Служение Господу - это деятельность, которая в качественном отношении стоит выше, чем любая мирская работа. На это недвусмысленно указывал Господь Иисус Христос.
«Проходя близ моря Галилейского, (Христос) увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас оставили свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке, почини-вающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним». (
Мк. 1.16-20)
Симон, Андрей, Иаков и Иоанн занимались деятельностью для поддержания тела - ловили рыбу. Но Иисус, предложив им бросить материальную деятельность, призвал их заняться духовной. Так Он продемонстрировал, что отдает духовной деятельности предпочтение перед материальной. То же самое явлено и в другом эпизоде. Это было тогда, когда к Христу подошел человек и стал проситься с Ним в странствия. Господь позволил ему: «Следуй за Мной». Тот сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, бла-говествуй Царствие Божие».(
Лк.9.59-61)
Итак, мы видим: Христос не сентиментальничал. Он четко определял главное предназначение живого существа, постоянно возвещая благую весть о преимуществах Царства Бога перед царством дьявола. И даже в том случае, когда к Иисусу пришли родственники, Он явил людям пример того, что духовная деятельность стоит на порядок выше материальной. Прямо во время проповеди Ему сообщили о приходе Матери и братьев. «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь». (
Мф. 12.48-50)
Так Иисус показал, что для Него самыми дорогими являются те, кто трудится для Бога. Многие примеры из писаний разных религиозных традиций показывают превосходство служения Богу над мирской деятельностью. Однако философы-материалисты пытаются либо возвысить материальную деятельность над духовной, либо уравнять их. Первые твердят: «Все это не нужно. Зачем эти молитвы, проповеди и ритуалы? Пусть все трудятся лишь для обретения материальных благ. Все духовники - бездельники». Вторые утверждают: «Одни люди идут этим путем, а другие - тем. У каждого собственный вкус. Человек имеет право на свой выбор и ищет свое призвание».
Да, существует свобода вкусов, и каждый может выбирать полюбившийся ему, но избранное занятие не должно быть насилием над другими и не должно вести их к деградации. Иногда человек думает: «Я имею полное право опуститься на дно общества. Могу залезть в мусорный ящик. Это мое личное дело, которое не принесет вреда никому». Однако, опускаясь, человек служит примером деградации для других, а значит, становится причиной их падения. Соблазнившись, они тоже дичают, и невежество проглатывает их. Так они превращаются в глупцов. А когда люди глупы, они очень слабо защищены от страданий, которые исходят от природы и окружающих. Таким образом, если человек служит примером деградации, он не только приводит других к падению, но и способствует насилию в их адрес.
Служение Богу - не просто призвание. Это долг каждого живого существа, независимо от его склонностей и занимаемого в обществе положения. Каким бы ни было призвание людей, все они пользуются воздухом, пищей и водой. Один начинающий верующий даже как-то сказал в сердцах: «Если не хотят служить Богу, пусть откажутся от воздуха, пищи, воды и-солнца!» Да не будем же осуждать его за горячность! Господь очень добр! Он все равно дает неблагодарным существам все необходимое. Любовь Господа столь велика, что, не обращая внимания на поразительную черствость Своих детей, Он продолжает их всем обеспечивать. Великодушная Личность!
Какой-нибудь лидер-материалист, оказавшись на месте Господа, давно отключил бы питание и бросил неблагодарных землян на произвол судьбы. Но Господь не теряет надежды, не ставит крест на очерствевших детях. Чтобы помочь им выйти из невежества, Он направляет в материальный мир Своих посланцев или даже приходит Сам. Всемилостивый, Он предоставляет возможность обусловленным душам воплощаться в человеческом теле не один раз. Господь терпеливо ждет, когда же Его дети опомнятся и обратятся к Нему: «О Отец, забери нас из этого ужасного царства!» Бог не относится к разряду тех воспитателей, которые делают безутешный вывод: «Эти люди неисправимы. А потому их следует на всю жизнь поместить в тюрьму и мучить».
