проводить подобную работу?
Общепринято считать, что реакция организма на сигнал (раздражение), поступающий от органов чувств, осуществляется с помощью т.н. рефлекторной дуги.
Кстати, обычно считается, что организм животного (и человека в том числе) обладает пятью органами чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса. Однако, к испытываемым чувствам можно отнести и некоторые другие, например, чувство боли, онемения, зуда, положения тела и некоторых других, передаваемых сознанию от рецепторов в различных частях тела, и не имеющих (или имеющих?) специализированных органов восприятия.
Вернёмся к рефлекторной дуге. Как она действует? Раздражение клеток рецептора приводит к появлению серии нервных импульсов, которые передаются по нервным волокнам в т.н. нервный центр, расположенный в головном или спинном мозгу. В нервном центре сигнал как-то обрабатывается и в результате нервный центр посылает новый сигнал (новую серию нервных импульсов) по нервным импульсам к исполнительному органу (органам, например, к мышцам), который совершает действие, являющееся ответом организма на раздражение рецептора (например, сокращение мышцы). В общем, кажется, довольно простое устройство - рефлекторная дуга. Огонь обжёг твой палец и ты отдёрнул руку. Безусловный рефлекс. Если же перед прижиганием пальца всегда звенит звонок, то появляется новая привычка: при звонке рука непроизвольно отдёргивается. Возник т.н. условный рефлекс. Возникла новая связь, новая рефлекторная дуга. Это практически всё, что установлено относительно рефлекторной дуги и безусловных и условных рефлексов. Да, ещё: безусловные рефлексы передаются по наследству от родителей к детям, а условные нет. И эта схема реакции организма на раздражение (рефлекторная дуга) выдаётся за выдающееся достижение в области исследования высшей нервной деятельности, всё в ней объясняющее. Мне кажется, к такой схеме мог бы придти любой мало-мальски думающий человек. Только вот, к сожалению, она ничего не объясняет. Все специалисты в области рефлекторной дуги почему-то практически игнорируют главное в рефлекторной дуге: именно, обработку поступающего от рецептора сигнала и формирование сигнала, направляемого к исполнительным органам.
Место, где происходит обработка поступающего от рецептора сигнала, вернее место, куда поступает сигнал и происходит выработка ответной реакции и сигнала, посылаемого исполнительным органам, называют достаточно безлично нервным центром. Считается, что это место, в простейшем случае, просто контакт между нервными волокнами, волокном, по которому поступает сигнал от рецептора и волокном, по которому направляется сигнал к исполнительным органам,- двучленная рефлекторная дуга. Дуга может быть и трёхчленной: рецепторный нейрон-промежуточный (вставочный) нейрон-двигательный нейрон. Может быть и более сложное строение дуги. Однако в нервном центре приходится решать несколько сложных задач. Сначала возьмём для примера сухожильный рефлекс (С.р.)
БСЭ: «Рефлекторное сокращение скелетной мышцы или их групп в ответ на раздражение проприорецепторов сухожилия одной из этих мышц. Рефлекторная дуга С.р. замыкается в пределах одного сегмента спинного мозга и не включает т.н. вставочных нейронов. Интенсивность С.р. изменяется в зависимости от состояния вышележащих отделов центральной нервной системы (нервных центров и проводящих путей спинного и головного мозга.»
Это означает, что даже в этом простом случае (двучленная рефлекторная дуга) величина и характер ответа полностью определяется обработкой сигнала (реакцией) спинным и головным мозгами. Рассмотрим теперь работу рефлекторной дуги подробнее на примере реакции на ожог пальца. Во-первых, сигнал поступает в т.н. болевой центр и нужно установить, из какого участка тела он пришёл. Это необходимо, чтобы определить, какое именно ответное действие нужно совершить. Что нужно отдёрнуть именно ту руку, которая обожжена, а не другую, и, тем более, не ногу. Кроме того, отдёргивание руки - сложное действие, определяемое согласованным действием нескольких мышц. Значит, ответный сигнал должен быть сложным, направленным, по крайней мере, к нескольким определённым мышцам определённой руки и определяющим их согласованное действие. Ответный сигнал, очевидно, поступает из центра, управляющего движением мышц, двигательного центра. Следовательно, после прихода рецепторного сигнала в болевой центр и установления в этом центре места ожога (боли) информация в виде сигнала(ов) должна быть передана в двигательный центр для выработки ответного действия. При этом и об ожоге и об отдёргивании руки информация должна непрерывно поступать в центр, ведающий сознанием (собственно «Я»?) и м.б. в другие центры, например, ведающий голосом. Действительно, ведь когда мы обжигаем палец и отдёргиваем руку, то отчётливо осознаём и ожог и отдёргивание руки, да ещё при этом непроизвольно вскрикиваем (или неприлично выражаемся) и даже можем отпрыгнуть от источника ожога. И это всего лишь часть реакции на ожог пальца. Всю эту тягомотину с реакцией на ожог я описал, чтобы наглядно показать, сколь сложна реакция нашего организма на простое раздражение и как много работы совершается в т.н. нервном центре. И это, конечно, не просто передача сигнала по волокну от болевого рецептора на волокно, ведущее к мышце.
