Предыдущее А это в Кали-югу - нашу греховную современность - спасение, реальная защита от бога Кали, наделенного властью в сфере сознания. Обладающий влиянием на человеческий ум, сравнимым с объединенной энергией тысячи экстрасенсов, Кали кодирует на всякие безумия огромные массы людей. Могущественный Кали способен отключить наши мозговые центры, отвечающие за этику и увлечь соблазнами, дав вкус ко греху.
Сколько людей втянуто в опасные увлечения алкоголем, тяжелыми наркотиками и свободным сексом, хотя в обществе много лет широко проповедуется, что эти занятия ведут человека к саморазрушению! Кроме того, сплошь и рядом - живые или мертвые (например, от передозировки) примеры этого разрушения! Сколько людей желает высокооплачиваемой работы, сопряженной с насилием и убийством! Сколько конструктор придумал страшных видов оружия!...Чем не Содом и Гоморра, на которые когда-то сошел огонь небес?
В Сухарево, где пламя бхакти достигало неба (особенно во время ежегодного международного вайшнавского фестиваля, в июле, когда по ночам преданные зажигали высокий костер и с большим чувством пели Киртан и экстатически танцевали), в этом Сухарево к поездке на столетие подготовилась группа приблизительно из двадцати человек, в том числе Виды, Шрути, Турсунова и меня. Руслан и Раиса полетели вместе с нами; банкир, купив хорошую камеру, намеревался снять фильм.
Вообще, мы замечали за Русланом, что при случае он может похвастаться своими приключениями, особенно в тайге. Там был месяц с мешком золота, но без пищи, а еще был свирепый медведь визави при наличии у Руслана ружья, но отсутствии патронов... А потому, соответствуя своему имиджу, он по-солдатски собирался проехать полный месячный паломнический тур Калькутта - Пури - Маяпур - Вриндаван - Дели, оставаясь трезвенником, вегетарианцем и оставляя себе из всех грехов один табак.
Он был уверен, что выдюжит, несмотря на то, что доброжелатели, будто бы хорошо знающие Индию (действительно знающие ее лишь по слухам и средствам массовой информации, тоже нередко использующим слухи!), отговаривали его от поездки и пугали. Ядовитыми насекомыми и змеями, неподходящим климатом, убийственными инфекциями, антисанитарными условиями в сфере питания, отелях и на улице, пугали могучими колдунами, несносными нахальными попрошайками, прилипчивыми продавцами и педерастами, истощением от отсутствия качественного мяса и, наконец, тропическим сифилисом, будто бы передаваемым через бутилированную воду, которую продают в магазинах и даже разносят на бортах авиакомпании "Эйр-Индия".
Прилетев на самолете "Эйр-Индия" около пяти вечера, мы сошли на землю Бенгалии, бывшей в эпоху Возрождения самой процветающей и передовой державой мира. Например, бенгалец покупал мешок черного перца за несколько репьев, а европеец был вынужден обменивать его на мешок золота. Примерно так же дело обстояло и с другими специями, шелками, драгоценными камнями и рядом других товаров. В Бенгалии царствовали могольские падишахи, в основном уделявшие большое внимание развитию искусств, философии и науки.
Уже на трапе мы были поражены духом Бенгалии. В тяжелом букете присутствовали соленый океанский пар и сладкий аромат плодовых деревьев, благовонный храмовый дым и горький заводской смог... И много в нем было чего другого, и прежде ни в одном краю, кроме этого, не встречал я столь насыщенного запаха. Прямо в Калькуттском аэропорту нашим глазам предстала троица фантастически раскрашенных божеств Господа Джаганнатхи, что очень всех вдохновило.
Встретил нас автобус преданных и повез в храм МОСК... По дороге мы читали названия вывесок офисов и магазинов, многие из которых написаны по-английски, и обнаружили на них множество имен Бога, которые мы громко прочитывали, показывая один другому: "Смотри, Кришна шоп... Рама дантист... Нарасингха адвокат". Нам это нравилось, как нравились и симпатичные местные темноглазые и темноволосые люди, посылавшие нашему автобусу заинтересованные или изумленные взгляды.
За полтора часа езды по Калькутте мы обнаружили лишь один светофор и лишь пару регулировщиков, - в основном движение в очень длинном, пятнадцатимиллионном городе регулировалось спонтанно, при этом мы стали свидетелями только одного столкновения. Автобус и легковое авто ударились, водитель машины с разбитой фарой выскочил и покричал минуту на водителя автобуса, даже не вставшего из-за руля. Мы отъезжали от места происшествия, но все же успели заметить, что оба стали быстро спокойны и, сложив у груди руки, попрощались, как друзья.
