Если кто нанесет тебе удар в правую щеку, обрати к нему и другую, не потому, что месть дурна, но потому, что незлобие драгоценнее
Апостольские постановления, VII. 2
Если кто тебя ударит по правой щеке, поверни к нему и другую, и будешь совершенен
Дидахе 1.4
...она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке
Вторая книга Ездры 4:30
Многие невнимательно слышат, цитируют и понимают Евангелие от Матфея 5:39: "Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую". Эта ошибка попала и на полотна картин, где пощечину наносят правой рукой:
2. Христос в доме первосвященника Анны (1803). Хосе Мадрасо
Но кто-то и правильно рисует:
Вот и специалист по единоборствам Андрей Кочергин не объясняет нанесение удара, по его мнению, именно в правую щеку: "Как Вы воспринимаете известные слова Христа о том, что если тебя ударили по правой щеке, подставь левую? Понятно, что это не просто непротивление злу насилием и что Библия не Конституция. Но даже высказывания священников по этому поводу отличаются друг от друга. Кстати, на сайте видел голосование по этому поводу. «Подставлю» - 17 %; «Ни за что» -14 %; «Подставлю, но тут же уйду под локоть и срублю боковым» - 67 %".
Но ведь с точки зрения избиения пропущенный удар может быть последним. А в боксе вообще учат бить сначала левой, а потом мгновенно правой. Даже подставлять щеку у непротивленца нет времени и такое поведение в иных случаях может быть верным самоубийством. А в Евангелии есть притча о пострадавшем от нападения, которому помог добрый самарянин. Так там после избиения разбойниками он вообще ходить не мог без чужой помощи. Но речь не о драке, разбойном нападении или штыковом бое.
Речь в Библии о реакции на бытовое бытовое повышение голоса, на раздражение, неадекватное проведение, сродни тому, как действовал Христос на допросе: "При этих Его словах один из стоявших рядом стражников ударил Иисуса по лицу и сказал: «Как Ты разговариваешь с первосвященником?!»
«Если Я сказал что-то не так, укажи, в чем Я не прав, - ответил Иисус. - А если говорю правду, почему ты Меня бьешь?»
Евангелие от Иоанна 18:23 Об этом упоминает Иннокентий Павлов в книге "
Как жили и во что верили первые христиане": Мф. 5:39; Лк 6:29 Речь идёт не об ударе, способном нанести увечье, а о пощечине, наносимой ладонью левой руки по правой щеке, что рассматривается как оскорбление действием. Повернуть к обидчику левую щеку в данном контексте означает указать ему на его неправоту и вызвать у него раскаяние в небратском поведении. Таким образом, перед нами призыв не отвечать на личные обиды, а склонять обидчика к раскаянию и примирению.
Почему большинство комментаторов, как например,
Алексей Осипов, не раскрывают исторического контекста как Том Хартманн в своём бестселлере?
- Две тысячи лет назад, когда еще не изобрели туалетную бумагу, люди подмывались левой рукой. Затем они мыли пальцы, но левая рука все равно считалась нечистой, и об этом помнили все. Тебе это известно?
- Я понятия об этом не имел! - воскликнул Пол, пораженный столь неожиданной переменой темы.
- Но так оно и было, - заверил его Джошуа, опуская руку на подлокотник. - И так до сих пор поступают люди в большинстве стран третьего мира. В наши дни на свете живет около четырех миллиардов человек, не знающих, что такое туалетная бумага.
В этих современных странах, как и когда-то в Древней Иудее, самое ужасное и чудовищное оскорбление - прикоснуться к человеку левой рукой. Во многих обществах запрещалось даже просто указывать левой рукой на человека. Среди ессеев за жест левой рукой нарушителя изгоняли из общины на неделю. А если бы ты захотел кого-то грубо оскорбить и полностью унизить, в особенности прилюдно, то тебе следовало бы дать ему пощечину левой рукой.
Главная духовная тайна века. Том Хартманн Что подтверждает
иудейский туалетный этикет: "После посещения туалета необходимо хорошо очистить тело от нечистот, но при этом нельзя использовать правую руку либо средний палец левой руки, поскольку они используются для накладывания тфилина." В
исламском туалетном этикете также запрещено использовать правую руку для подмывания. Кришнаитский этикет: " Прасад (освященную пищу) следует принимать только правой рукой; левая рука - для прикосновения к другим частям тела". Или свидетельство из Катманду
Бадри Кейси: ...мы едим, а также берём деньги и вещи только правой рукой, так как левая рука считается ритуально «грязной»
Есть ещё краткое упоминание в статье
Поворот другой щеки: "Если бы получивший пощечину подставил другую щеку, то агрессор столкнулся бы с дилеммой: левая рука использовалась для нечистых целей, поэтому удар по противоположной щеке не выполнялся. Винк Уолтер
А кто же мог осмелиться оскорбить, потребовать одежду и (или) заставить нести груз, как описывают следующие стихи? Оказывается это были курьеры как об этом пишут
толкователи Библии Еп. Михаил (Лузин) и Лопухин А.П: "Эти курьеры были заведены Киром и несли род почтовой и транспортной службы, принудительно требуя на станциях преимущественно людей и вьючных животных" (Герод. Ист. 8:98). Но они и тут умалчивают, что это были не только курьеры, но и сотрудники тайной полиции -
фрументарии.
В своей деятельности фрументарии имели немало возможностей для злоупотреблений, как по указу начальствующих над ними лиц, так и по собственной инициативе. Аврелий Виктор сообщает, что они «…выведывали и доносили о всяких волнениях в провинциях, составляли бессовестные обвинения, наводили на всех страх, особенно в наиболее отдалённых землях, и всех позорно грабили».
Из-за многочисленных нареканий к концу III века фрументарии стали пользоваться настолько дурной славой, что Диоклетиан был вынужден вовсе упразднить их службу, снискав этим решением большую популярность. Вскоре, однако, возникла другая аналогичная структура, так называемые
agentes in rebus. Они так же со временем эволюционировали от курьерской службы, подчинённой ведомству магистра оффиций, до подобия тайной полиции.