Следует отметить, что очень важно, и безусловный и условный рефлексы - это бессознательная реакция организма. В то же время, особенно в нестандартных ситуациях, большинство решений и соответствующих действий производятся организмом сознательно, т.е. при управлении и непрерывном контроле сознания. Поэтому описывать высшую нервную деятельность только как комбинацию действий условных и безусловных рефлексов - это значит сознательно (!) отрезать (игнорировать) важнейшую часть высшей нервной деятельности. Сознательная деятельность организма, очевидно, более мощный инструмент, чем простые рефлексы. Это видно хотя бы из того, что можно сознательно преодолеть действие рефлекса, например, отдёргивание руки при ожоге и даже блокировать само ощущение боли.
Более того, с большой долей вероятности можно считать, что именно сознание, сознательная деятельность является первопричиной, источником возникновения условных и безусловных рефлексов. Самое первое действие, первый рефлекс, происходит под руководством и контролем сознания. Рассмотрим эти явления на примере обучения езды на велосипеде. Самая первая попытка контролируется и направляется сознательно. Нам сказали: «Жми на педали и рули в ту сторону, куда падаешь.» И мы рулим, сознательно контролируя каждое движение рук и ощущение тела. Затем, вдохновлённые результатом, в следующих попытках мы всё меньше и меньше контролируем сознанием наши действия, вырабатывается стереотип действия. Дальше - больше: вырабатывается условный рефлекс, благодаря которому мы, уже без участия сознания, автоматически реагируем поворотом руля на изменения положения тела. И весьма вероятно, если бы езда на велосипеде была единственным нашим способом передвижения, то это умение закрепилось бы в нашей наследственной памяти в виде безусловного рефлекса. О возможности такого вероятного перехода условного рефлекса в безусловный говорил ещё Павлов. Вообще сознательная деятельность нашего мозга ведёт себя вполне аристократично, а именно, старается избавиться от руководства простыми действиями организма, перевести их в автоматические (бессознательные) стереотипы поведения. Все наши действия по поглощению еды, отправлению нужды, ходьба и т.д. - бессознательные и стереотипные. Однако сознанию вновь приходится вступать и контролировать каждое наше действие, если условия действия меняются. Например, появляется ушиб на ноге, заставляющий нас так хромать, чтобы было наименее больно. Однако наши первые хромающие шаги мы делаем сознательно, контролируя каждое движение, а затем, выбрав некий оптимум хромания, далее мы хромаем стереотипно (автоматически), без участия сознания, которое теперь может заниматься другими делами. Стереотипы поведения, пожалуй, относительно самая недолговечная и изменчивая форма автоматического действия. Они исчезают, когда отпадает в этом необходимость, или заменяются другими. Условные рефлексы подолговечнее и самые долговечные - безусловные рефлексы. Видимо, возникновение эти трёх типов реакции и переход из одного в другой определяется их повторяемостью и временем их действия. Сознание же, связанное с ощущением собственного «Я» (душой), стоит как бы над этими реакциями, вступая в действие только при возникновении новых и нестандартных ситуаций, формируя новые стереотипы реакций и преодолевая и изменяя любой вид автоматических реакций (стереотипы, условные и безусловные рефлексы), когда в этом возникает необходимость.
Сразу возникает вопрос, где же находится наше сознание (=душа). Общепринятая точка зрения такова, что местом сознательной деятельности организма является кора больших полушарий головного мозга (К).
