Вернувшись из Швеции в Москву, Е. С. Бхактивигьяна Госвами Махарадж погрузился в деятельность в невероятных масштабах. Он стал заниматься вообще всем! Вернулся он окончательно из эмиграции в 1994 году как главный редактор ББТ и поселился, естественно, в ашраме ББТ в «Храме на Беговой».
Однако армянские преданные Санньяса д. и Камаламала д. (фото 61), которые возглавляли ББТ, не захотели с ним сотрудничать и даже выселили его из ашрама! Санньяса д. всегда был secret person, себе на уме, а Камаламала д. стал рупором раскола 1998 года. Раскол этот оказался неожиданностью только для такого недальновидного человека, как я.
Но «старец» нашего пресс-центра Жан Ульянович, профессиональный журналист, обладал интеллектуальной зоркостью. В 1998 году он сразу мне сказал, что эти преданные из ББТ не хотят сотрудничать с Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем, поэтому они ушли в раскол, воспользовавшись уходом из ИСККОН нашего общего гуру.
Их отъезд в Петербург изображён в юмористическом рассказе Девананды Пандита прабху с длинным названием «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Это - потрясающая картина раскола 1998 года в жанре юмористики. Этим произведением Девананда Пандит прабху памятник себе воздвиг нерукотворный. Шрила Бхакти Бхринга-Говинда Махарадж тогда обратился к раскольникам: «Давайте встретимся! Я к вам приеду в Петербург!»
Они ему отвечают: «Вы можете приехать, но безопасности не гарантируем». Потом туда поехал Санака-кумар прабху, надеясь тоже выполнить миротворческую функцию. Приезжает он в храм, захваченный раскольниками, заходит в храмовую комнату, и Камаламала д. ему говорит: «О, Санака! Хорошо, что ты приехал! Давай заходи с этой стороны, будем мурти Прабхупады выносить из храма!» Санака-кумар прабху опрометью кинулся оттуда и сразу вернулся в Москву.
А в «Сухаревский храм» приехал Видура прабху. Преданные, которые там жили, были его воспитанниками, хотя от руководства его формально отстранили ещё за пару лет до этих событий. Тогда Санака-кумар прабху устроил в «Сухаревском храме», где жили 200 брахмачари и 50 матаджи, всенародный референдум. Санака-кумар прабху сказал преданным: «Кто хочет какое руководство в храме подвигайте кандидатуры!»
Потом вывесили результаты. Е. С. Бхактивигьяна Госвами Махарадж был ещё мало известен в то время, по- этому я обошёл будущего Махараджа в этой «президентской гонке». А на первом месте с колоссальным отрывом от всех других кандидатур оказался Видура прабху, потому что в храме жили те, кого он буквально нянчил. Несмотря на результаты этого плебисцита, Видуру прабху всё таки отстранили от руководства.
Он до сих пор, когда хочет сказать Санака кумар прабху", говорит мне: «Этот твой друг литовский!» И вот грянул 1998 год. Приезжает в «Сухаревский храм» Видура прабху, собирает всех своих питомцев в храмовой комнате и говорит: «Чего это вы здесь делаете, когда вашего гуру бьют?» так дело представили, что гуру якобы пал жертвой интриганов, которые его из ИСККОН, - грубая дезинформация!
Но Видура прабху сказал: «Вашего гуру бьют, а вы здесь сидите? Надо ехать в Петербург!» И полхрама уехало - в том числе всё руководство. Параллельно в «Храме на Беговой» проходили собрания. Туда приезжали духовные учители, пытались как-то образумить преданных, получили отпор в стиле людей низших сословий, которые издевались над ином из Аванти в Одиннадцатой песни «Бхагаватам».
Из «Храма на Беговой» в Петербург уехали в основном обитатели санкиртаны. Но кое-кто остался мутить воду дальше. «Сухаревские» бхакты, которые приезжали на эти собрания, вспоминают: «Там говорили, что, дескать, мы - за Харикешу. И мы тоже со всеми вместе кричали Харибол!" А потом ехали долго обратно в Сухарево и по дороге стали думать: …А что харибол-то, собственно?
Раскол стал духовной катастрофой для многих, но итог ему очень точно подвёл E. С. Бхактивигьяна Госвами Махарадж ещё в начале века: «Раскольники хотели уйти из ИСККОН, хлопнув дверью так, чтобы дом ИСККОН развалился. А он не развалился и только крепче стал».
Кришнананда Дас. Из реки времени. Первая глава. О Движении и первых преданных в СССР