Все люди должны служить Господу, но не каждый из них может идти путем отречения. Жить столь аскетически, как это делали последовавшие за Христом Симон, Андрей, Иаков и Иоанн, многие просто не в состоянии. Тем не менее, служить Богу способен любой человек. Это нетрудно. И существуют более доступные формы духовной практики, нежели апостольское отречение. Многие люди даже не предпринимают попыток послужить Богу как раз потому, что думают, будто служение Ему обяза тельно должно сопровождаться полным отречением от мирской жизни. Но это ничто иное, как заблуждение. Безусловно, мир ская жизнь препятствует духовной практике.
Но поскольку мно гие люди в силу каких-то обстоятельств не готовы принять все принципы духовной жизни, им дается возможность следовать тем методам, на которые они способны. » Каждый из нас является неотъемлемой духовной частицей Господа, Высшего Целого. Служа Высшему Целому, человек обретает счастье, ибо таким путем его сознание помещается в комфортное положение. Стоит кому-нибудь прочувствовать, как же это хорошо - находиться в умонастроении слуги Бога - как у него тотчас возникает понимание, что означает помещение сознания в комфортное положение. Лучше всех заботится о себе и других тот, кто постоянно совершает чистое преданное служение Господу. Занятый самым важным делом, человек имеет особую поддержку, ибо становится «государственным служащим».
Это закон вселенной. О человеке, который служит Богу, Господь заботится Сам. И конечно же, нет никого в целом свете, кто мог бы заботиться о нас лучше, чем Он. Служить Ему можно, либо стремясь получить от Него что-нибудь, либо ничего не желая взамен. В первом нет ничего предосудительного, но второе приносит душе наивысшее счастье. Но многие не способны с самого начала служить Богу бескорыстно. Поэтому они служат Ему, желая что-нибудь получить. Впоследствии они обретают должное понимание и тогда уже не ждут наград. Правда последнее кажется неправдоподобным тому, кто привык мыслить материальным образом. Разве можно отдавать свои силы и плоды, не желая получить вознаграждение за труд, и быть притом счастливым?
Однако кажущийся парадокс является истиной. Это понимается теми, кто со всей серьезностью исследуют процесс служения Богу. Подобно тому, как любящая мать, не рассчитывая на награду, служит ребенку, так и святой, не ожидая плодов, служит Господу. И каждый захочет служить Богу бескорыстно, когда, наконец, в его сердце возгорится божественная любовь. Поэтому человек, который хочет познать высшее счастье, но не может в то же время принять принципы полного отречения, должен внести в свою жизнь хотя бы какие-то элементы бескорыстного преданного служения Господу. Начать свое служение Богу следует беседами с людьми, которые его практикуют. Это даст понимание и силу к действию.
Истинные слуги Бога наделены духовной энергией, и, общаясь с ними, человек тоже получает ее. С самого начала следует уделить самое серьезное внимание прославлению имени Бога, ибо метод этот наиболее эффективен и доступен. А следующий шаг, который необходимо сделать как можно скорее - это исключить из своей жизни насилие и все, что приносит вред другим живым существам. Для правильного уяснения вселенских законов следует обратиться к грамотным «аудиторам» божественного кодекса. Общаясь с ними и изучая писания, человек постепенно внесет в свою жизнь различные элементы преданного служения Богу, одухотворив так все свое существование. Как уже говорилось, чтобы начать служение Богу, совсем не обязательно уходить в монастырь.
Господь Кришна говорит в Бхагавад-Гите: «Чтобы не смущать умы незнающих людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять их прекратить всякую работу, а скорее он должен вовлекать их в деятельность, проникнутую духом преданного служения». (
А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-Гита 3. 26) Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к этому стиху, что те, кто хорошо понимают важность служения Богу, «не должны отвращать остальных от их деятельности и смущать их сознание, а должны показать, как результаты любой деятельности могут быть посвящены служению Кришне». Другими словами, Прабхупада говорит здесь о необходимости посвящать Господу свои начинания. Например, можно жертвовать в храм деньги и работать для Бога.