Из Большой советской энциклопедии (БСЭ): «Деятельность К заключается в анализе и синтезе явлений внешней и внутренней среды. Согласно Павлову, анализаторная деятельность К осуществляется посредством анализаторов (сложный нервный механизм, производящий тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды; состоит из воспринимающего прибора (рецептора), проводникового отдела, передающего возбуждение в центральную нервную систему, и высшего центра данного восприятия в К). В корковом отделе анализатора нервное возбуждение приобретает новые качества и превращается в ощущение. (Не правда ли, общие, высокопарные и неконкретные определения, показывающие очевидное незнание предмета!). Синтетическая деятельность К состоит в суммации и интеграции, т.е. в объединении раздроблённых элементов анализа в единый нервный процесс. Эти явления основаны на способности К вырабатывать под влиянием внешних воздействий определённый подвижной порядок основных процессов (т.н. динамический стереотип). Анализ и синтез в К находятся в неразрывном взаимодействии и единстве, что является основой процесса мышления (Ну и словоблудие!). Методом условных рефлексов Павлов установил, что в основе аналит. и синт. .деятельности К лежат два противоположных, но и постоянно взаимодействующих нервных процесса - возбуждения и торможения (Неясно, но наукообразно!); оба процесса находятся в постоянном подвижном уравновешивании… Функцией К является образование условных рефлексов…Ряд рефлексов может выполняться и в отсутствие К. Однако в процессе историч. развития позвоночных животных значение К в регуляции и координации всех физиол. функций возрастает, и К, как писал Павлов, всё более и более становится распорядителем и распределителем всех функций организма. Акты, которые многие млекопитающие (напр., крысы, собаки, кошки) могут выполнять и при отсутствии К (напр., ходьба??), обезьяны и тем более человек могут совершать только при участии К. Это свидетельствует о том, что в процессе историч. развития животных значение корковых образований, входящих в нервный центр, возрастает».
Короче говоря, К - главный мыслительный центр, в том числе и центр сознания. Так что наше «Я» (душа) должна располагаться именно в К. Во всяком случае, в К или рядом, т.к. связь нашего «Я» с остальным телом, судя по всему тому, что установила наука (см. выше), должна осуществляться через К.
А что же собой представляет К материально (анатомически)?
Из БСЭ:
«К - поверхностный слой больших полушарий головного мозга высших позвоночных животных и человека, образованный т.н. серым веществом, в состав которого входят тела нервных клеьок, а также их отростки - нервные волокна и трофическая промежуточная ткань, или невроглия. Центральная нервная система развивается у зародыша из нервной трубки; передний расширенный отдел нервной трубки даёт начало головному мозгу. Вначале головной мозг зародыша состоит из 3 мозговых пузырей - переднего, среднего и ромбовидного, затем число пузырей достигает пяти. Часть переднего мозгового пузыря образует полушария головного мозга. Полушария, разрастаясь, покрывают собой другие части головного мозга. Отсюда происходит название «мозговой плащ», которым обозначают полушария и некоторые подкорковые узлы - полосатое тело. У рыб та часть переднего пузыря, из которой образуется «мозговой плащ» и, сл-но, К, остаётся неразвитой. У земноводных и пресмыкающихся мозговой плащ уже существует, но хорошо развитым является лишь его внутренний отдел, который называется «старой корой». У млекопитающих животных и человека мозговой плащ достигает значительного развития. Внешний слой мозгового плаща носит название «новой коры». Наиболее сильно развиты в ней лобная и теменная области (что особенно выражено у человекообразных обезьян и человека). Части больших полушарий, соответствующих «старой коре» низших позвоночных, оттеснены у млекопитающих к срединным поверхностям полушарий, образуя т.н. аммонов рог. К представляет собой слой, покрывающий белое вещество мозга, у человека толщиной от 2 до 5 мм. В процессе историч. развития у млекопитающих произошло увеличение поверхности больших полушарий, вследствие чего образовались борозды и извилины. Ни одно животное не обладает одновременно столь многочисленными и сложными, столь глубокими и асимметричными бороздами как человек».
Хотя иногда про некоторых людей говорят: «Задним умом крепок». Значит, у некоторых людей ум может находиться совсем в другом месте!

рефлекторная дуга, рефлексы, бессмертие, роль сознания, наследие родителей

Previous post Next post
Up