Овраг Степной. Поход выходного дня. 2023 год. 10 мая.

Aug 14, 2023 13:02


Полтора часа асфальта, грунтовок и песчанок позади. Привычно оставив машину на краю поля, привычно огляделись в поисках брёвнышка, подходящего для устройства привычного завтрака «на обочине». Увы!

Справедливо рассудив, что завтрак во-о-он на той валежине под сенью молодой дубовой листвы будет ничем не хуже, направились туда, предусмотрительно обрызгавшись репеллентом. Если бы сразу от опушки не ступили на сплошной ландышевый ковёр, я бы, наверное, позавидовал клещам, решив, что источник окутавшего нас изумительного аромата - недавно купленная анти-клещевая «парфюмерия» в аэрозольной упаковке. Мы попытались, было, шагать аккуратно, сберегая такую красоту, да где там! Всюду, куда ни кинь взгляд, земля покрыта широкими листьями с задорно торчащими цветочными стрелками.



К месту вспомнил, как на давнем восточносаянском маршруте наша группа вышла к долгожданной (даёшь обед!) реке. Миновав прибрежные кусты, все остановились в нерешительности. От бурлящего на перекате потока нас отделяла широкая полоса галечника, густо поросшего - на манер одуванчиков - легендарным эдельвейсом. Глянув вправо, потом влево, руководитель группы первым решился на очевидное кощунство: он вздохнул, бросил через плечо, чтобы шли по его следам, и направился к воде, делая шаги пошире.

---------



После короткого чаепития с праздничной «завертухой» мы вернулись к дороге, но не по своим следам, поскольку неподалёку увидели множество жёлтых цветов. Это была примула (первоцвет) и адонис (горицвет). А мне помнится, что, например, в Жигулях, сколько видел, горицвет успевал отцвести до появления ландышей.



И позже, когда по старой травянистой колее углубились в лес, «букеты» адониса ярко выделялись по обе стороны на сочно-зелёном фоне.



Свежая трава, полностью скрывшая старую листву и опавшую хвою, придавала лесу особенно нарядный вид. Его несколько портили кучи узловатых сосновых веток, когда-то оставленные лесорубами, и брошенные ими как попало брёвна, уже потемневшие от времени. Впрочем, неприглядная эта картинка, к сожалению, давно стала привычной в наших лесах, а навязший, как говорят, в зубах вопрос: «Зачем рубили?..» остаётся без ответа.

Но нет худа без добра: очередная груда брёвен на будущее послужит точечным ориентиром: здесь выручившая нас колея подсекла старую дорогу, на которую мы очень рассчитывали. На карте-то она показана, но сколько лет той карте! (Судя по состоянию дороги - много.)

Прошлой осенью мы проходили здесь у подножия правого борта оврага, а левую дорогу оставили на потом. Ну, как оставили?.. Миша, сверившись с картой, предлагал перейти на неё, когда наша грунтовка, ещё недавно хорошо различимая, потерялась в сухом много-колейном кочкарнике. А дальше и вовсе захлюпало под ногами.



Я тогда даже немного сходил налево, но безрезультатно. И не мудрено: идя теперь левой стороной, мы не раз теряли колею, а на этом месте через обширную луговину шли едва ли не «верхним чутьём». Да, и развилка дорог на карте показана чуть ниже по оврагу - аккурат там, где и нынешней сухой весной через чавкающую болотину ходят только кабаны. Болото оно и есть болото…



Так или иначе, но место слияния (как бы) дорог на сухом участке днища оврага мы уточнили. Теперь знаем - это там, где дохлая косуля. Ну, то есть, не совсем косуля, а то, что от неё осталось: рожки да ножки. Впрочем, рожки я забрал с собой. А ножки остались как ориентир, ибо других «приметностей» поблизости нету. Тут главное - не перепутать их с другими косульими «запчастями», которые в этом походе встречались нам не раз.



Но была косуля и живая, да ещё какая горластая! Она рыкала-рыкала из леса слева, потом перебежала нам дорогу и подавала голос справа. Который раз подумал, что эти звуки, да ещё в вечернем, а тем более, ночном лесу, способны всерьёз напугать несведущего человека.

Вот, так внезапно рыкнет, а потом на брёвнышке у дороги увидишь что-то непонятное и … (Пошёл мальчик в лес…).



И там ещё вяхирь, и сова… Нет, лесного голубя в этот раз мы не слышали (увидеть его, вообще, сложно), зато дважды вспугнули какую-то совиную особь. Она скользнула вглубь леса молча и совершенно бесшумно, т.к. не потревожила других пернатых.  Ибо почти сразу затем оттуда, из лесной глуби, подали голос не показавшиеся нам на глаза кукушка и - наконец-то! - соловей. После соловья вспоминать про утку, побеспокоенную нами на болоте, даже как-то неловко, но - было!

А ещё Анну, немного отставшую, фотографируя куст цветущей акации, озадачила какая-то птица, резким своим криком напомнившая звук работающего трактора. Поинтересовался в интернете - это мог быть дрозд деряба, да и по описанию внешности та птичка похожа на дрозда. Я-то первым делом подумал про сойку, но из-за характерного яркого оперения её с другими не спутаешь. А так-то сойка может и трактор спародировать, и ещё, много чего (писал про её вокальные способности вот, здесь: https://valeri-gubanov.livejournal.com/8462.html)

Измеренную нами шагами форму рельефа именуют оврагом, только это очень многозначное понятие, овраг оврагу рознь (несколько лет тому задавался этим вопросом: https://valeri-gubanov. livejournal.com/19763.html), не говоря уже про субъективное восприятие. Например, уютные берёзовые верховья не знаю, как и назвать: оврагом - язык не поворачивается. Одно слово - лепота!



Когда возвращались водораздельной дорогой, вспоминал те березняки или широколиственные кленовики, и было, отчего. Обширные участки лиственного леса с густым подлеском, который проходили теперь, выглядели мрачно: травы нет, всюду нагромождения разнокалиберного валежника. По обочинам - частые торцевые спилы упавших поперёк дороги деревьев. Лежащие вповалку берёзовые стволы в который раз навевают строки: «О, поле, поле, кто тебя усеял...?»

Даже чертоломный ельник не произвёл, во всяком случае, на меня такое впечатление; проходя там, вспомнили про Бабку Ёжку, и всё.



Но дальше ветер принёс запах ландышей, появились сосны, и местность преобразилась. А потом справа от дороги открылся парковый лес: среди редко стоящих кряжистых дубов на ровном зелёном ковре в пику сплошной облачности горят куртины адониса. Эх, хорошо! Ух, здорово!

Аромат ландышей сопровождал нас всю дорогу домой: казалось бы, скромный букетик (плодоовощной дядька в ларьке на углу продаёт в пять раз толще), а поди ж ты!

Туризм, Старая Бинарадка, Овраг Степной, ПВД

Previous post Next post
Up