Генетическое родство школ Мадхвы и Чайтаньи

Dec 10, 2013 11:45


Как  мне   известно,  гаудия-вайшнавы  считают,   что  их сампрадая восходит к Мадхве . В то же время я читал немало критических замечаний в ученых  публикациях  на   предмет  подобного  соотнесения. Практика  Чайтаньи  и  теории  гаудии  не родственны  аналогам школы  Мадхвы.  Окончательно  меня "убила"  одна публикация в интернете,   вывешенная   на  официальном сайте современных последователей   Мадхвы ,  где дается резкая  и  последовательная критика  подобных  связей  между Мадхвой и  Чайтаньей. На  конкретных  примерах  показано,  что школа Мадхвы и школа Чайтаньи - это "две большие разницы". Не проясните ли Вы ситуацию?

Мне  знакома полемическая  статья,  опубликованная  в  интернете, на которую вы ссылаетесь. С самого начала хотелось бы оговориться, что эта статья отражает мнение лишь небольшой  группы  молодых последователей  Мадхвачарьи.  Другие представители Мадхва-сампрадаи придерживаются на этот счет иного мнения.
Например,  самый  уважаемый  из  ныне  здравствующих представителей  Маяхва-сампрадаи,  Его  Святейшество  Вишвеша Тиртха  Свами,  возглавляющий Педжавар  Матх, сравнивает достижения Свами Прабхупады с достижением Махараджи Бхагиратхи: "Подобно  тому,  как  Бхагиратха  принес  Гангу  в  Индию,  Свами Прабхупада принес бхакти-Гaнгy в этот мир". Это всего лишь одно из многих высказываний знаменитого ачарьи Мадхва-сампрадая, которого связывает  с  Гаудия-сампрадаей  (и  в  частности,  с  ИСККОН) давняя дружба. Другой  признанный  знаток  философии  Мадхвы  д-р  Б.Н.К.Шарма пишет:

"Этих  фактов  достаточно,  чтобы  со  всей определенностью установить  согласие  Баладевы с Мадхвой во всех основных положениях  его  философской  системы.  Именно  поэтому  Баладева декларирует свою верность учению Мадхвы и подтверждает, что именно в ней находятся исторические и духовные корни Чатанья-сампрадаи, без колебаний признаваясь в этом не только в "Прамея-ратнавали", но и в "Сиддханта-ратне" (введении к своей Говинда-бхашье) и собственном комментарии  на  Говинда-бхашью. Этого  должно  быть  вполне достаточно,  чтобы  окончательно  и  бесповоротно  утвердить  его принадлежность  к  Мадхва-сампрадае".  (B.N.K.Sharma, History of the Dvaita School of Vedanta and its Literature, p. 596, Motilal Banarsidass, 1981).

Любопытно,  что  этот  вывод  автор  делает  после подробного анализа  философских  различий  между  школой  Мадхвы  и  школой гаудия-вайшнавов. Трудно  отрицать,  что  между  философией  последователей  Шри Чайтаньи  и  философией  Мадхвы  (таттва-вади)  есть  существенные различия. Иначе Веданта-ачарье  Баладеве  Видьябхушане  не  нужно было  бы  писать  самостоятельные  комментарии  на прастхана-трайю (главные Упанишады, "Веданта-сутру" и "Бхагавад-гиту").

(По традиции, это должен сделать основатель самостоятельной философской школы). Однако  при  этом  столь  же  очевидно,  что  мы  ведем  свою  духовную родословную  именно  от  Мадхва-сампрадаи,  и неразрывную как историческую, так и философскую связь между двумя школами совсем нетрудно доказать.

Иначе говоря, мы должны определить, достаточны ли эти  различия  для  того, чтобы  вовсе  отрицать  философскую принадлежность одной сампрадай к другой. Справедливости ради следует отметить, что не все ветви Гаудия-сампрадаи  придают  большое  значение  нашей  связи  с  Мадхва-сампрадаей, полагая, что Сама личность Шри Чайтаньи Махапрабху, которого гаудия-вайшнавы признают юга-аватарой для века Кали, сама по  себе  является  достаточным  и  самоочевидным  доказательством легитимности  нашей  школы.

Однако  Веданта-ачарья  Баладева Видьябхушана  и  вслед  за  ним  Бхактисиддханта  Сарасвати Тхакур, основатель  Гаудия-матха,  (а  до  них  Гопала  Бхатта  Госвами,  Шри Кавикарнапура и другие), неслучайно подчеркивали эту связь. Я попытаюсь прояснить эту ситуацию на нескольких примерах, не претендующих  на  то,  что  они  исчерпывающе  описывают взаимоотношения двух школ.

