Германский гений. 2. Духи мельницы.

Mar 13, 2011 22:19



(продолжение выдержек из книги "О гении Европы" Герберта Хана, начало здесь)
                Задерживаясь еще немного на пейзажах, мы вправе подумать и о впечатлениях от того, что не исходит непосредственно от природы, а привносится руками человека: о разнообразных строениях вроде отдельных домов, деревень, маленьких сел и городков, все еще сильно связанных с природой или смирно протиснувшихся в нее. Подумаем о мостах, перекинувшихся через ручьи и реки, о разнообразных лодках, оживляющих их, о судах, плывущих по озерам или отплывающих в море из надежных гаваней.

Но вряд ли среди вещей, привнесенных в природу человеческой рукой, есть что-то более подходящее к немецкому пейзажу и к душе немецкого народа, чем мельница. Это относится к обеим ее разновидностям: как к ветряной, так и к приводимой в движение водой. Это совсем не значит, что мельница каким-то образом доминирует в немецком пейзаже, что она определяет собой его внешний вид. Правда, последнее бывает на некоторых пейзажных рисунках. Но эти виды с мельницами заслоняются другими, которые можно встретить, например, в Голландии или в местечке под названием Альвар на шведском острове Эланде.


В немецком пейзаже мельница воспринимается больше в качестве фактора интимного, индивидуального, и в то же время она создает вокруг себя целую атмосферу, наполненную своим собственным неописуемым ароматом. Мельник, жена мельника, дочка мельника, - все это образы, без которых невозможно себе представить немецкую народную поэзию и народную сказку. Они повсеместно играли важную роль в картинах старого времени. Можно задать вопрос, почему они так близки сердцам людей средней Европы?

Кое-что следует из того факта, что хлеб и хлебные зерна всегда высоко ценились и даже почитались в местностях, обделенных природой. Эта высокая оценка, это почитание переносились и на мельницу как на непременную помощницу в столь важном деле, как производство хлеба.

Но, видимо, присутствовал и другой момент. В появлении хлеба участвуют все четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Крестьянин, мельник и пекарь работают рука об руку. Крестьянин обязан выполнить главным образом земляную часть работы, пекарь огненную. Мельник же работает с водой и с воздухом. Будучи доверенным мельнику, хлеб, если бы он мог, чувствовал бы себя в самом свободном периоде своего становления. Чем-то от такой свободы и послабления веет от каждой мельницы. И этот элемент растворен в музыкальном ритме, сопровождающем всю работу мельницы от начала до конца.

В средней Европе душа народа особенно тесно связана со всем, что ритмично входит в кровь, что бьется в сердце и в пульсе. Она с невыразимой любовью относится ко всему музыкальному. И при всей склонности к большим нагрузкам, к крепкой узде она высоко ценит и неожиданное послабление, разрядку. Все эти моменты легко обнаруживаются в мельнице и во всей той атмосфере, которую она создает. В кручении водяных колес, в махании ветряных крыльев прохожий, шедший после трудных дел, видел желанную легкость, убаюкивающее спокойствие, и он задерживался на этом дольше, чем это было необходимо. Однако и мечтатель, существовавший в немецкой жизни во все эпохи, находил здесь удовлетворение. Ритмичные звуки, движения колес и крыльев уводили его из времени и пространства согласно порывам его сердца.

В мельнице и вокруг нее было постоянное движение. Непрестанно, как и сама мельница, продолжались бодрые речи. В непрерывной очереди из посетителей было что-то вроде летучего народного собрания. Здесь обсуждались последние новости, распространялись, а иногда и рождались слухи. Много крылатых и острых словечек появлялось тут, причем последние слегка покрывались мельничной пылью, а первые уносились ветром. Для общественной народной жизни мельница, хотя и на другой манер, в качестве места действия, но значила не меньше, чем для деревьев значит липа. И то, и другое неразрывно связано с душой народа и дало бесчисленные мотивы поэзии и песне.

С мельницей своеобразно связан и мотив странничества, о котором мы говорим неоднократно. Кажется, на ней странники размещались так же охотно, как и в гостинице, и многие из них в позднее время находили себе ночлег на одиноко стоящих мельницах. Иногда таковые ночевки были связаны со всевозможными таинствами, которые потом в свою очередь странствовали по кругу в словах и в песнях. Но будь то ночью, будь то днем, а в этой обители Меркурия   особенно по-домашнему чувствовали себя странники, у которых всегда есть нечто от посоха Меркурия. Не стоит полагать, что работники на мельнице и члены семьи мельника заражались от странников желанием самим пойти странствовать по миру. Это вода и ветер, с которыми они повседневно работали, приносили в них стремление идти вдаль. И потому прямо говорит известная немецкая песня: «В движеньи мельник жизнь ведет».

Однако какое дитя нового времени не знает, что бывшее когда-то столь живым мельничное дело, как и странничество, сегодня проблемны. Пусть так, но немецкому пейзажу они придали определенные, едва уловимые черты, которые при внимательном рассмотрении еще заметны.

(Возможность комментирования записи временно отключалась в связи с атакой "спамеров" против данного Журнала. Режим отключения снят 15.03.).

Продолжение следует. 3. Шепот фахверкового домового.

"О гении Европы", Германия, немецкий язык, национальная психология, страноведение, Герберт Хан, национальный характер

Previous post Next post
Up