Уроки китайского (часть 3)

Dec 16, 2010 22:44

Урок 2

Ограничение произвола государственной бюрократии

Защита собственности нового класса предпринимателей от криминальных и околокриминальных кругов сложное, но далеко не уникальное дело. Многие авторитарные режимы достаточно «легко» справлялись с системной преступностью. Разгром сицилийской мафии режимом Муссолини яркий тому пример.

Другое дело ограничить свою собственную государственную машину, вернее ее функционеров, от соблазна заработать на «рыночном фронте», конвертировать свой статус в хорошее материальное положение, помочь своим друзьям и родственникам. А исторический опыт Китая (многие исследователи считают Китай  родиной бюрократов) говорит о мощнейших негативных традициях в этой области. На протяжении веков китайская бюрократия являлась особой кастой в стране и главным «бенефициаром» общественных благ. Именно из-за нее  Китай долгое время оставался косной, «замороженной» в своем развитии страной. Именно она сыграла роковую роль в падении величия Китая в 18-19 веках, превращении когда-то мощного Серединного Государства  в полуколониальный, зависимый, полуоккупированный иностранными державами анклав.

Именно их беспрецедентное воровство и коррупция привела к развалу   армии и флота, доведении его до состояния, когда всего два  английских пехотных  батальона без особого труда  разбили всю императорскую армаду и дошли до Пекина. Дальше они просто не знали, что делать. Объявить Китай своей колонией английская королева не пожелала ( проблем с Индией было больше, чем достаточно), и Китай остался таким потешным государством, где  каждый прибывший считал возможным объявить свой дом и офис «экстерриториальным», вывесить свой собственный флаг и не подчиняться местным законам и правилам. До сих пор в Шанхае вы может пройтись по английским, французским, голландским кварталам (поселениям), посетить «немецкий» полуостров Шаньдун (пиво от немцев осталось очень даже хорошее), съездить в «русский» Харбин.

Да и после становления социалистического Китая роль бюрократии была чрезвычайно сильной. Статус кадрового работника (ганьбу) выделял человека из толпы, обеспечивал неплохой (по сравнению с другими) уровень жизни. Вот только при социализме, кроме привилегий в виде персональной машины, улучшенного пайка, да пары ведер с цементом для постройки сарая в своем родовом селе, взять было ничего нельзя. А с  приходом рыночной экономики, когда человек «на посту» может получить «курирование» целых отраслей промышленности , право распределять  государственные ресурсы и разрешения, открывается для «умных бюрократов» совсем иные перспективы.

Каково же было мое удивление, когда при общении с китайскими чиновниками я совершенно не ощутил даже намека на «особые» условия сотрудничества. Разрешения выдавались достаточно быстро, сотрудники налоговой инспекции оставались после работы, чтобы помочь бухгалтеру правильно оформить отчетную документацию, находя дополнительные возможности снижения «Sic!» налогооблагаемой базы. На таможне грузы проходили  без проволочек, сами сотрудники предлагали организовать подвоз импортных комплектующих в удобное время на производственную площадку. При этом не было никаких дополнительных условий. И все ради того, чтобы я оставил благодарственную запись в их журнале (или не оставил «неблагодарственную»).

Сами китайские бизнесмены и «капитаны производства» ведут себя в присутствии чиновников достаточно уверенно, конечно с подобающими церемониями, но без заискивания. Однажды мы попали на праздник города в пров. Аньхой. Нашей «иностранной делегацией» занимался  очень интеллигентный и расторопный человек. Он следил, чтобы не было проблем в гостинице, были хорошие места на гала-концерте.

Праздник, как и все подобные мероприятия, был посвящен привлечению инвестиций в этот город, расширению рынков сбыта   продукции местных предприятий. Главными с китайской стороны были владельцы производственных и торговых компаний. Наш «распорядитель» следил за количеством столов на приеме, всем ли все было достаточно, вовремя ли подносили свежие блюда, куда-то бегал по распоряжению директоров компаний У меня с ним наладились вполне дружеские отношения и  перед отъездом я попросил его визитную карточку (вдруг надо будет гостиницу заказать).

Представьте мое удивление, когда я прочитал название его должности и места работы. Он был «председателем партийного контроля городского комитета КПК». На мой удивленный взгляд ответил, что мероприятие помогает городу развивать бизнес, а задача партийных органов всячески этому способствовать, но не подменять. Вот он и нашел себе ответственное дело. Если не будет «бытовых накладок» в гостинице и на концерте, то и деловой климат улучшится.

Когда долго живешь и работаешь в Китае, практически не ощущаешь бюрократического фактора (конечно, по сравнению с нашей  страной). Словно местные бюрократы живут в другом, параллельном от бизнеса мире. На предприятии, где я работал, представители местных властей пришли только на открытие,  а больше мы их и не видели, если у нас самих не возникало желание обсудить что-либо.

Надо сказать, что такая «идиллия» достигнута не от особого рода китайских чиновников, сплошь всех честных и благородных.

