Бхишма сказал: - Теперь я расскажу тебе, о царь, как победить чувства и видеть всё глазами писаний. Благодаря знанию можно достичь высшей цели. Среди всех живых существ человек имеет великое преимущество. Среди людей наивысшими являются брахманы, а среди брахманов - знатоки Вед.
Знатоки Вед подобны душе всех живых существ. На самом деле, брахманы, познавшие Веды, считаются всеведущими и всевидящими. Они знают Всевышнего. Как слепой человек без поводыря натыкается на множество препятствий по дороге, так невежественный человек встречает множество преград на своем жизненном пути. Поэтому обладающие знанием считаются выше всех остальных.
Люди, стремящиеся к добродетели, должны следовать наставлениям писаний. Однако они не достигнут освобождения. Чистота речи, тела и ума, прощение, правдивость, стойкость и мудрость проявляются в праведных людях, следующих заповедям религии. Практика брахмачарьи (воздержание или йога) является средством достижения Всевышнего.
Брахмачарья - наивысшая из всех духовных практик, благодаря которой человек достигает освобождения. Брахмачарья освобождает от связи с пятью воздушными потоками, с умом, разумом и десятью чувствами. Брахмачарья освобождает от зависимости и диктата чувств. Брахмачарья помогает достичь святости. Тот, кто практикует полное воздержание, соблюдая брахмачарью, достигает Всевышнего.
Тот, кто практикует брахмачарью наполовину, достигает состояния полубогов, а тот, кто практикует ее в некоторой степени, родится среди ученых брахманов. Брахмачарью весьма трудно практиковать. Теперь послушай, как практиковать ее. Человек, практикующий брахмачарью, должен побеждать в себе страсть, как только она начинает проявляться или набирать силу.
Соблюдающий обет брахмачарьи не должен разговаривать с женщинами. Он никогда не должен смотреть на обнаженную женщину. Вид женщин в любых обстоятельствах наполняет слабый ум человека страстью. Если соблюдающий обет брахмачарьи чувствует в сердце восходящее желание к женщине, ему следует, как искупление, соблюдать обет под названием кричхра (разные посты) и провести три дня на воде.
Если желание переходит в сон, нужно, погрузившись в воду, в уме три раза повторить три молитвы Рики посредством мантры Агхамаршаны. Мудрый человек, практикующий брахмачарью, должен сжечь в уме все грехи, которые рождаются из гуны страсти. Тело состоит из разных видов жидкостей, проходящих через сеть артерий, которые питают воздушные потоки, желчь, слизь, кровь, кожу, плоть, кишечник, кости, мозг и все тело.
Есть десять главных каналов. Они помогают функционировать пяти чувствам. Из этих десяти каналов выходят тысячи других мельчайших каналов. Подобно рекам, вливающимся в океан, все эти каналы питают тело жидкостями. Канал, идущий к сердцу, называется мановаха. Он тянет из каждой части человеческого тела жизненное семя, которое рождается из желания.
Другие многочисленные каналы, ответвляясь из этого главного канала, расходятся по всему телу и разносят тепло в каждую часть тела (в глаза и т.д.). Как масло, пребывающее в молоке, извлекается при пахтанье мутовкой, так желание, образующееся в уме, извлекает жизненное семя из тела. Даже во сне страсть, возникающая в воображении, будоражит ум, и в результате этого из канала мановахи истекает жизненное семя, порожденное желанием.
Великий мудрец Атри изучил, как жизненное семя хранится в теле и как оно развивается и переходит в другие каналы тела. Жидкости, которые поставляются с пищей, канал мономаха и желание, возникающее в воображении, - это три причины появления жизненного семени, которое представляет сам Индра. Поэтому страсть, которая способствует испусканию жизненного семени, называется индрия.
Те, кто знает, что испускание семени становится причиной греховного смешения каст, обуздывают свои страсти. Они сжигают свои грехи духовной практикой, чтобы уже никогда не рождаться в этом мире смерти. Тот, кто действует лишь для поддержания тела, побеждая с помощью разума влияния трех гун, утвердившись в единообразии и в свои последние часы жизни сосредоточив дыхание в канале мановахе, освободится от перерождения.
Ум необходимо очистить знанием, так как ум - действующая сила в теле человека. Великие души достигали успеха в духовной жизни благодаря обузданию ума, погруженного в медитацию, так они освобождались от желаний и достигали вечности. Поэтому, чтобы обуздать и очистить ум, нужно получить знание и действовать безгрешно, освободившись от страсти и невежества. Это желанная цель.
Обычно знание, полученное в юности, слабеет в старости. Однако человек зрелого разума добивается успеха в избавлении от желаний благодаря благоприятным последствиям прошлых жизней. Такой человек, преодолевая путы тела и чувств, подобно путнику, пересекающему путь с препятствиями, преодолев все трудности, вкушает нектар бессмертия.
Махабхарата Шанти-парва, глава 177