Авторы  статьи  в  Интернете,  видимо  заботясь  о  философском целомудрии своих последователей, исходят из того, что только таттва- вада  обладает  монополией  на  истину.  Любые  отклонения  от  этой доктрины,  по  их  словам,  уготавливают  душе  место  в "вечном  аду". (Невольно  напрашивается  аналогия  с  совсем  иной  религиозной системой, которая с помощью точно такой же риторики обращает сейчас индусов и прочих "язычников" в свою веру.)

При этом они отрицают не только концепции Гаудия-сампрадаи, но и всех остальных ваишнавских сампрадай  начиная  со  Шри-сампрадаи.  Признание  авторитета Шрипады  Рамануджачарьи  ставится  последователям  Гаудия-сампрадайи  в вину,  так  же  как  и  признание  нами  авторитетности комментариев  Шрипады  Шридхары  Свами,  первого  комментатора "Шримад-Бхагаватам".

При  этом  в  качестве  единственного подтверждения такой позиции они приводят слова ачарьи своей же сампрадайи Шри Вадираджи Тиртхи. Разумеется, никаких оправданий в шастрах для такого взгляда найти невозможно. Если считать такую сектантскую узость видения необходимым критерием принадлежности к сампрадае  Мадхвачарйи, то Гаудия-сампрадая в нее, конечно, не вписывается, но лично мне этот критерий представляется достаточно сомнительным.

[Еще один любопытный пример проявления такой узости со стороны авторов:  они  называют  труд  Пурнананды  Чакраварти,  одного  из признанных  ачарьев  Мадхва-сампрадай,  "Майявада-шатадушани" "абсолютно ложным" (completely bogus). Тогда как В.Н.К.Шарма характеризует его как "знаменитейший", "прекрасный" и "практически единственный  в  своем  роде" (см.  стр.450 уже цитированной книги). Иначе говоря, узость взгляда - это в большей степени характеристика самих авторов, чем учения Мадхвы]. Главное философское отличие между двумя школами заключается в их  представлениях о взаимоотношениях между дживой (индивидуальной  душой) и Бхагаваном (Богом).

Концепция  Мадхава-сампрадайи называется бхеда-вада, то есть она подчеркивает вечное отличие  души  от  Бога,  а  концепция  Гаудиев,  ачинтья-бхеда-абхеда-вада, говорит об одновременном и непостижимом отличии и единстве души с Богом. Кто-то  может  утверждать,  что  одного  этого  различия вполне достаточно чтобы не принимать во внимание связь двух школ и относить их  к  разным  философским  течениям.

Но справедливо  ли  такое утверждение? В пределах  кевала-адвайта-вади  сампрадаи  (школы Шанкарачарьи) мы находим  концепции  бимба-пратибимба-вады, виварта-вады, авиччхинна-вады и проч. И тем не менее все ачарьи, придерживающиеся  различных взглядов, причисляют себя к одной сампрадае. Почему?

Потому что в основе всех этих доктрин лежат представления об изначальном единстве души с Богом, просто это единство трактуется по-разному. Точно так же в основе как бхеда-вады, так и ачинтья-бхеда-абхеда-вады лежат представления о различии дживы и Бхагавана, потому что только различие (бхеда), сохраняющееся как на стадии садханы, так и на  стадии  садхьи, позволяет дживе  служить  Бхагавану.

С  этим принципом согласны ачарьи всех подлинных вайшнава-сампрадай, и на основании этого принципа  Гаудия-вайшнавы в целом признают  их учения и выражают почтение их представителям. Теперь  попытаемся  понять, насколько  близки  философии обеих школ. Учение таттва-вады, принесенное Мадхвачарьей, в виде девяти постулатов (прамей) было сформулировано Шри Вьяса Тиртхой.

