Предыдущее - Столько приятных людей! - порадовалась Раиса.
- Мы находимся в столице общества Прабхупады, - сказал Шрути. - Представляете, как здорово здесь жить постоянно!
- Возможно, - отреагировал Руслан.
Мы вошли в храм и увидели хозяев столицы преданных Кришны - Радху и Мадхаву, стоящих в центре алтаря. Слева и справа от них находились восемь любимых пастушек Кришны, подруг Радхи. Мы встали близко к алтарю, и Раиса сказала несколько слов восхищения в отношении нарядов божеств. Платья из шелка и парчи, серебро и камни в коронах, жемчужные ожерелья, золотые сережки, цветочные украшения...
В этом городе Радха, Мадхава и их подруги - всегда в центре, вся деятельность людей здесь посвящена им, вся энергия направлена на них, и, пожив здесь пару дней, невольно пропитываешься подобным же настроением. Создается впечатление, что божества - живые, обитают здесь и управляют здесь всем. В большом храмовом зале плескалось счастье. Большая группа преданных танцевала и пела киртан, другие сидели на полу и умиротворенно смотрели на божеств, общались или повторяли на четках мантру. Кто-то обходил вокруг алтаря, кто-то брал у священников маха-прасад.
Побыв там полчаса, мы пошли в ухоженный парк Прабхупады с кокосовыми пальмами, разнообразными цветами, ровными газонами, каменными скамейками, оригинальными фонтанами и светильниками. Индийцы, приехавшие в храм, группами лежали и сидели на травке. Мы уселись на свободную широкую скамью близ фонтана и наслаждались беседой и долетающими до нас ласковыми брызгами.
Скоро подошел Ведра, поинтересовавшись, где и как мы устроились. Он с сухаревскими паломниками остановился в ашраме брахмачари, где им на всех дали две комнаты. В одной части парка стояла сцена, на которой по вечерам проходили театральные и музыкальные представления. По соседству с ней, ближе к главным воротам городка, располагалось кафе. Решив, что сегодня кафе станет последней достопримечательностью нашей экскурсии, мы отправились туда вместе с Видурой.
Обманувшие родимую зиму и с удовольствием доверившие белые спины золотому бенгальскому солнцу, мы сидели на крыше маяпурского ашрама брахмачари, когда Шрути принес новость о Розмари, которую мы ждали почти полгода. Он с загадочным лицом сказал: - Пляшите!
Что за сюрприз он принес, мы не знали. Под руководством Торсунова мы учились сидеть в "лотосе" и надменно отказались плясать. Целитель вселил в нас веру - я, положим, не предполагал раньше, что сумею закрутить ноги в подобный крендель. Пробовал несколько раз, в итоге безнадежно решил, что это не-возможно, что мое тело обладает посредственным строением костей и сухожилий и не предназначено для сложных асан. Но Олег разбил мою иллюзию и показал правильную технику.
Он научил начинать с того "лотоса", в котором подъем левой стопы укладывается на правое бедро, а верхняя часть пятки укладывается в пах, а потом правая голень перекрещивает левую и подъем правой ступни укладывается на левое бедро. Только после этого он рекомендовал осваивать "лотос" с укладкой ног наоборот. И в том, и другом варианте спина, разумеется, должна быть прямой, чтобы не блокировать ток энергий по позвоночнику.
По его словам, первая посадка служит активизации, а вторая - расслаблению, например, в первую лучше не садиться перед сном, а во вторую - наоборот. К моменту появления вестника Шрути я мог уже пять минут высиживать в первой позиции и мог это время терпеть боль, возникшую в щиколотках, голенях, коленях и пахах. Я был несколько горд своим достижением.
Наш врач разрушал комплектующие меня программы: - Боль бывает на начальном этапе практики. Боль - ничто иное, как препятствие, мешающее освоить эту позу. Она постепенно пройдет или станет терпимой. Этой боли надо радоваться - так прочищаются энергетические каналы, и из тела исходит вон болезнетворная информация, порождающая болезни. Скоро "лотос" будет приносить тебе отдых, улучшение самочувствия и даст здоровье.
Будущее стало свидетелем этих слов, поза действительно много лет приносит гарантированные дары. Пожалуй, трудно найти сразу после пробуждения занятие эффективней для пользы и прогресса человека, чем усесться в "лотос" и начать воспевание ведических мантр после короткой гимнастики и омовения.
