Примерно весной 1994 года стараниями Шримати Премавати и её супруга Вакты прабху (фото 60) началось вещание нашего радио "Кришналока", на средних волнах. Это было грандиозным достижением, потому что тогда за право вещать на средних волнах убивали. О Движении и первых преданных в СССР Очень скоро руководство этой радиостанции открыло для себя "живые эфиры".
Эта рубрика была, пожалуй, самой популярной у радиослушателей, потому что допускала их активное участие можно было позвонить на радиостанцию, задать вопросы и даже вступить в диалог с ведущим Было бы интересно установить, с какого времени эти эфиры начались. Закончились они в то же время, как закончилось само это грандиозное предприятие, то есть кризисом 1998 года.
Тогда совпали два события, и между ними была определённая связь. Дефолт 1998 года подорвал финансовую основу радио «Кришналока» и оказался очень сильным ударом для Харикеши (тогда - Свами), который вдохновлял Движение сознания Кришны в нашей стране к тому времени уже 20 лет. Он потерял огромные деньги здесь во время дефолта и впал в какое-то странное состояние, в котором решил прервать связь со Шрилой Прабхупадой и уйти из ИСККОН.
Этим воспользовались люди, которые не хотели сотрудничать с Е. С. Бхакти вигьяна Госвами. Махарадж реально возглавлял Движение сознания Кришны в нашей стране. Оппозиционеры воспользовались ситуацией и объявили, что им «не нужен ИСККОН без Харикеши". По сценарию, опробованному большевиками в 1917 году в России, они первым делом захватили радиостанцию, внедрились в том числе в «живые эфиры» и стали вещать совершенно нелепые идеи.
В частности, они проповедовали отказ от четвёртого принципа, поэтому журналисты назвали это событие «сексуальной революцией в ИСККОН». Интересно, что в один из подобных "живых эфиров» позвонила женщина и сказала: «Я - православная, но вас прошу: не отказывайтесь от вашего четвёртого принципа, потому что отказ от этого принципа погубил христианство!»
Но когда уже начались такие «живые эфиры», Кришна вообще закрыл радио «Кришналока». К счастью, до этого «живые эфиры» успели сыграть грандиозную роль в распространении сознания Кришны. Многие люди им благодарны, и прежде всего они благодарны E. С. Бхактивигьяне Госвами Махараджу. Он был самым лучшим ведущим «живых эфиров».
На роль ведущего приглашались разные люди, но если сравнить всех, кто эту роль исполнял продолжительное время, то Е. С. Бхактивигъяна Госвами Махарадж был, бесспорно, лучшим. Конечно, были очень удачные «живые эфиры» учеников Шрилы Прабхупады, которые сами сильно вдохновлялись возможностью живого общения с очень широкой аудиторией.
По данным исследования Института радиовещания и телевидения, радио «Кришналока» каждый день слушали около 30 000 человек (в Москве и в Петербурге). Из учеников Шрилы Прабхупады я хочу отметить Шрилу Мукунду Госвами, который после того, как побывал на радиостанции и принял участие в «живом эфире», сказал: «Была б моя воля, я бы просто поселился в комнате, откуда идёт вещание в живой эфир". Вы бы мне прасад привозили, а я бы там жил и всё время говорил в микрофон».
В той комнате действительно создавались уникальные возможности для медитации. Наверняка все ведущие «живого эфира» отметили, что ситуация возникала там крайне редкая: вы на целый час оказывались наедине с микрофоном; у вас на голове - наушники, в ушах - голоса радиослушателей, и вам надо отвечать в микрофон. Это была профессиональная радиостудия, где все посторонние звуки были подавлены, что создавало уникальную возможность сосредоточения: никаких звуков, даже двигаться особо невозможно, потому что у наушников короткий провод.
Вы неподвижно сидите перед микрофоном и слышите только вопрос. Это усиливало сознание Кришны ведущих, а благодаря тому, что усиливалось сознание Кришны ведущих, появлялось сознание Кришны у радиослушателей. У тех ведущих, кто часто выходил в эфир, была даже своя аудитория, и стиль передачи менялся от ведущего к ведущему.
Например, Радха-Дамодар прабху, обладая кпатрическими качествами, всегда сражался в эфире. Ему, как правило, возражали, оказывали сопротивление его проповеди, и он постоянно сражался с оппозицией в этих эфирах. А у Е. С. Бхактивигьяны Госвами Махараджа была аудитория искателей. Они чувствовали, что он реально может помочь им в их поисках, что он очень успешно делал.
В те годы многие, кто к нам присоединялся, говорили, что встали на путь бхакти именно благодаря его эфирам. Я надеюсь, что транскрипции этих «живых эфиров», изданные в виде книги, будут иметь то же действие. Они помогут людям встать на путь бхакти, на котором, согласно обещанию Кришны в «Бхагавад-гите», не бывает потерь.
Кришнананда Дас. Из реки времени. Первая глава. О Движении и первых преданных в СССР