Приехав в район Баг-базар мы вошли в храм МОСК, основанный Прабхупадой, где бесплатно поужинали. Мы намеревались дожидаться утреннего поезда на Пари, заночевав в храме. Но этим же вечером план спонтанно изменился. Ведра все переиграл, поскольку ему недорого подвернулся комфортный автобус Мицубиси с решительным водителем. Этот неутомимый бенгалец обещал выехать немедленно и завтра к девяти утра быть в Пари. Как и все индийские шоферы, он был уверен, что дотянет на бетелевой жеванине, которая допингует с дубильным эффектом и бодрит.
- Мы же хотели ждать до утра и ехать на поезде, зачем Видура все переиграл? - не очень довольно спросил Ишана, только что влезший в спальник с мыслью пораньше проснуться и читать мантру.
Его кузен Шрути ответил: - У Видуры возникла идея посетить священную деревню Роману. А она стоит в стороне от железной дороги, так что мы с Русланом и Раей едем на такси, а вы - на автобусе. В этой деревне давным-давно Кришна, живущий на алтаре главного храма, украл у Своего священника горшочек со сладким рисом, чтобы угостить святого паломника Мадхавендру. С той поры Божество называют: Вор сладкого риса, а храм стал знаменит на весь мир.
Большинство из нас поехали в красном Мицубиси, Шрути, Руслан и Раиса - в белом Амбассадоре, внешним видом напоминающими самый старый из советских Москвичей.
Был ли какой-нибудь виновный в том, что эта поездка заняла ощутимо больше времени, чем мы запланировали? Правильно ли было делать замечание еле стоящему на ногах водителю с ярко-красными губами, гнавшему, что есть мочи, только два раза перекусившему чечевицей с лепешками, поспавшему из двадцати трех часов дороги только полтора часа и всосавшему двадцать два бодрящих и "эйфорящих" пакетика бетеля (окрашивающего губы в алый цвет)?
Или причиной серьезной задержки было индийское время, но не в том смысле, что часы Индии тикают где-то между Омском и Челябинском, то есть, шагают впереди московских на два с половиной часа, а в смысле второго значения выражения "индийское время", используемого клерками транспортных компаний и туристами, когда они пытаются объяснить утомительно часто повторяющиеся в этой стране затяжки, накладки и опоздания?
В Пури мы приехали на закате следующего дня, довольные двухчасовым визитом в славную патриархальную Роману, где отведали знаменитого сладкого риса от Господа Вора. Все устали, однако, как рысаки, ночь напролет скакавшие в одной упряжке. Мицубиси оказался без амортизаторов, а мы оказались побитыми и почти не спавшими, ибо непривычно спать, сидя на дощатых сиденьях, с которых давно содрали обшивку, когда жесткий автобус подкидывает на ухабах, а он, несмотря на это, несется, не сбавляя хода, а на дороге раз в десять больше, чем ухабов, "лежачих полицейских".
В каждом маленьком населенном пункте - с десяток таких бугорков, а от Калькутты до Пари образовалась почти беспрерывная полоса деревень и городков. Этим "автоинспекторам" правительство "платит" один раз - при асфальтировании дороги, тогда как инспекторам автоинспекции - людям - надо платить каждый месяц. В этой стране совсем немного встречается дорожной полиции, и на множество нарушений на дороге, штрафуемых в России, она смотрит сквозь пальцы.
Например, ни разу за восемнадцать лет (с 1994 по 2012) я не видел полицейского с радаром, который бы контролировал скорость, и если сравнить Россию и Индию по проценту автоинспекторов на душу населения, Россия будет далеко, далеко впереди. Один придирчивый российский гаишник способен вынуть у водителя из тела душу, если не кошелек из кармана, а тысяча индийских "лежачих автоинспекторов" способны оторвать у пассажира тело от души. Единственное, на что мы были способны этим вечером в Пури, - натянув москитки над спальниками, повалиться на пол в дхарма шале напротив храма ИСККОН, пока Ведра договаривался с ее менеджером и платил деньги. Никто даже не хотел идти на океан, до которого было всего десять минут ходу.