- Ишана, Шриман, Вайчитри, Олег, Григорий! - продолжал Шрути. Представляете, я только что от Чотешвара!
Мы только что с ним встречались. Чотешвар сказал, что Розмари получила воплощение! И скоро она родится в семье верующих людей в Иерусалиме. Чотешвар назвал Руслану и Раисе адрес ее родителей в Израиле. Все сидевшие на оранжевой крыше пришли в восторг, проявляя его по-разному, как кому нравится. Что за бальзам для глаз был смотреть, как вайшнавы хлопают в ладоши, пританцовывают и восклицают: Харибол, джая Шри Кришна!
Они прославляли за уникальное служение людям Чотешвара, хвалили за разумность и щедрость Раису с Русланом и восхваляли Кришну за милость и силу его рассада. Ишана, желая отметить событие, сразу угостил нас махапрасадными пирожными, которые умудрялся как-то покупать в ларьке перед храмом (со-гласно монастырскому уставу, ни у кого из наших брахмачари в этом путешествии не было карманных денег).
- Розмари станет великим человеком - так объявил Чотешвар. - Поскольку много благочестивых людей приняло участие в ее спасении, и поскольку для ее спасения было совершено великое ведическое жертвоприношение. Этими словами Шрути закончил передавать свою новость. Мы еще какое-то время обсуждали всю историю, и каждый по несколько раз сказал: - О, как я не хочу быть привидением!
Котирующийся в Госдуме экстрасенс Александр Рунов провел на кладбище опыты и обнаружил удивительные вещи. Рунов вводил своего ассистента в измененное состояние сознания, запрограммированное на общение с духами умерших. Ассистент безошибочно называл имена тех, кто был захоронен и их возраст (в случае с захороненными до девяти дней), а в одном случае обнаружил двухлетнего покойника, который "рухнул как-то не так" и не прошел в следующее воплощение, а парил в районе кладбища.
Дух его, терзаемый танталовой мукой неудовлетворенных желаний, попросил ассистента поставить за него в церкви свечу, после чего и был спасен, навсегда отлетев от своего скелета. Возможно, читатель ждал от автора описание характера Розмари, являющейся героиней нашего рассказа, и теперь, чувствуя, что история подходит к концу, понимает, что она дана без характера. Похожа на приму Ию Думбадзе и Медею, была девственницей, красавицей, верующей, вот, пожалуй, и все. Нет, еще было написано, что она голодная, мучается и не в силах утолить свои желания.
Тут можно представить себе жизнь привидения, проявив воображение и вспомнив, что мы читали об их жизни и смотрели в кино. Попытки самостоятельно войти в какое-то тело или на-помнить знакомым о себе, чтобы их спасли, для чего надо научиться греметь предметами или подыскать другой способ контакта. Привязанность к незахороненному по обряду телу и мучения от неудовлетворенной жажды утолить голод и гениталии. Полно книг и фильмов, затрагивающих или глубоко объясняющих эту тему.
В любом случае, признаемся, что образ Розмари не раскрыт, отчасти оттого, что я не был знаком с ней лично, отчасти оттого, что ее родители не рассказывали мне истории из ее жизни и не описывали ее свойств. Но, похоже на то, что в нашем случае это не недостаток, а проявление журналистской честности. Если Вы обратили внимание, рассказ называется "Вызволение Розмари", поэтому, хотя она - героиня, повествование обращается вокруг ее спасения, внутри которого и пребывает она, как первопричина повествования.
Девушка, словно внутри спасательного круга, который написан рисовальщиком более ярко, чем утопающий, а также им нарисовано то, как люди бросают ей круг: ее родственники, преданные из Сухарева и "Фортуны", индийский ясновидец, милиция трех вокзалов и голодные, пришедшие на торт. А смысл - прославить этот мистический спасательный круг, дать людям пример поразительной силы рассада Кришны, освященной вегетарианской пищи, снятой с Его алтаря после того, как Он ее почтил.
И каждый читатель может найти преданных в любом городе мира, кроме разве что каких-нибудь очень мусульманских городов, где они прячутся или каких-нибудь отдаленных поселений типа высокогорных или островных. Найдя преданных и прасад, человек может спасать себя или своих родственников от невежества, от заточения в теле привидения, от колдовства или болезни и от тысячи и восьми еще напастей.
На следующий день мы со Шрути повезли родителей Розмари в калькуттский аэропорт. Их настроение было легким. Чувствовалось, что они верят Чотешвару.
