Ише исполнилось семь лет. Мы решили отметить это событие. Шри Радха соорудила торт и был куплен огромный арбуз. Больше мы их не покупали, так, как буквально через полторы недели у нас их было хоть самим продавай. Мы поздравили ребенка кто как мог. Конечно, пожелали всю жизнь быть с преданными. Как обычно желают в нашем обществе. Затем родители взяли Ишу и повели в сельский магазин за подарком.
Что купили я не помню. Село было большое и магазин там вроде ничего. И в нужное время мы двинулись дальше. В Берестовое. Пришлось идти где-то 15 км. Эта местность вся состоит из возвышенностей и глубоких оврагов. Там много гранитных выступал, напоминающих скалы. Ласси пришлось несладко. Мы часто останавливались, чтобы лошадь отдохнула. Но дошли без происшествий. У села встретили Нанду.
Он договорился в двух клубах Берестового. В эти дни зарядили дожди, так что Нанда предусмотрительно попросился, чтобы мы останавливались в дк. После такой ночевки все равно нужно по утру ехать где-то готовить. Гаурарай и Леша быстро влились в коллектив. Они привезли с собой много маленьких книг. Гаурарай выходил перед фестивалем и представлял книгу. Говорил просто и предлагал зрителям купить.
Стоили оно не дорого и народ покупал в среднем 20 книг. Также Гаурарай и Леша оттянули на себя часть внимания поклонниц. Они с удовольствием могли общаться с народом после фестиваля. Нам уже это было слегка в тягость, так что в этом плане их помощь была очень кстати. Гаурарай собирал большое количество бхоги. И потому Деваки Кумар стал часто ошиваться в лагере без дела. Он валялся или спорил с матаджи.
Следующим на очереди селом было Карла Маркса. Так оно и называлось. Эта местность мне была знакома. Мои корни по материнской линии в Николаевке, следующим селе после Карла Маркса. Карла Маркса очень расскиданное село. Но центр компактный, красивый и ухоженный. Так было и в 1999. Село имело большой дк. Они с радостью нас приняли. Заведующим там был весьма живой и интеллигентный старик.
Он являлся и режиссером местного сельского театра, который был известен в округе. Их главной постановкой являлась "Безымянная звезда" по пьесе румынского драматурга... не помню имени. Народ был в диком восторге от фестиваля. Присутствовали и председатель сельсовета, и председатель колхоза. Потому мы решили воспользоваться этим и на следующий день попросить у них, чтобы они сделали нам металлический каркас на колеснице.
После фестиваля мы спустились вниз, в овраг, или в каньон. На дне его течет река Берда, а вокруг скалы и рядом чистый родник. Река неглубокая, по колено, но очень чистая и с горным течением. В овраге было прохладно. Это спасало от степной жары. Также там были луга с свежайшей травой, так что Ласси даже радостно заржала и всю ночь пировала.
Утром Шри Радха одела красивое белое пенджаби с блестками, взяла мою папку, и я повез ее в центр села. Она пошла к председателю колхоза. Вернулась быстро. Тот согласился помочь нам и дал распоряжение в мех. бригаду, чтобы они из стального уголка сварили нам каркас и сделали, что попросим. Я завез колесницу и Шри Радху на бригаду. Она нашла начальника там и передала ему записку от председателя. Процесс пошел.
Стали искать сварщика. Шри Радха бегала по всех территории мастерских в своем белом пенджаби и на фоне комбайнов и трактором выглядела очень необычно. Ко мне подошел один из рабочих с уголком и спросил: "Где ваша Мальвина?" (Шри Радха). Мне нужно было еще идти в Николаевку потому я забрал Шри Радху и отвез в лагерь. Там попросил Деваки Кумара пойти на бригаду и контролировать процесс модернизации колесницы.