А задумывая какое-то полезное дело, можно посвятить его Господу, размышляя о том, что его свершение доставит Всевышнему удовольствие. И совсем нетрудно отыскать честных священников и приносить им сколько-нибудь денег или продуктов, которые будут задействованы в служении Богу. Более того, любой человек может найти время и хотя бы раз в неделю трудиться несколько часов в храме. Скажем, в делийском храме общества сознания Кришны все воскресные вегетарианские пиры устраиваются исключительно прихожанами. Прихожане сами готовят, встречают гостей и раздают пищу. Если человек состоятелен, то он может, к примеру, построить святилище, напечатать книгу о Боге, или хотя бы прислать в храм рабочего для ремонта.
Нашей московской общине вайшнавов помогает подобным образом немало людей, и это ничто иное, как их служение Богу. Им очень нравится участвовать в делах общины, и, совершая эту деятельность, они испытывают ни с чем несравнимое удовольствие. Любому человеку понравится служение Богу, если, конечно, он не демон. Но лидеры-материалисты стараются любой ценой отвлечь людей от божественного служения и вместо этого заставить их работать на себя. В Бхагавад-Гите пишется: «Демон-проповедник говорит сво-ей пастве: «Зачем вы ищете Бога где-то еще? Вы сами - Бог! Вы можете делать все, что пожелаете. Не верьте в Бога. Выбросьте Его. Он мертв». Таковы демонические проповеди».
(БГ16:16) Под видом «научного» атеизма и других антибожественных доктрин демоны убеждают землян не служить Богу, преследуя этим вполне определенные цели. «Почему мы должны служить Богу? Мы не рабы! Рабы - не мы! Рабы - они! Ведь это они называют себя слугами Бога. А мы не слуги! Наше общество свободно!» Это исходит из уст, а что в мыслях? Входим в ум демона. Ого, как интересно все выглядит! И главное, совсем не так, как на словах. Выносим мысли демона на всеобщее обозрение: «Если эти рабы, которые сейчас служат нам, станут служить Богу, кто тогда будет работать на нас?»Все предельно ясно: сильный материалист, стоящий у власти, хоть и говорит о том, что атеистическое общество свободно, на самом же деле считает его социумом рабов.
И он не ошибается в этом, он стопроцентно прав! Однако демон, получивший в свое распоряжение рабов, предпочитает держать их в иллюзии, твердя изо дня в день: «Вы свободны и просто наслаждайтесь! Не думайте ни о чем! Работайте, покупайте и наслаждайтесь! Вы свободны в своем выборе!» Но из чего он предлагает выбирать? Он просто дает несколько теорий, которые все как одна отрицают бытие Личности Бога и высмеивают служение Ему. Эти доктрины вываливают на религию гору клеветнического мусора, отваживая людей от поклонения Господу. Зная, что такие времена придут, Христос предупреждал о многочисленных лжепророках, а Мохаммед говорил: «Посмотри, как они измышляют на Аллаха ложь!» (Коран, 4. 53)
К сожалению, люди не слушают мудрых предостережений. Материалисты выставляют людей, служащих Богу, невеждами, неудачниками и фантазерами. Человек, который начинает серьезно, с полной верой, говорить о служении Богу, как о высшем человеческом занятии, неизбежно сталкивается в светском обществе XX века с отношением к себе как к чудаку, а то и сумасшедшему. Он становится изгоем. Как та, летавшая лучше всех чайка по имени Джонатан Ливингстон из повести Ричарда Баха. Подобно Джонатану, святой человек становится нежелательным членом общества, и «стая» прогоняет его. Материалисты внушили «стае», якобы хорошо «летать», другими словами, служить Богу, - невыгодно и глупо.