Шрути осторожно спросил, собираются ли они ехать в Иерусалим, чтобы разыскать семью, в которой воплотилась их дочь.
- И на что это будет похоже, а? - сказал Руслан.
- Она ведь уже не наша дочь, - сказала Раиса.
- Приедем в еврейскую семью, - продолжал Руслан, - и скажем: это наша дочь, она погибла и воплотилась у вас. Мы - ваши родственники. Так?
Руслан, чуть прищурив глаза, посмотрел на Шрути.
- Да, будет за...странно, - сказал Шрути, по ходу вовремя забраковав неудачное слово "забавно". Вас могут принять за сумасшедших.
- Это одно, - сказал Руслан, а еще одно - евреи не верят в реинкарнацию. Мы оскорбим их религиозные чувства.
- Руслан, а почему Вы уверены, что она родится в еврейской семье? - спросил я. - В Иерусалиме есть ведь немало христиан, мусульман и других верующих.
- Он так сказал, - ответил банкир. - Он сказал: в семье хасидов, в древнем роду, который всегда был связан с Иерусалимским храмом.
- Я читал, что среди евреев есть те, кто верит в реинкарнацию, - сказал я.
- Да слышал я, - ответил Руслан. - Но вероятность мала.
Тут до меня дошло, что в данной ситуации - неважно, верит или не верит новая семья Розмари в перевоплощение. Главное, что делало гипотетическую встречу старых и новых родителей Розмари абсурдной, - новое имя Розмари, новое ее тело, новое ее положение в новой семье, а также ее беспамятство в отношении прошлого воплощения. Кроме того, у Руслана с Раисой отсутствовала возможность забрать ее назад в свою семью, снова назвать ее дочерью и заботиться о ней.
- Наверное, никаким родителям не понравилось бы, если бы к ним пришла парочка незнакомцев и заявила свои права на их ребенка, - сказал я.
- Раиса, представляешь, к нам приходят какие-нибудь французы с переводчиком и заявляют: "Ваш Рамаз - наш сын". И что нам всем тогда делать? Вот, представляете, сидим: французы с наемным переводчиком, мы и Рамаз. Что за общение у нас сложится? Как мы поделим мальчика? Как царь Соломон предложил разделить ребенка?
- Не говори так о сыне, Руслан, - сказала его жена. - Мы старым его родителям даже не захотим поверить. Как не поверили нашему Намазу. Помнишь, как часто он говорил в три года и в пять, что он не Рамаз, а Мишель?
- Что, что? - удивился я.
Шрути объяснил: - Рамазик все время раздражался, когда его называли этим именем. Он говорил: "Зовите меня Мишель. Я Мишель, я жил в другой семье. Я был взрослый".
- Поразительно, - сказал я.
- А мы ему не верили, - эмоционально сказал Руслан.
- Мы все время думали, мол, это детская глупость, игра. Мы с ним не соглашались.
- А сейчас он помнит? - поинтересовался я.
- Никогда не говорит, - сказала Раиса.
Теперь мальчику было около двенадцати лет.
- Мы ему никогда не верили, - сказала она, - считали это детской блажью. Рамаз тоже перестал верить и забыл, что он был Мишелем.
- А сейчас я верю в реинкарнацию, - сказал Руслан. - Так и должно быть устроено все. Закон сохранения энергии заставит хоть кого жить после смерти, никуда от этого не убежишь.
- И я в это верю, - заверила Раиса, - хотя в нашем православии реинкарнацию души не признают.
Раиса уже около года общалась с православным духовником, посещала регулярно его храм и другие. Она старалась быть на всех праздниках, отстаивая всю службу и начала соблюдать непродолжительные посты.
- Такой закон должен для пользы людей работать, - сказал банкир, который пока не прибился ни к одной из религиозных традиций, оставаясь имперсоналистом. - Если каждый человек будет убежден в реинкарнации, всему миру будет жить легче. Войны меньше будет, драки всякой. Прожигать жизнь меньше люди будут, а о будущем больше думать будут. Преступлений совершать меньше будут. Очень много плюсов будет, хороший это закон.
Жаль, конечно, что не удалось съездить в Кашмир и открыть миру гробницу Христа. Я бы выложился, чтобы устроить туда экспедицию. Это бы помогло людям принять закон реинкарнации. Но ваш немецкий гуру сказал, что там опасно. В Маяпуре Руслан, Раиса, Ведра, Шрути, переводчик Акхилатмаприя и я ходили встречаться с немцем Притху Прабху, который в Москве считается знатоком христианской религии.