На той же веб-странице, в разделе, посвященном прамеям, говорится: "Эти прамеи не противоречат друг другу, и их вполне достаточно для определения таттва-вады (выделение наше), таким образом, они содержат в себе согласованное и уникальное  определение  всей философии". В сущности, одной этой цитаты вполне достаточно для того,  чтобы полностью опровергнуть все  остальные рассуждения авторов как необоснованные. Вот сами эти прамеи в формулировке Шри Вьяса Тиртхи:

shrimanah--madhva-mate harih paratarah satyam jagatah tattvato
bhedo jivaganah hareranucharah nichochcha bhavanagatah
muktirnaijasukhanubhutiramalabhaktishcha tatsadnanamah
hyaha ditrayam prama namakhilamnayaikavedyo harihПеревод:
1.  shrimanah madhva-mate - В учении Шримана Мадхвы
2.  harih paratarah - Хари (Вишну) является Всевышним;
3. satyam jagatah - этот мир реален;
4.  tattvatah bhedah - отличия (бхеды) реальны;
5.  jivaganah hareh anucharah  -  души  являются  слугами (последователями) Шри Хари;
6.  nichochcha bhavanagatah - и занимают различное положение;
7.  muktih naija-sukha-anubhutih -  мукти  (освобождение) -  это обретение счастья, от природы присущего душе;
8.  amala-bhaktih-cha tatah sadhanam - достичь всего этого можно с помощью чистого преданного служения;
9.    aksaditrayam hi pramanam  -  источниками  подлинного  знания (праманами)  является пратьякша (непосредственное наблюдение),  анумана (логичское  умозаключение) и шабда (откровение);
10. akhila-amnaya-eka-vedyo harih - Хари прославляется во всех Ведах.

Те же самые прамеи перечисляет Веданта-ачарья Гаудия-сампрадаи Шри  Баладева  Видьябхушана  в "Прамея-ратнавали",  добавляя, что всему этому учил Шри Кришна Чайтанья-чандра: srimadhva praha visnuparatatvam akhilamnaya-vedhyan ca visvam satyam bedham ca jivan hari-caranajusas taratamyan ca tesarn moksam visnv-anghri-labham tad-amala-bhajanam tasya hetum pramanam pratyaksadi-traya cetyupadisati hari krsna caitanya candrah

srimadhva praha  Шри Мадхва говорил:
1.  visnu paratatvam - Вишну - Всевышний;
2.  akhilamnaya-vedhyan - постичь Его можно, изучая Веды;
3.  visvam satyam - материальный мир реален;
4.  satyam bedham - отличия реально существуют;
5.  satyam cajivan - дживы реальны и по природе являются слугами Бога;
6.  taratamyan ca tesam hari-caranajusas - как в обусловленном, так и в  освобожденном  состоянии  дживы  занимают  разные положения;
7.  moksam visnv-anghri-labham - освобождение - это достижение лотосных стоп Господа;
8.  tad-amala-bhajanam tasya hetum -  освобождение  даруется  с помощью чистого преданного служения;
9.  pramanam pratyaksadi-traya -  пратьякша,  анумана  и  шабда - три источника подлинного знания. Всему этому также учил Сам  Господь, придя в образе Кришны Чайтанья-чандры".

Если  согласия с этими прамеями достаточно для того, чтобы определить философскую школу как принадлежащую к таттва-ваде, то  все  остальные  отличия  следует  считать  вторичными  и несущественными. Подробное подтверждение того, что Шри Чайтанья Махапрабху учил именно этому, займет слишком много места, поэтому мы проиллюстрируем каждое из этих положений всеголишь одним стихом из "Чайтанья-чаритамриты":

1. vayam bhagavan krsna - Вишну - Всевышний. visnu-paratattva urna-jnana purnananda parama mahattva visnuparatatvam -
"Кришна, изначальное проявление Личности Бога, является сутью всепроникающего  Вишну. Он есть всесовершенное знание, всесовершенное блаженство и высшая трансцендентная сущность" (Ади-лила, 2.8)

2.  akhilamnaya-vedhyan - постичь Его можно, изучая Веды. maya-mugdha jivera nahi svatah krsna-jnana vere krpaya kaila krsna veda-purana "Обусловленная  душа, введенная в заблуждение внешней энергией, своими силами не может восстановить знание о Кришне. Поэтому Господь Кришна из беспричинной милости дал людям Веды и Пураны" (Мадхья-лила, 20.122).

3.  visvam satyam- материальный мир реален. vyasera sutrete kahe parinama'-vada 'vyasa bhranta'- bali' tara uthaila vivada "В  Веданта-сутре Шрила Вьясадева описал это творение как преображение энергии Господа (паринама-ваду),  тогда  как Шанкарачарья  ввел  в  заблуждение весь мир, указав на то, что Вьясадева ошибся. В результате этого среди людей возникло сопротивление философии теизма". [Слово паринама- "преобразование" - указывает на реальность мира как исшедшего из Брахмана и опровергает философию вивартвады (иллюзорности мира)] (Ади-лила, 7.121).

