Если каждая монотеистическая конфессия станет сознательно избавляться от склонности критиковать другие истинные религии, то только тогда следует ждать мира и счастья на Земле. Вместо того, чтобы не замечать жемчужин мудрости других народов, гораздо лучше использовать положительный опыт друг друга, по достоинству ценить представленную в каждой традиции долю знаний из вечного Евангелия, находя полезное в философских изысканиях и межконфессиональных обсуждениях. Неужели никому не хочется узнать то, чего не счел нужным сказать во время Своего прихода Господь Иисус?
Где же жажда знания духовного, дорогие искатели истины? Если кто-то сказал давно, или говорит сейчас, или возвестит в будущем слова из вечного Евангелия, то почему его не следует слушать? Что за предательство в этом пред Господом нашим и заветом Его? Предательство для слуги Божьего - в путании помыслов своих с идеями дьявольскими, а не в общении с искренними верующими из истинной конфессии. Христианин, например, может захотеть побольше узнать о смерти, а именно о том, каково состояние души после оставления тела. Ибо, открывая Библию, представляющую собой часть вечного Евангелия, мы не находим в ней подробных описаний этого предмета познания. Будет ли еретическим наше желание больше узнать о смерти?
Знаменитый русский богослов XIX века Иннокентий Херсонский бывший советником императрицы Александры Федоровны и принца П.Г. Ольденбургского, написал книгу о смерти. Владыка, ободрявший войска во время севастопольского сражения, сказал в частности "Вопрос горький, неизбежный, но кто из людей в состоянии сам собою разрешить его? Нет гласа и ответа из могилы; не познан возвратившийся из ада» [25]. Крамольно ли вдруг вспыхнувшее в сердце желание узнать о бытии нашем после смерти? В Библии это нигде не возбраняется. Видимо, поэтому А. Мень воодушевлял писателя В. Файнберга снять фильм о бессмертии души.
"Давайте возьмем интервью у людей переживших клиническую смерть, священнослужителей все религий, выделим то общее, что говорит о посмертном существовании настойчиво убеждал о. Александр Файнберга [26] Поэтесса Жирмунская называет это страстное желание А. Меня «последней его мечтой» [27]. Но когда стремление узнать побольше о смерти возникает современных россиян, и они пытаются заглянуть для удовлетворению своей жажды в признанные всем миром произведения, то нередко получают на это запреты от своих духовных наставников. Почему верующим нельзя читать книги Вед, Тибета, Египта Моуди, в которых так много света проливается на тайну смерти? В чем тут еретическое отклонение, если христианин изучает подобную литературу?
Стоит ли отчитывать прихожан за самопроизвольно возникающую в сердце жажду духовного познания? Не лучше ли уделить в проповеди больше внимания слову о вреде спиртного, табаку и наркотиков? Пойдем же, дорогие верующие, путями лебедей, отделяющий молоко от воды и слетающихся на чистые озера, да не уподобимся воронам, сидящим на свалках с отбросами. Зачем нам питаться нечистыми идеями раздора? Ведь говорил Кришна: "Вы души вечные», - и сказал Христос: «Вы не от мира сего», - и вторил Мохаммед той же истиной. Кто не от мира сего, тому нет надобности и наслаждаться. Устремимся же в измерения бесплотные, используя разум пророков и святых, знающих вход в Небо Высшее. Оно - высочайшее из всех высей. Но к любой высоте путь лежит чрез учение от того, кто уже поднялся на вершину сию.
Во все времена разумные люди перенимали положительный опыт у тех, кто способен был привести к успеху. В разных отраслях знания были и есть специалисты, разгадавшие секрет успеха - другими словами, достигшие высот понимания своей дисциплины. Таким искушенным личностям известен путь достижения совершенства путь, являющийся воплощением разума асов своего дела. Хороший метод - это продукт разума людей, сидящих этот путь к успеху, результат их правильного мышления.
Поэтому, если кто-то хочет достичь вершин в определенном деле, ему следует использовать опыт и знания тех, кому известно, как добраться до этих вершин. Нечто подобное показывали в одном из фантастических мультфильмов, где королевство захватывается полчищами крыс. Главный герой желает спасти страну и вызывает для этого мозги из космоса. Компания из нескольких профессоров, как олицетворения серого вещества, прилетает в царство, и спаситель, пользуясь занятым разумом, благополучно улаживает ситуацию. Таким же образом, мы используем в нашей книге цитаты из разнообразных священных писаний, а также суждения святых и философов различных традиций.
B России есть противники «импортированной» мудрости, которые делают вид, будто не хотят считаться с «чужими» вероисповеданиями, но стремятся на самом деле разрушить все традиции вообще. Или разлагают их, не ведая, что творят. Эта тенденция к отвержению знаний священных писаний имеет место уже несколько веков. Материалисты отрицают все духовные книги вообще, сталкивая при этом верующих друг с другом: «Посмотрите-ка: у них в христианстве противоречия!... А в исламе-то какие!... А у этих, вообще, сказки какие-то!...»
Верующим следует помириться и не обращать внимания на некоторые расхождения, которые на самом деле не могут служить поводом для раздоров.
Лучше сосредоточиться на общих для всех принципах и растолковать миру суть священных книг в лучшем виде.
Человечество сейчас непомерно много теряет, оттого что атеисты заклеймили божественное знание «несерьезным».
Григорий Гайя. Светлое настоящее: зерна и плевелы в российском духовенстве.