Он проводил семинары по христианству, которые привлекали преданных своей исследовательской направленностью и открывали массу редкой информации, столь необходимой нам, живущим в христианской стране. Он рассказал нам нечто эксклюзивно интересное, что в то время было еще довольно узко распространенной информацией. Он сам хотел написать об этом книгу. Но похоже на то, что он передал всю информацию Стивену Кнаппу, своему духовному брату, который использовал её в книге "Ведические предсказания", появившейся через несколько лет после нашей встречи с Притху Прабху.
Он встречал нас в квартире, арендованной в маяпурском гэстхаусе "Лотос" и рассказывал, что в некоторых древних, буддистских и христианских, источниках утверждается, что Иисус Христос умер не на Голгофе, а в Кашмире. Умер он своей смертью, а не распятый и в возрасте около девяноста лет, а не в тридцать три. На это есть знак даже в Евангелии от Иоанна в эпизоде, когда негоциант Иосиф забирает тело Иисуса. Понтий Пилат в ответ на просьбу Иосифа дает воинам приказ проверить, жив ли Иисус, потому что обычно на кресте умирали от жажды и через трое суток, а раньше - редко.
Тогда солдат бьет распятого Спасителя копьем в туловище, откуда брызжет кровь. По словам Притху, это указывает на то, что Иисус не мертв, поскольку кровь в нем не свернулась, а продолжала циркулировать. Солдат этого не понял, и поскольку Иисус не шелохнулся, принял его за мертвеца. После этого Иосиф забрал тело и, сымитировав похороны, выходил Иисуса. Поздоровев, Иисус с матерью и братом, желая скорей покинуть пределы Римской империи, где он считался преступником, ушел на Восток, в Иран. Он жил и проповедовал в Центральной Азии и Индии до преклонного возраста, о чем говорится в ряде Апокрифов и исторических книг.
В городе Шринагар штата Кашмир с незапамятных времен находится гробница Иисуса, в которой много лет мусульмане поклоняются ему. Его они называют святым Исой и во многом согласны с его жизнеописанием до распятия, что приводится в канонических писаниях. Они никому не позволяют вскрывать могилу и проводить всякие анализы над телом Христа, что было бы надругательством...
Когда Притху Прабху закончил свой рассказ, Руслан изложил ему свою искательскую идею. Банкир хотел стать спонсором экспедиции в Шринагар, оснащенной телеаппаратурой и исследовательским оборудованием, в которой могли бы участвовать Притху и разные другие специалисты. Целью исследований стало бы установить истину, доказать миру, что Иисус не умер на кресте. Тогда человечество потеряло бы доверие к четырем каноническим Евангелиям и начало бы доверять Апокрифам и тибетским книгам, где нередко говорится о том, что Иисус признавал перевоплощение души. Руслан попросил у Притху Прабху благословение на экспедицию. В ответ на это Притху выразил два контраргумента: "мусульмане будут против" и "там сейчас часто случаются военные беспорядки".
Тем не менее, Руслан не отказался от своей идеи снять в Шринагаре фильм, достойный канала "Дискавери". Он полагал, что когда-нибудь в Кашмир придет мир, и экспедиция может состояться. Тогда, поскольку нравы в обществе меняются, если не всех, то хоть кого-нибудь из возглавляющих мечеть в гробнице Христа, можно будет заинтересовать и достичь цели.
Скоро мы достигли аэровокзала и проводили супругов на самолет в Москву. На следующий день, рано утром, мы вернулись, и это был день, когда врач Олег Торсунов получил у Локанатхи Свами посвящение и духовное имя Аударья Дхама Дас.
- Собственно говоря, все.
- Я надеюсь, ты ничего не преувеличил? - строго спросил Шрила Мукунда Госвами, когда я закончил рассказ.
- Нет, гуру-махарадж! Весь храм знает эту историю, и Видура. И родственники Руслана знают и верят в нее.
- Интересно все получилось! Как только Господь не распространяет прасад и святое имя, задействуя нас! Неисповедимы его пути, - прославил он Кришну, а он уж это знал, поскольку много лет был в Москве директором программы "Пища жизни". Параллельно Шрила Мукунда Госвами заведовал отделом по связям с общественностью и регулярно получал сообщения со всего света от преданных, распространяющих прасад тысячей и восемью путями. Было лестно получить из его уст такой приятный комментарий.