4.  satyam bedham - отличия реально существуют. 'mayadhisa' 'maya-vasa'- isvare-jive bheda bena-jive isvara-saha kaha ta'abheda "Господь - повелитель всех энергий, а джива, живая душа - слуга этих  энергий. В этом заключается разница между Господом и живым существом (бхеда). Однако ты объявляешь Господа и живое существо неотличными друг от друга" (Мадхья-лила, 6.162).

5.  satyam cajivan - дживы реальны и по природе являются слугами Бога. ekale isvara krsna, ara saba bhrtya у are yaiche nacaya, se taiche kare nrtya "Господь Кришна - верховный повелитель, а все прочие - Его слуги. Они танцуют так, как Ему хочется" (Ади-лила, 5.142).

6.  taratamyan ca tesam hari-caranajusas - как в обусловленном, так и в освобожденном состоянии дживы занимают разные положения. Буквально  это  значит: "Души  занимают  разное  положение в зависимости от степени своей   привязанности к лотосным стопам  Господа (или способности находить блаженство в них)". Описанию этого положения посвящена практически  вся 19 глава Мадхья-лилы (Господь дает аставления Рупе Госвами). Например: koti-jnani-madhye haya eka-jana 'mukta' koti-mukta-madhye 'durlabha' eka krsna-bhakta "Из  многих миллионов таких мудрых людей только один  по-настоящему обретает осовобождение, а среди многих миллионов таких освобожденных личностей очень трудно найти даже одного чистого преданного Кришны" (Мадхья-лила, 19.148).

7. moksam visnv-anghri-Iabham  освобождение -  это  достижение лотосных стоп Господа. salokya-sarsti-samipya- sarupyaikatvam ару uta diyamanam na grhnanti vina mat-sevanam janah "Мои преданные отказываются принять любые виды освобождения, такие как салокья, саршти, сарупья или самипья, то есть единение со Мной,  даже  если  я  предлагаю  им  их,  предпочитая  всему  прочему служение Мне". (Мадхья, 19.174)

8. tad-amala-bhajanam tasya hetum -  освобождение  даруется  с помощью чистого преданного служения. sa eva bhakti-yogakhya atyantika udahrtah yenativrajya tri-gunam mad-bha vayopapadyate "Чистая бхакти-йога, описанная выше, - конечная цель жизни. Неся преданное служение Верховной Личности Бога, человек может выйти из- под влияния гун материальной природы и достичь духовного состояния на уровне непосредственного преданного служения" (Мадхья, 19.175).

9. pramanam pratyaksadi-traya - пратьякша, анумана и шабда - три источника подлинного знания. pramanera madhye sruti pramana - pradhana sruti ye mukhyartha kahe, sei se pramana "Хотя существуют другие виды доказательств (праман, источников подлинного знания), шастра-прамана, доказательство с помощью шастр, богооткровенных  писаний,  должно  считаться  самым  высшим.  Шрути (Веды), истолкованные буквально, являются доказательством высшей категории" (Мадхья, 6.135).

Хотя в подаче этих прамей придирчивый  исследователь может обнаружить  некоторые  незначительные  отличия  между  ачарьей Мадхвой и Шри Чайтаньей, любому  непредвзятому человеку  буде очевидно,  что  все основные положения учения идентичны в обеих школах.  Это  дало  основания  одному  из  уважаемых  последователей Мадхвы, автору книги "Life Teachings of Sri Madvacarya" Падманабха-ачарье писать о Шри Чайтанье Махапрабху: "Сам он не беспокоился о том, чтобы создать  систему,  и не думал о деталях  религиозного уложения.  Но  вся  Его  жизнь  доказывает,  что он был бескомпромиссным дуалистом  (двайти)",  то  есть последователем двайта-вады.

Это еще одно беспристрастное свидетельство со стороны строгих последователей Мадхвы, признающих генетическое родство обеих школ. Уникальной характеристикой Шри Гаудия-сампрадаи,  которая позволяет  говорить о ней как о самостоятельной ветви Мадхва-сампрадаи,  является  раса-вичара  (описание  вечных  блаженных отношений  индивидуальной  души и Шри Кришны).  Если провести необходимый анализ, то можно убедиться в том, что семя раса-вичары, или раса-бхакти содержится в изначальном учении Мадхвы.

Бхакти Вигьяна Госвами. Вестник сайта Шаранагати №1 январь-декабрь 2002

Чайтанья, Бхакти Вигьяна Госвами, Мадхвачарья, ад

Previous post Next post
Up