Радиослушатель: Когда к Шриле Прабхупаде пришли ученики и сказали, что в ИСККОН’е всё рушится, он зашёл к себе в комнату, закрылся, засмеялся, стал кататься по полу. Я бы хотел спросить. Как вы думаете, над чем он смеялся? Над собой, над майей или над ситуацией? И второй вопрос. Знание передаётся по цепи ученической преемственности, только от учителя его можно получить, но Шрила Прабхупада давал инициацию ученикам, в том числе и авансом как бы. И как в этом случае передаётся знание?
Бхакти Вигьяна Госвами: Ну, во-первых, что касается вашего первого вопроса, относительно этого знаменитого эпизода, когда в очень действительно критический какой-то момент, Шрила Прабхупада, так, скажем так, не очень ортодоксально отреагировал на эту ситуацию, то… Во-первых, там не всё рушилось. Просто, действительно, был сложный момент. И тенденция у нас такова, что когда какие-то проблемы происходят с нами, мы целиком погружаемся в эти проблемы, и мы утрачиваем способность глядеть немножко шире на мир. Когда у нас всё хорошо, то мы можем немного пофилософствовать, немного отстраниться от этого всего. Но когда тучи сгущаются, то нам очень трудно бывает избавиться вот от этого вот тяжёлого чувства, нам очень трудно понять бывает, что, в сущности, по сравнению с вечностью, всё это не так уж значительно.
Шрила Прабхупада никогда не поддавался на эту ловушку. Он всегда глядел на ситуацию гораздо более широко, и он видел, что любая ситуация, которая возникает в конечном счёте устроена Кришной, и, в конечном счёте, Кришна просто испытывает нас - посылает какие-то испытания, и что через всё это можно пройти. Он никогда не шёл с этим потоком, не плыл по течению этого мира, не поддавался на этот мир. Так что над кем конкретно он смеялся, над майей, над ситуацией или над самим собой, мне трудно сказать. Вряд ли над самим собой. Скорее, он смеялся над майей, потому что майя не могла его обмануть.
В конце концов, он знал, что так или иначе, Кришна стоит за всем этим, и Кришна позаботится обо всём. Как говорится в последнем стихе «Бхагавад-гиты» (18.78): йатра йогешварах кришно йатра партхо дханур-дхарах татра шрир виджайо бхутир дхрува нитир матир мама Санджая, рассказчик «Бхагавад-гиты» говорит Дхритараштре, что где бы не находился Кришна, повелитель всех мистических сил, и где бы не находился Арджуна, - тот, кто всегда несёт на себе лук, там… тем людям, на чьей стороне находится Кришна и Арджуна, тем людям всегда сопутствует удача, победа, тем людям всегда… на их стороне всегда моральные принципы и, в конце концов, они всегда побеждают. И Шрила Прабхупада помнил об этом. И видимо, поэтому он смеялся над всем этим. Он знал, что, в конце концов, всё не так уж плохо.
Что касается второго вопроса относительно знания, относительно того, каким образом передаётся знание и какую роль в передаче знания играет инициация или посвящение, то инициацию не нужно воспринимать как некую гарантию знания. Если мы будем считать, что достаточно мне пройти через этот обряд, и знание как бы уже само по себе гарантированно раскроется в моём сердце, то мы уподобимся как раз тем людям, которые низводят религию или вот это вот постижение духовной науки, духовного знания… приравнивают это всё к какому-то пустому обряду, в большей или меньшей степени бессмысленному.
И, действительно, многие люди получают инициацию в надежде на это и потом, когда вроде бы ничего не меняется в их жизни, они разочаровываются. В сущности, инициация, это только как бы предварительное, необходимое, но далеко недостаточное условие, для того чтобы человек обрёл духовное знание. Да, знание передаётся по цепи ученической преемственности. Инициация или посвящение в эту цепь ученической преемственности предоставляет человеку возможность получить это знание. Но, тем не менее, человек должен его получить. И вот эта роль всегда остаётся за самим человеком. Человек должен ещё получить это знание по этой цепи.
У него, может быть, есть некоторое преимущество по сравнению с обычными людьми, потому что знание это в большей степени доступно ему, но, тем не менее, это ещё не значит, что он уже прошёл до конца. Поэтому, инициацию можно дать, действительно, любому, в качестве какого-то аванса. Инициация авансом и является. Само по себе слово «инициация» в переводе с латыни означает «начало чего-то». Человеку дают возможность начать какой-то путь, а дальше уже, пройдёт он по этому пути или не пройдёт, или он будет стоять, и топтаться на месте, это уже зависит от человека. Так что знание передаётся по цепи ученической преемственности, но только тем, кто его действительно принимает, и только тем, кто действительно идёт по этому пути, а не тем, кто просто довольствуется механическим обрядом и всё.
Полностью