Поэтому руководители духовенства, вхожие в правительственные круги, не могут высказать свою точку зрения на многие вещи. Как правило, они говорят лишь о тех аспектах духовного знания, которые демоны, захватившие сейчас власть над людьми, могут еще как-то стерпеть. Но что касается открытой бескомпромиссной проповеди о том, что служение Богу необходимо каждому человеку без исключения, то либо эти духовники не говорят ничего, либо говорят в завуалированной форме или очень мало. Если же руководители духовенства начнут вести себя иначе, то на них будут смотреть как на чудаков и врагов. Материалисты тогда изгонят их из правительственных кругов, приговаривая: «Не этого мы от вас хотели, отцы. Что же это вы начали чистую религию проповедовать?
Кивали бы себе спокойно головами, одобряя наши безбожные решения. Забыли вы, отцы, чего мы хотим от вас. Народ-то должен думать, что все в порядке, что религия на Земле есть. А вы за что взялись? Обсуждаете глубокие аспекты духовного знания! Это не в наших интересах, отцы! Нам не нужны истинные святые, нам нужны люди, лишь одетые в платье святых. Подите-ка вон!» Цари XX века, как правило, не слушают наставлений духовников, вхожих в их круг. Как правило, первые лишь терпят вторых при дворе.
Кандидат исторических наук А.Анучкин -Тимофеев спросил своего друга из Австралии: «Почему, например, ни разу по австралийскому телевидению не выступил священник ни от одной из многочисленных здесь конфессий с осуждением всей этой пошлости, постоянного унижения человека, разжигания низменных инстинктов?» Тот ответил: «Властям предержащим необходимо держать население на низком уровне духовного развития, ибо таким населением легче управлять и манипулировать. Выступить же священнослужителю с таким осуждением никто не позволит. Вы же знаете, в чьих руках находятся все наши СМИ. Австралия, США, Россия...» (Газета Правда, 1999, № 130)
Будьте уверены, некоторые материалисты думают: «Конечно, может быть Бог и есть. Но лично мне выгоднее держать рабов в иллюзии. Тогда они будут поклоняться мне, а не Ему». Эти невежественные лидеры даже не пытаются понять, существует ли Бог. Все, что им нужно - это рабочая сила. Им выгодно, чтобы трудящиеся и служащие были неразумными узкомыслящими людьми. «Когда народ глуп, им легко управлять», - завещал китаец Шан Ян (390 до н.э.- 338 до н.э.). Указывая демонические пути руководства государством, он призывал прививать народу любовь к войне и держать его в невежестве. «Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить нелегко». (П.С.Таранов, «Мудрость трех тысячелетий», с.122)
Атеисты всегда пользуются такими советами, чтобы превращать людей в своих рабов. Так зачем же работать на демонов-мошенников, если можно служить тем, кто не обманывает? «А где ж таких найти?» - спрашивает человек, привыкший к ежедневному надувательству. Да, честных хозяев немного в этом мире. Добряков на всех не хватает! Очень, очень часто материалисты обманывают своих работников. Желание обманывать слуг усиливается тем обстоятельством, что самих хозяев обводят те, кто стоят выше их. Многие могли бы и не обманывать никого, но поскольку с ними самими поступают нечестно, они тоже обмишуливают тех, кого удастся. Особенно это развито в странах, где система налогов построена неправильно.
Несовершенная система налогообложения порождает круговорот надувательства в государстве. Правительство обманывает граждан страны, бизнесмены - правительство, рабочих и друг друга, а рабочие стремятся обмануть хозяев, трудясь, спустя рукава и воруя при любом подвернувшемся случае. И даже, бросая взгляд на религию в таком государстве, предприимчивые мошенники (благодаря особому видению) усматривают в ней золотоносную жилу. «Попробуй-ка, будь честным в таких условиях», - вздыхает россиянин или иностранец. Но даже в такой ситуации можно быть счастливым, если исполнять свои вечные духовные обязанности, которые выражены в многогранной и интересной деятельности - служении Богу. В последней главе книги мы подоробнее расскажем о тех видах работы, совершая которые, человек может не зависеть от нечестных хозяев.
Григорий Гайя. Светлое настоящее. Цепь для древнего змия. Глава пятая "Высший хозяин"