В Ведах говорится, что о чем человек думает в момент смерти, с того и начнется его следующее воплощение. Но в Евангелии говорится, что нет большей любви, как отдать жизнь за другого. Если человек отдает жизнь за другого, но в момент смерти не думает о Боге, то неужели его ждет плохая судьба?
Не могли бы вы точнее процитировать Евангелие? Я не большой знаток, но такого утверждения не помню. Евангелие, так же как и Гита, очень последовательно проводит мысль о том, что любая жертва только тогда приносит благо человеку, когда она посвящена Богу и связана с Ним. Если я приношу свою жизнь в жертву во Имя Бога (а не просто во имя какого-то человека), тогда только в моей жертве есть смысл. Если бы это было не так, то все люди, умиравшие с именем Сталина на устах - а таких было немало, должны были бы быть возведены в ранг святых. Есть замечательный рассказ Льва Толстого, который я бы рекомендовал всем прочитать: "Хозяин и работник".
В этом рассказе хозяин неожиданно для самого себя жертвует жизнью ради своего работника. Но для него сам акт этой жертвы является шансом вспомнить в момент смерти о Боге. Бог, которого он еще за минуту до того не чувствовал, осеняет его Своим присутствием, когда тот в момент неминуемой смерти вдруг прикрывает своим телом замерзающего работника. Для него это не жертва во имя работника как такового, но инстинктивное служение Богу. Если бы то же самое он сделал из привязанности, скажем, к своему сыну, едва ли результат был бы тем же самым. Так что жертва жертве рознь...
Как Вы воспринимаете слова Иисуса Христа? Что эта жертва означает? Что значит,
"Он умер за нас"? Каков замысел Бога в этом? Не кажется ли Вам, что христианство так
распространилось потому, что в нем заложено нечто очень глубокое, не знаю даже
как сформулировать... "некий кредит искреннему человеку насчет возвращения к
Богу"? Ведь в Евангелии говорится: "Тот, кто верит, что Я есть, больше не отведает
смерти". Что Вы думаете о роли христианства в замысле Бога? Ведь не может быть
случайностью, что Веды упустили лидерство, если можно так сказать. Не кажется ли
Вам, что почти никто не понимает истинного смысла христианства?
Это слишком серьезные вопросы, чтобы отвечать на них на Форуме. Откуда мне, маленькому, необразованному человеку судить о замысле Бога по поводу крупнейшей мировой религии? Не смешно ли это будет? Христианство, безусловно, очень сильно подчеркивает аспект милосердия Бога. Человек в христианстве спасается не благодаря своим заслугам, а по милости, и жертва
Христа - центральный акт этой милости. Та же самая мысль составляет ядро бхакти. Мы тоже уповаем на милость Бога, а не на свои силы, не на силу обрядов или магических действий. Некоторые ученые даже называют религию бхакти "индийской религией
милосердия".
Это, на мой ни к чему не обязывающий взгляд, самая сильная сторона христианства. С другой стороны, в силу каких-то исторических причин и среды, в которой формировалось христианство как религия - а на это потребовалось не одно столетие - в
его теологию и практику были заложены какие-то слабые стороны. В конечном счете, они привели к отклонениям от высшего идеала милосердия Бога (инквизиция, нетерпимость к другим вероисповеданиям и проч.) и внесли свой вклад в формирование светской,
безбожной в своей основе, Западной цивилизации, которая сейчас доминирует в мире.
Какой смысл гадать о замыслах Бога, путей которого не знает никто?
А если уж говорить о лидерстве, то сейчас в мире, среди всех религий, безусловно, лидирует научное мировоззрение, которое тоже является своего рода религией или системой веры. В то же время, Веды своим широким, научным подходом часто
импонируют ищущим людям, разочарованным как материалистической картиной мира, так и религиозным догматизмом.
Но идея религии не в мировом лидерстве, а в том, чтобы исправить сердце хотя бы одного грешника и явить миру хотя бы одного святого. Любая религия, которая способна на это, спасительна и благотворна. И если мое сердце отозвалось на зов Бога,
пришедший именно через эту религию, то в моем сердце она останется "лидером"... Вот и все.
Бхакти Вигьяна Госвами
Вестник сайта Шаранагати № 4 (май 2004 г. - май 2005 г.)