Руслана и Раису Шрути устроил в белом отеле "Виджай Интернэшнл", а сам вернулся в дхармашалу. Супруги, совершив следующим днем незабываемый поход в ресторан (они остались голодными: вначале не сумев толком ничего заказать, затем все же заказав несколько блюд, но не сумев их съесть), в своем солидном отеле сняли комнату для меня и Шрути, прямо за стеной своего номера, чтобы мы могли им помогать.
С питанием, экскурсиями, походами по магазинам и всякими делами, в которых нужен переводчик. Хотя наша манера перевода была довольно оригинальной: для понимания смысла использовались кроме нескольких десятков известных нам английских слов санскрит из писаний, жесты, мимика и попадающиеся под руку предметы. Кроме того, Руслан и Раиса ценили общение с нами, которое обещает быть обильным, когда живешь за границей с земляками через стенку.
Мы переехали в отель, где впервые за несколько лет вспомнили, что такое неограниченный горячий душ, мягкая кровать и другие блага цивилизации. Супруги вместе с нами прекрасно пообедали вкусными вегетарианскими блюдами в ресторане отеля и были в хорошем настроении. Около четырех мы пошли вместе на океан, где плавали и подсаживались на волны, торговались с продавцами жемчуга на пляже, а Руслан принял услуги массажиста, удивившись ничтожной оплате при неплохом уровне массажа. Им начинало нравиться в Пари, где пляж девственный, поскольку отсутствует порт. На пляже и в гостинице все к нам относились благожелательно.
Вечером настроение супругов испортилось. Банкир получил дурную весть из Москвы. Автомашина Вольво, на которой поздно вечером Гога провожал их в "Шереметьево", на обратном пути была украдена бандой мошенников. Руслан рассказал нам, как обстояло дело.Поехав из аэропорта в Руслановский замок, Гога скоро остановился близ лежащей на обочине дороги молодой женщины, будто бы сбитой машиной.
- Помогите, помогите, мне плохо, это удар, так иногда со мной бывает.
- А что сделать для Вас?
- Подвезите меня домой. Там лекарство и муж.
- А это далеко?
- Близко - в Лианозово.
Когда Гога вывел ее из машины, чтобы сопроводить до квартиры и вошел в подъезд, трое парней сбили его с ног. Воткнули в рот кляп, привязали к батарее и завладели его ключами. Вместе с сиюминутно поздоровевшей девушкой угонщики уехали на Вольво. Эта история опечалила Руслана, и он решил сразу после встречи с Чотешваром уезжать из Маяпура в Москву без заезда во Вриндаван и Дели.
Индийский тантрик еще в России пообещал дать информацию о результате благотворительного жертвоприношения и судьбе Розмари, если банкир накормит тысячу восемь голодных освященной пищей. Руслан не столько переживал за Вольво, сколько боялся за сына, связывая угон с местью одного своего врага, который уже бомбил его замок из гранатомета, а теперь может "закиднепить" Рамазан. Мы со Шрути не думали, что угон вызван местью, предполагали свою версию, но это было не наше дело.
Пробыв неделю в городе Пури с тысячью храмов и океаном любви в гостях у его радушных хозяев - Господ Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, наша группа уехала поездом в Калькутту, а оттуда на такси - в Маяпур. К сожалению, все приличные комнаты на территории огромного маяпурского храмового комплекса МОСК были заняты, и нам пришлось подыскивать Руслану и Раисе жилье за его пределами. Большого выбора не было, так как гостиницы за стенами города-храма, поднявшего экономику близлежащих деревень, здесь только начали строить, и мы нашли только две на берегу Ганги .
В одной из них, на втором этаже, мы выбрали для супругов большую комнату с видом на великую реку, и себе - поменьше и без вида, то есть, без окна. Над кроватями были натянуты высокие и широкие москитные сетки, предвещавшие покой и сладкий сон , который не будут отравлять кровососы или скорпионы. По стенам друг за дружкой гонялись грязно-зеленые ящерицы, к ним супруги еще должны были привыкнуть, поскольку в международном отеле Пури, единственном месте Индии, где они успели пожить , слуги постоянно следят за тем, чтобы рептилии не ползали по номерам.
Когда Раиса указала на трех дремавших на стенке ящериц, их сразу же прогнал менеджер , показывавший нам комнаты, но мы знали наверняка , что они вернутся - они обитают практически повсеместно за исключением некоторых дорогих гостиниц и домов, где им не дают жить люди, получающие за это деньги.
- Они не ядовитые и совсем не кусаются, - весело сказал Шрути супругам. - Когда они опять приползут, вы на них просто внимания не обращайте! Они обязательно приползут.