Я, надеясь на его хорошее расположение духа, спросил: - А не могли бы Вы рассказать о последних днях Джорджа в Лос-Анджелесе? Как он себя вел, было ли его сознание духовными готовым к смерти?
- Знаете, что вытворили газетчики? Он поднялся с лакированного плетеного кресла, подошел к длинному столу, на котором стоял его компьютер и взял в руки "Нью Зеланд Геральд.". Показав статью, где было цветное фото его смуглого красивого лица с бритой головой и телкой на лбу, гуру дев сказал:
- Они вкладывают мне в уста слова, которые я не говорил. А интервью они у меня не брали, просто сочинили его по цитатам из американских газет и рок-журналов. Эти газетчики осквернили выдуманными словами память Джорджа. Он казнил лживую газету в багровой пасти камина.
- А жена Джорджа не хочет видеть преданных. Некоторые попытались делать на этом событии рекламу для своих Харе Кришна программ или попытались популяризироваться в лучах славы легенды рок-н-ролла. А теперь еще проблема с журналистами в Индии. Не получается опустить прах Харрисона в Гангу, поскольку папарацци выскакивают откуда-то прямо на священный берег (в воде, что ли, в засаде прячутся?) и щелкают затворами, крутят камерами и микрофонами.
Он сделал паузу. В камине догорала газета с гадким интервью, где говорилось об интимных отношениях Джорджа и дочери Рави Шанкара и о том, что Харрисон пожертвовал Маску сто миллионов долларов - все свое состояние, а жену и сына оставил без наследства. И то, и другое, как гуру-махарадж прояснил через несколько недель, было неправдой. А сейчас он объявил нам:
- Я принял решение не касаться темы смерти Джорджа, пока даже не знаю, как долго.
Эпилог
Судьба сменила декорации и сцены. Пути героев нашей были разошлись. Продали Сухарево, храм бесценный. Оставить Кришне - деньги не нашлись. Или во мненьях не сошлись. Видура женился во второй раз, невеста была лет на двадцать пять моложе него, по его словам, он решил сделать из нее преданную. У них появилось потомство, живут в Дивеево. О Шрути я лет шесть ничего не слышал. В последний раз мы в начале двухтысячных встречались в Москве, в храме на Беговой. Он поддерживал отношения с семьей Руслана, жившей в своем замке.
Банк и башню Руслана продали с молотка в результате его банкротства, поразившего его во время летнего обвала, кажется, девяноста седьмого года. Он попал в долги и остался должен сухаревскому храму около тридцати тысяч долларов. Я в последний раз был у них в двухтысячном, когда возвращал Раисе взятые для работы над своим "Светлым Настоящим" православные книги. Она стала более набожной и просветленной.
Торсунов стал известным на всю страну доктором и автором книг по медицине и психологии. Несколько лет его центр располагался на Новом Арбате, пока завистники не добились того, чтобы он уехал. Его центр и команда теперь находятся в Краснодаре, где ему гораздо спокойней. Кондитер Шри Гаура Хари живет в московском ашраме брахмачари и проповедует бхакти. Иногда я встречаю его в святых местах, и мы здороваемся.
Моданмохан путешествует по миру, учится и проповедует. Когда он учился на Говардхане в санскритской школе большого философа Гопипаранадханы Прабху, мы иногда встречались, и в сложные полгода моей жизни на Радхакунде он оказал поддержку, подарив мне теплые вещи и угощая прасадом. О Чотешваре ничего не слышно, ибо он в последние годы не приезжает на фестивали Москва Вриндаван. Его святейшество Мукунда Госвами живет и проповедует в Австралии, Новой Зеландии и Интернете, а также выпускает книги.
Стихи Натальи Синцовой популярны в Интернете, напечатаны в журналах "Гауранга" и "Сарасвати". А Бхадра, собравшая для Сухаревского храма, московской вайшнавской школы и Кешава Гаудия Матха купюры, вещи и продукты на общую сумму, которая приблизительно равна миллиону долларов, около трех лет назад попала в автокатастрофу. Через несколько суток она оставила тело в реанимации, когда за нее молились десятки преданных в разных городах и Вриндаване. Розмари, уроженке Иерусалима должно быть теперь около пятнадцати лет. Она могла побывать уже, как в Москве, так и в святых местах Индии.
PS. Из этических соображений имена семьи банкира изменены.
2010-2012, Радхакунда, Индия.