Dec 10, 2013 10:29
Есть ли в вайшнавской философии или в Ведах личность, которая является аналогом христианского Сатаны? Кайласа утверждает, что " Сатана - это экспансия Господа Шивы или Майя в другом варианте". Но я всегда считала Майю и Шиву величайшими вайшнавами, поэтому связывать их имена с сатаной мне кажется оскорблением. Сатана это тот, кто отвернулся от Бога и пытается занять Его место, конкурировать с Богом. Ни Майя, ни Шива за этим замечены не были. Я предполагаю, что к христианскому Сатане, как к падшему ангелу, ближе всего Кали. Что Вы думаете по этому поводу?
Прямого аналога Сатаны, как олицетворения вселенского Зла, в вайшнавской философии и теологии нет, хотя сам мотив бунта против Бога и последующего падения у нас есть. Однако, этот бунт не персонифицируется в одной фигуре - мы все некогда подняли мятеж и все оказались здесь, не благодаря проискам некоего Сатаны (зачем же кого-то обвинять в том, в чем виноваты мы сами?), а благодаря злоупотреблению дарованной нам Богом свободной воли.
Библейская история грехопадения - это история каждого из нас, и расплачиваться нам, стало быть, приходится не за грехи Адама и Евы, а за наши собственные - мы некогда захотели отведать от древа познания добра и зла (то есть испытать на себе двойственность материального существования) и уподобиться Богу. Именно мы (а не Господь Шива) пытаемся в этом мире занять место Бога и соперничать с Ним.
Так мы утратили свою невинность и испугались своей наготы перед Богом (иначе говоря, захотели спрятаться от Него и спрятать свои греховные помыслы, прикрывшись фиговым листом майи). Роль же змея-искусителя в этой драме, происходящей ежедневно, играет наш льстивый и лукавый ум.
Бхакти Вигьяна Госвами. Вестник сайта Шаранагати № 4 (май 2004 - май 2005)
Бхакти Вигьяна Госвами,
Православие и Сознание Кришны,
Сатана,
Если есть Бог то откуда же зло?,
Отношение кришнаизма ко злу