Почему некоторые из действующих священников уподобляют Патриарха Тихона и Апостола Павла еретикам

Sep 25, 2019 08:33

 Осмелился бы кто-нибудь из нынешних русских священник открыто назвать Патриарха Тихона или Апостола Павла еретиками? Это прозвучало бы откровенным оскорблением, ведь эти двое христиан всю своей жизнью явили пример высочайшей верности Христу и сумели развернуть крупномасштабное миссионерство. Отца Тихона в семинарии прозвали "Архиереем", а в духовной академии -"Патриархом". В конце 1889 года его направили с миссией в Америку, где жило немало "униатов" - членов церкви, священники которой "подписали унию - присоединились и католикам". Не называя это ересью, «епископ Тихон не отворачивался от них; наоборот, старался чаще навещать их». (В.Воскобойников «Православные святые», с.447)

Но в наше время многие духовные внуки о. Тихона отнюдь утруждают себя посещением других верующих для проведения философских диспутов. Они предпочитают идти по более легком пути: приклеивать на религиозные объединения ярлыки с пугающим людей словом "секта" или объявлять воззрения других верующих ложным знанием. Однако есть и положительные примеры. Так, о. Андрей Кураев один из знаменитых богословов современного православия, о. Стеняев и о. Филипп, вызволенный из чеченского плена по милость Божией, тот самый, о котором так много писали газеты, наведывались в общину из ста пятидесяти человек, где автор этих строк был руководителем.

Нужно отметить, что они отстаивали философскую доктрину православия, в некоторых моментах расходящуюся с вайшнавизмом, но тем не менее разговор вели в очень культурной, подобающей отцам Церкви манере, не называли нашу общину "еретической" и, вообще, не наносили каких-либо оскорблений. Именно такой стиль проповеди привел в православие А. Меня благодаря тому, что Иоанн Кронштадтский проявил терпимость отношению к его бабушке (см. Предисловие). А самые первые христиане просто и не могли действовать иначе, поскольку подвергались многочисленным гонениям. Апостол Павел, вначале сам преследовавший последователей Христа, добился самых больших успехов в распространении этой религии.

В «Послании к Коринфянам», предвидя разные интерпретации учения в будущем, он сказал: «Надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открывались между вами искусные" [28]. Но кому-то этих увещеваний недостаточно, и потому в нашей стране честных и святых людей называют «сектантами», а порою и преследуют. B Обращении христианских и правозащитных организаций к президенту России 29 содержится описание девяти террористических и оскорбительных актов в адрес христиан, мусульман и других верующих России со стороны людей, преследующих своей целью поссорить верующих. Помимо всего прочего там говорится о вмешательстве в религиозную сферу деятельности Минздрава и других мирских организаций.

Минздрав, призванный заботиться о здоровье населения, явил свою некомпетентность в делах Божьих, выпустив и разослав по стране официальную инструкцию относительно «сект». В ней сказано, что в России существует 6 000 «сект», тогда как на 01.01.1996 было зарегистрировано 13 000 религиозных организаций, из которых 7 000 принадлежат Русской Православной Церкви. «Сектами» таким образом объявлены все остальные общины. Эта же инструкция рекомендует официально использовать православные храмы для «реабилитации» иноверцев. Но Патриарх Алексий объявил официальную позицию Русской Православной Церкви, соответствующую ее тысячелетней истории: «Наша Церковь не призывает к каким-либо гонениям на неправославных россиян.

Она знает, что такие гонения всегда порождают напряжение в обществе и приводят к обратному результату, нанося ущерб церковной миссии» («Российские вести», 06.01.1997). Архимандрит Илларион (Троицкий, 1886-1929) в книге «Христианства нет без Церкви» приводит высказывание знаменитого Московского митрополита Филарета: «Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною» [30]. Проявление терпимости и понимания по отношению к другим верующим украшает любую религиозную традицию, обратные же действия подрывают репутацию. И, к сожалению, некоторые люди с низкими помысла, бросают тень на Русскую Православную Церковь.

