Юдхиштхира спросил: - Как должен вести себя знающий человек, о каратель врагов, если его посреди собрания ругает грубыми речами гордый невежда? Бхишма отвечал: - Послушай, о владыка Земли, как человек с доброй душой должен сносить оскорбительные речи людей невысокого разума.
Если человек, которого оскорбляют другие, не поддается гневу, он обретает все благочестивые заслуги оскорбляющего его. Кроме того, все его дурные качества переходят к человеку, который под влиянием гнева оскорбляет его. Мудрый не принимает близко к сердцу оскорбительные речи других и воспринимает их, как стрёкот сверчка. Ненавистник растрачивает свою жизнь впустую.
Глупец может гордиться, что унизил посреди собрания достойного человека бранными словами, или даже бахвалиться своими злодеяниями. Он говорит: «Бранными речами я оскорбил его, а он от стыда лишь промолчал, словно мертвый». Такой скудоумный глупец хвалится своими постыдными поступками. Мудрый же человек должен терпеливо сносить все, что скажет такой нечестивец, презренный среди добродетельных.
Глупец может прославлять или бесчестить, но его речи столь же бесполезны, как карканье вороны в залесье. Если человек обвиняет другого, он должен найти достоверное подтверждение своим словам, тогда, возможно, его слова будут считаться правдивыми. Глупец часто призывает смерть на того, с кем он ссорится.
Однако своим поведением он подобен танцующему павлину, показывающему срамную часть тела, которую лучше прикрыть. Человек достойного поведения никогда не должен даже говорить с таким невежественным глупцом, щедрым на оскорбления. Тот, кто в глаза хвалит, а за спиной поносит, все равно, что презренный пес.
Такой человек лишается небес, знания, всех своих добродетелей, плодов жертвоприношений и благочестия от раздачи даров даже сотням людей. Мудрые всегда и без колебаний сторонятся нечестивцев, чье сердце покрыто грехом, как люди сторонятся трупа дохлой собаки. Злодушный человек, порицающий праведника, на самом деле своими злыми речами обличает лишь собственную злую натуру, как змея раскрывает свои капюшоны.
Тот, кто пытается противостоять злым речам нечестивца, уподобляется глупому ослу, осыпанному грудой пепла. Того, кто всегда злословит на других, нужно избегать, как взбешенного волка или яростного слона, ревущего в безумии, или лютой собаки. Позор нечестивцу, который идет на поводу у своей глупости, который сошел с пути добродетели и вредит другим, не заботясь о собственном благе!
Если честный человек хочет обменяться словами с таким нечестивцем, он должен сказать ему: «Не призывай на свою голову несчастий». Многословные споры между праведником и нечестивцем не одобряются мудрыми людьми. Злословящий очернитель, если разгневан, может ударить своего противника, бросить в него грязь, посмеяться над ним, пытаться запугать его или даже выбить ему зубы. Так обычно и происходит. Тот, кто терпит брань и злословие завистника или очернителя, сказанные в собрании, не страдает от его речей.
Махабхарата Шанти-парва, глава 105