В тот день договариваться вместо Нанды в Николаевку пошел я. Потому, что там дили мои родственники и я хотел их навестить. По прямой до Николаевки всего два километра. Если идти круто в гору. Первым делом я нашел зав. клубом. Им оказался молодой парень, готовый "на любой шухер кроме голодовки". Я рассказал ему, что мои предки из Николаевки. Он спросил фамилию кого-нибудь из них. Я сказал, что фамилия матери Степаненко.
Зав. клуб ответил, что в Николаевке полсела с такой фамилией. Тогда я назвал фамилию еще живых родственников. Он их знал. Я отдал парню афиши и навестил родственников. Они меня не узнали. Мы не виделись девять лет. Не хочу вдаваться в подробности. Но зайти к ним было важно. Дед Вася был двоюродным братом моей бабушки. Вроде седьмая вода на кресле, но мы раньше крепко "родычались".
Ездили в Николаевку каждое лето. Дед Вася был очень хорошим человеком, но у него имелся страшный недостаток. Он фактически жил с убийства коров. Его нелегкая жизнь сложилась так, что к 1999 году он был инвалидом, прикованным к постели. Это было, как ни странно, даже лучше, потому, как больше содержать коров для мяса он не мог.Дед мне сильно обрадовался, долго плакал, вспоминал прошлое. Я рассказал все о себе. Он ничего не понял.
Я пригласил деда и его жену бабу Надю на фестиваль. Дед был прикован к постели и потому прийти не мог, баба Надя согласилась. Я сказал ей, чтобы она была готова в 19.00. Еще я попросил, чтобы они позволили нам остановиться у них во дворе и на огороде. Так я расчитывал, что они послужат преданным, попробуют прасад и хоть как то смягчат себе карму убийства коров.
Я до вечера попрощался с родичами и побежал в лагерь. От хаты деда Васи он находился совсем рядом, но в глубокой балке. Мы опаздывали. Когда я прибежал в лагерь все были готовы. Преданные забрали отремонтированную колесницу. Ей сделали металлический каркас. Этим руководил Деваки. А Деваки любил качество. Сварщик провозился с колесницей пять часов.
Но работа того стоила! По дороге в центр Николаевки 6 км. Напрямую через балку где то 3. Мы решили рискнуть и подняться по крутейшему склону. Ласси прошла верх метров 20. Мы ее выпрягли и стали толкать колесницу сами. Это оказалось очень непросто. Толкали даже матаджи. В какой то момент мы поняли, что двигаться вверх невозможно. Но и спуститься вниз также очень рискованно. Отчаяние охватило нас. Мы продвигались по полметра, подкладывая под задние колеса камни.
Силы покидали нас. Неожиданно пришли несколько местных парней. Вид у них был не очень. Но они с энтузиазмом стали нам помогать. Мы достаточно легко, с их помощью оказались наверху. После парни ушли. Прадьюмна сказал, что из прислал сам Кришна. Может это были полубоги?
Хоть и с некоторым опозданием но мы начали харинаму и пришли к клубу. Там стояла большая толпа людей. Они ждали нас и расходится не хотели. Преданные выгрузили аппаратуру и я поехал за бабой Надей. Она ждала меня и сильно удивилась увидев лошадь и колесницу в цветах. Баба Надя думала, что я приеду за ней на машине. Она села на колесницу, а я погнал Ласси. Баба Надя ехала и смеялась. Я спросил чего она смеется?
"Везуть бабу на каруці в квітах, запряженною кобилою. Ось і смішно! " - ответила она.
Народ оказался очень живым. Молодежь отрывалась по полной. Нанда сказал, что давно такой реакции не видел. После концерта люди нас провожали. Старожилы Николаевки собрались и стали выяснять моих предков. Баба Надя была сама не из Николаевки и помочь не могла им. После фестиваля мы поехали в дом к деду Васе.
Бердянск и море были совсем рядом. В 30 км. Очень хотелось зависнуть на море, но Нанда был упрям. Луна была полной, а ночь сказочной. Мы расположились в огороде родичей. Рядом стоял колодец и лошадь не нужно было охранять. Каждый мог лечь где угодно.