Одни делают извне, но есть и такие, кто дискредитирует ее изнутри. Своим поступками они подрывают доверие людей к Патриарху и другим духовным лидерам этой традиции, а в целом ко всей православно вере. Если руководители этой конфессии не станут активно бороться с подобными провокациями в свой адрес, то это отвратит множеств людей от Господа Иисуса Христа. Когда священники Русской Православной Церкви открыто или косвенно называют сектами группы верующих, чьи  вероисповедания не считаются сектантскими в других страна мира, тогда конфессия превращается в глазах прихожан в некую политическую структуру, они перестают доверять представителям, а интеллектуалы страны, хорошо знакомые в наш время с учениями других христиан, индуистов, мусульман и иудеев видя такую прямолинейность священников, сразу делают вывод, на каком уровне духовности и культуры находятся эти проповедники.

Мень "всегда подчеркивал, что всякое слепое неприятие чужого лишь изобличает низкий уровень культуры и  провинциализм» Подобная неразборчивая в средствах тактика не всем приходится по душе, а потому в ряды православия не вступает немало разумных людей, как, впрочем, не приходят они и в другие религиозные организации, слыша, что их священники ведут себя так же. Играя на низком чувстве недоброжелательности к другим нациям и верованиям, богослужители могут привлечь лишь фанатичных и националистичных людей. Такое поведение - сорняк современного института религии и не является показателем духовности.

Писатель Ф. Искандер сравнивает божественное знание с живой водой, а верования народов с сосудами разной формы: «Имеет ли особое значение форма сосуда, которым черпаешь воду? Имеет ли решающее значение, как ты пьешь эту воду? Сидя? Маленькими глотками или залпом? Разумеется, надо уважать традицию народа, который так, а не иначе привык утолять свою жажду» [32] Русскому духовенству, интеллигенции всем прочим добропорядочным людям следует спасать Русскую Православную Церковь от разрушения, чинимого пытающимися ее дискредитировать злоумышленниками.

Чтобы Церковь осталась чистой, те, кто бросают тень на ее репутацию, должны оставить руководящие посты в ее структуре. Также лидерам Русской Церкви обязательно следует указывать мирянам на то, что поведение, описанное в цитируемом выше Обращении, носит антихристианский характер. Они не должны оставлять без подобающего внушения ни единого случая, низводящего чистую православную культуру до уровня идеологии, разжигающей национальную и межрелигиозную рознь.

Сергий Радонежский, Прокопий Устюжский, Кирилл Белозерский, Митрополит Макарий, Василий Блаженный, Димитрий Ростовский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская, старцы Оптинской Пустыни, Святой Иннокентий, Иоанн Кронштадтский, Патриарх Тихон и многие другие не для того совершали свое подвижничество и строили Дом православия в России, чтобы сейчас группа неверующих, проникнув в Русскую Православную Церковь, разрушила ее изнутри.

Попробуйте себе представить недовольство святых, когда они, находясь на небесах, слышат и видят, как некто, вырядившись в одежды одного из подразделений Небесной Братии Божьих Ангелов, называет себя «Церковью воинствующей», сжигая при этом Библии просто потому, что те подарены баптистами 33 или «называют психически и духовно больными вообще всех христиан-протестантов и католиков» 34. В «Христианском Единстве» (№2 (8), 1997) говорится о Конгрессе реформаторских сил России, проходившей в Ярославле перед президентскими выборами. С трибуны театра им. Волкова говорилось о единстве Бога и вреде разделения.

Присутствовавшие представители разных христиан ратовали за единство, в том числе выступил с речью известный в городе православный священник Михаил Старк: «Между христианами различных конфессий есть стена, но, слава Богу, не до небес». Подобных встреч, несущих мир верующим разных традиций, должно быть как можно больше. Прошло около трех лет с поры написания Обращения к Ельцину, и сейчас все религиозные конфессии, чьи философские принципы не противоречат законам России, имеют право на официальную регистрацию.

Но, тем не менее, сеющие вражду настроения продолжают иметь место, как и остаются по-прежнему в рядах разных конфессий люди, подстрекающие собратьев по вере на неприязненное отношение к другим верующим. Мы противники подобных настроений, ибо они разжигают людях ненависть к своим братьям. Поэтому в дополнение ко всему сказанному мы приводим еще шесть причин, объясняющих, почему России нужна межконфессиональность.

Григорий Гайя. Светлое настоящее: зерна и плевелы в российском духовенстве.

веротерпимость, Григорий Гайя, Кураев, Фазиль Искандер, Олег Стеняев, Ельцин

Previous post Next post
Up