- Что делать? - развел Руслан ладони. - Привыкнем. Привыкай, Рая. Знаешь же, что это - лучшая комната в лучшей гостинице. Тут мы сделали все, что могли.
- Попробую, - брезгливо сказала она.
- Я тебя с ящерицами на камеру сниму, вся родня, знакомые тебя зауважают, Рая, как героиню. Скажешь потом: "Я с ними вместе в одной комнате жила". Надо им молока поставить. Будут они молоко, Шрути?
- Навряд ли, испугаться могут. Но муравьев точно полная комната наползет. Лучше не ставьте им молоко, а то вас муравьи замучают.
Слуга принес снизу ведро с горячей водой, трубы с которой по проекту гостиницы в ванной не предусматривалось.
- Как договаривались, через двадцать минут - в храм? - уточнил я у Руслана.
- Да, Григорий. Мы же обсудили маршрут и время. Встречаемся внизу. Мы со Шрути пошли в свою комнату мыться холодной водой. Она оказалась теплой, поскольку накопитель стоял на крыше, и вода под жарким солнцем нагрелась. Совершив первое омовение после долгой дороги из Пури, мы почувствовали себя освобожденными душами. Скоро мы вчетвером входили в большие ворота маяпурского городка преданных, на территории которого располагались храмы, музеи, выставки, гостиницы, кафе, магазины, парк, ашрамы, дома, ведическая школа, поля и сады. Это поселение является гордостью Общества сознания Кришны, а его основатель Шрила Прабхупада почитается здесь особо.
- А что это за храм справа с огромным куполом? - спросил Руслан.
- Усыпальница Шрилы Прабхупады, его самадхи, - ответил Шрути.
- Пойдем вначале туда, - предложил банкир.
- Но мы запланировали другой маршрут, - сказал Шрути.
- Это принципиально? - спросил Руслан.
- Да, в общем-то, нет, - ответил Шрути.
- Тогда пойдем вначале в усыпальницу.
Нам пришлось изменить маршрут. Когда, сняв обувь , мы вошли в "Самадхи Прабхупады", Руслан посмотрел на высокий потолок под куполом, чья роспись напоминала Сикстинскую капеллу. Но вместо обнаженных тел атлетов Микеланджело, вызывающих вожделение у женщин, изображались небожители в красивой одежде . Он тут же сказал в "тост о творческом" настроении, подняв правую руку вверх:
- Не нужно много рассказывать, как велик этот человек! И так видно. Только голову подними!
После этого Руслан подошел к алтарю Прабхупады, где восседала его скульптура, сверкающая золотым блеском, и, прижав друг к другу ладони у груди в мудрые, называемой анджали, выразил пророку почтение. Мы и Раиса сделали то же самое, а потом по солнцу обошли алтарь, стоявший в центре округлого здания.
Открытие этого гигантского храма, изваянного почти полностью из мрамора, планировалось на этот юбилейный год. Еще были закончены не все работы и собран не весь интерьер, но впечатление гармонии, внушительности и изящества создавалось сильнейшее. Красивые арки, портики, лестницы, скульптуры, барельефы и живопись сочетались самым чудесным об-разом, наслаждая глаза гостей.
Выйдя из "Самадхи Прабхупады", мы пошли по дорожке к храму Радхи и Мадхавы и скоро увидели слона. Точнее, это была юная слониха. На ее лбу была желтой глиной нарисована тилака, напоминающая стрелку, рядом с ней стоял слоновщик. Перед ней находилась группа индийцев, что кормили ее и давали ей деньги. В лучистых глазах слонихи светились разум и нежность. Грациозно и доверчиво она опускала хобот к тянущимся рукам и брала пожертвования, отправляя фрукты в свой рот. А бумажные деньги она присасывала к хоботу и, грациозно подняв и коснувшись купюрой лба, отдавала погонщику. Руслан сделал ее героиней своего любительского фильма.
Далее мы направились к главному храму, встречая множество людей с просветленными лицами, которые приехали со всей планеты на празднование столетия Прабхупады. Они были в самой разной одежде, по которой иногда можно было судить, из каких они частей света. Но большинство было облачено в традиционные индийские наряды, которые многие преданные стараются носить и в своих странах, если, конечно, там не властвует правый исламский режим, а то велик риск остаться без головы. Надо сказать, что здесь избегали выходить в мини-юбках или декольте и одевались много скромнее, чем на молодежных фестивалях любителей рока или движения нью эйдж. Ни от кого не пахло спиртным, никто не курил.
Окончание