После Николаевки шла Малиновка. Там также жили мои родственники. Но до нее 20 км. Я с утра отправился туда. Воздух степи обдавал жаром, на грунтовке лежала пыль. Мне повезло - ехала попутка.
В Малиновке родственники также меня не узнали, а узнав налили водки и стали накрывать стол. Очень удивились моему отказу. Стали расспрашивать. Позвали местного зав.клуба и прямо в хате родственников мы договорились с ним о шоу. Родственники становились навязчивыми и я поспешил обратно. И вновь повезло - меня подвезли в Николаевку. Я смог попрощаться с дедом Васей и бабой Надей. Дед плакал, говорил, что может и не увидимся уже. Я сказал, что в следующем году обязательно приедем. Дед также попросил, чтобы я не затягивал с женитьбой.
Дорога в Малиновку на колеснице была долгой. Мы шли не меньше пяти часов. Солнце палило нещадно, выжимая все силы. Сидели бы дома! Работали, учились, наслаждались. Зачем вам тягаться по степным селам ? Кто это оценит?
Но мы знали, что Кришна свидетель всему. Мы делали это для Прабхупады, потому что он хотел, чтобы все люди знали о Кришне.
В Малиновке после концерта нам пожертвовали впервые в сезоне арбуз. Само село было маленькое и на концерт пришли практически все жители. Когда концерт происходит на улице это создает простую и расслабленную атмосферу. Люли сидят или стоят как им захочется. Подмостков нет и потому нет стены между артистами и зрителями. Всегда во время выступления Нанды дети начинают танцевать рядом с ним.
Приходится отодвигать прожектора и смотреть, чтобы зрители не повалили колонки. На удивление, после отъезда Индрича колонки перестали гореть. Это было необъяснимо с моей точки зрения, но Нанда предположил, что Индрич на концерте просто пытается с них выжать по максимуму и потому динамики горят.
Нанда с утра всегда объявлял время выхода из села. Оно определялось в зависимости от расстояния между селами. В этот день мы должны были идти в Успеновку. Каждый раз Нанда говорил, что идти очень далеко и путь будет очень тяжелым. Это делалось для того, чтобы призвать всех у ответственности. Нанда всегда любил напугать. Он рисовал, как правило мрачнейшие картины ближайшего и не только ближайшего будущего.
Он был сторонником идеи, что в августе 1999 года, в затмение наступит конец света. Это якобы предсказал Нострадамус. В ИСККОН много кто верил в это. Дескать прилетит метеорит, и все погибнут. И, что лучше умереть воспевая святые имена Кришны. До конца света оставалось дней десять. При разговоре на эту тему я отворачивался и смеялся, собственно, как и все остальные.
Служение договоров вновь перешло ко мне. Я с утра пошел в Успеновку. До нее также было не мало идти, но я довольно быстро справился и с Успеновкой и с Андреевкой. Я даже вернулся обратно в лагерь, чтобы успеть угостить родственников прасадом. В Успеновке произошел некий казус. Когда закончилась харинама и мы подъехали в дк, заведующая вдруг объявила, что не пустит нас в клуб. Причин не объясняла. Я догадался, что скорее всего она поняла, что мы из Харе Кришна. И, возможно, будучи христианкой решила помешать.
Но на улице никто не мешал, но для этого нужно добро от сельского головы. Он жил рядом и нам легко удалось его уговорить. Ожидалось выборы и потому для головы это была возможность себя пропиарить лишний раз. Людей собралось очень много. Особенно молодежи. В ту пору все фестивали проходили на ура. Стояла замечательная летняя погода, было множество фруктов, начались арбузы. Рай, да и только.
Какие-то люди пригласили набрать у них воду. Они предложили и переночевать у них, но мы старались этого избегать из-за не лучших привычек людей. При въезде в посадку я наехал на торчащий пенек колесом и потому от удара оторвало полуось с тем же колесом. Нанда сразу начал орать, но Прадьюмна осадил его, так как стояла кромешная тьма и разглядеть что-то было невозможно.
С утра, понятно пришлось что решать. Мы с Шри Радхой пошли на бригаду. Начальник мастерских был на концерте вечером и пообещал нас починить. Он узнал, где мы стоим и заверил, что после обеда приедет сварщик с генератором и нас починит. Из-ща поломки колесницы бригаде по сбору бхоги пришлось носить все на себе.
Арбузов в этот день пожертвовали уже пару штук. И, конечно было молоко. Пришла одна юная особа. Под видом интереса к нашей философии. Она была в лагере до самого нашего выхода и Шри Радха даже сказала, чтобы мы ее как-нибудь отправили домой. Ей это сказали прямо, но она как будто не понимала и пришлось матаджи одеть на нее сари и взять на харинаму.
Андреевка была совсем рядом и на концерт пришло много людей с Успеновки, чтобы еще раз побывать на фестивале. После концерта мы вдохновили художника-офоримителя из дк помочь нам в оформлении колесницы. Нас постоянно принимали за цыган. И надпись "Марш мира" на колеснице, по нашему мнению, очень помогла бы. Но она еще больше путала народ.
Утром я двинул в Обиточное, а затем в Салтычино, чтобы там договориться. Мы возвращались обратно. Мне не нужно было возвращаться обратно. Мы с Нандой договорились, что встретимся у Обиточного. Зав.клубом Обиточного оказалась женщина поэтичной натуры. Она стала много рассказывать о истории села, читала мне стихи собственного сочинения.
Я про себя окрестил ее Лесей Украинкой. Село, действительно было очень красивым, как говорят в Украине "мальовничим". Но слушать ее долго я не мог - мне еще нужно было попасть в Салтычию. Она взяла афиши и попрощалась до вечера. Я, чтобы успеть побежал в Салтычию, быстро нашел заведующую, прямо в её доме. Это была молодая женщина с мечтательным выражением лица.
Во дворе ее висела клетка с попугаями, а сам двор был оформлен "по-хипповски". Эту заведующую я назвал Дженис Джоплин. Она была только рада фестивалю и пообещала собрать кучу народа. Выходя из села я нашел на дороге в пыли пять копеек. "На дороге пятак! " - вспомнил я слова одной песни.
К месту встречи я пришел гораздо раньше оговоренного времени. Удалось прочитать несколько кругов мантры и даже поспать в траве у дороги. Во сне мне приснился Шрила Прабхупада, который давал лекцию селянам на нашем фестивале, а после инициировал все село. Сквозь сон я услышал голоса. Кто говорил совсем рядом. Это были преданные. Они не заметили меня и матаджи даже испугались, когда я выскочил неожиданно из травы. Меня накормили прасадом.
К порции прилагалась половина кавуна, который я ел прямо ложкой. Август полностью вступил в свои права. Обиточное, несмотря на свою красоту было очень неудобным для харинамы. И все устали, пришли к дк с опозданием. Там уже сидели в зале люди.
Тогда развернуть фестиваль мы могли за 15 минут. Вешалось два панно на задник. Одно с изображением Господа Чайтаньи и Нитьянанды. Его сделали матаджи из Киева и оно путешествовало с нами второй сезон. Во время переезда оно висело на колеснице, а вечером на фестивале. Второе панно с тестом мантры.
На сцене устанавливали колонки и прожектора. Как правило залы в дк были пыльные, и во время пантомимы я вытирал собою всю сцену, извиваясь на полу. Шри Радха во время танцев могла запросто загнать занозу в ногу. Еще всегда среди зрителей был кто-то пьяный...
Мы ночевали в прекрасном лесу рядом с Обиточным. Заведующая показала нам хорошую полянку для лагеря и рассказала много всякой мистики, связанной с этим лесом... Самое интересное, что в тот момент я совершенно не думал о будущем. Мне было хорошо здесь и сейчас. Не хотелось ни возвращаться в город, не хотелось ни признания, ни денег.
Дни падаятры. Садачар Дас