Суровость китайского антикоррупционного законодательства , а особенно его практика, не оставляет сомнений, что именно в чиновничьем произволе китайское руководство видит самую серьезную угрозу экономического  развития. У китайского руководства нет сомнений КТО является источником коррупции и мздоимства. Для этого достаточно посмотреть на статистику «дел о взяточничестве и коррупции». Вы там с большим трудом найдете дела против «взяткодателей».

Абсолютно подавляющее количество дел направлено против «взяткополучателей». Китайцы считают, что нормальный человек в здравом уме и твердой памяти никогда просто так не отдаст свои деньги чиновнику. К этому его могут подтолкнуть только два обстоятельства:

1. Чиновник своими открытыми или скрытыми действиями создает условия (явно или неявно принуждает) для  дачи взятки в целях «решения вопросов» в области взаимоотношения предпринимателей с государственными органами.

2. Гражданин (предприниматель) уверен или у него есть для этого серьезные основания, что чиновник за деньги или другие ценности поспособствует ему в получении дополнительных преимуществ в бизнесе или другой  деятельности, связанной с извлечением доходов или уменьшением расходов

В любом случае, эту незаконную  «услугу» продает чиновник. Он первый «бенефициар» в коррупционных сделках. Если такого «предложения» на продажу государственных услуг нет, то и смысла давать деньги чиновнику не существует.

И надо отметить, что этот принцип борьбы с коррупцией работает неизмеримо эффективнее, чем пропагандируемый ныне у нас тезис «Не надо давать деньги, тогда чиновники не будут брать». Потому что «не дать деньги», когда чиновник тебя к этому принуждает (см. п.1) означает как минимум нанести серьезный удар по своему бизнесу, если вы его ведете в области ответственности этого чиновника. В большинстве случаев это ведет к потере бизнеса в силу  искусственной неконкурентоспособности, которую обязательно создаст вам этот «невознагражденный» чиновник.

Другим обстоятельством защиты бизнеса от произвола государства в Китае является принцип адекватной ответственности за причинение ущерба из-за неправомерных действий чиновников. Если к вам зашел кто-нибудь, например, из противопожарной службы, полиции, санэпидемнадзора  (все эти органы присутствуют в КНР) и вынес предписание, которое повлекло остановку производства, срыв поставок клиентам, а потом выяснилось, что действия чиновника были неправомерны, то государство возмещает вам ПОЛНЫЙ ущерб от этих действий своего чиновника, а затем взыскивает эти расходы с его семьи в широком смысле этого слова (благо семьи в Китае очень большие).

Все это распространяется в том числе и на таможню. При этом с чиновников никто не снимает ответственности за противопожарную безопасность, санитарный контроль и другие функции. Приход проверяющих на предприятие в Китае практически никак не влияет на работу предприятия.

Чиновнику лучше самому сбегать купить противопожарное ведро, насыпать ящик песка , попросить у «лаобаня» (владельца бизнеса) разрешения на покупку лопаты и топора и лично  оформить противопожарный стенд, если он считает, что надо усилить меры борьбы с возможными возгораниями.

Может это несколько утрировано, но «жизнь» именно так заставляет действовать китайского чиновника. Система показателей работы государственного аппарата в Китае, оценка эффективности самих чиновников, жестко связана с показателями экономического роста, уровня привлечения инвестиций, объема экспорта и т.д. Можно на многое «не обращать внимание», но экономические показатели являются безусловным «мерилом» их работы и перспектив на будущее.

Любое уменьшение объема выпускаемой продукции, снижение экспортного потенциала, сокращение количества предприятий  является реальной  головной  болью всех китайских чиновников, в том числе и в силовых ведомствах. А вот значимых поощрений за количество выписанных штрафов, дополнительный сбор налогов и других подобных «показателей» не предусмотрено.

Если есть хоть небольшой намек или сведения, что в проблемах предприятия прямо или косвенно «замешаны» сами чиновники, то  отставка практически неминуема.

А китайскому чиновнику есть, что терять. Конечно, яхт с виллами он не заработает (а если захочет столько заработать, то не доживет до их обладания), но приличный уровень жизни, неплохое социальное обеспечение (включая квартиру), достойную пенсию по-старости, бесплатное образование детям (в Китае это очень много значит) и хорошее медицинское обслуживание он вполне может получить. Плюс несомненное уважение общества . В Китае издревле уважали чиновников, как людей «ученых»...

Вот таким образом из фактора негативного для рыночных отношений чиновники в Китае превратились в фактор способствующий экономическому росту.

Урок 3

Создание прозрачной (честной) конкурентной среды

После выполнения первых двух условий,  поддержание конкурентной среды, является важнейшим фактором   позитивного экономического роста. Без нее немыслимо никакое успешное развитие.

Здесь надо немного остановиться на самом понятии «конкуренция», чтобы избежать его неправильного толкования.

Конкуренция - неотъемлемая часть любого развития как социально-экономического, так и биологического. Ее невозможно уничтожить (если только вместе с жизнью на Земле). Но она может носить, в зависимости от условий, несколько разную направленность.

При жестком иерархическом строении общества, где успех людей, по большому счету, зависит не от их способности что-либо создавать или производить лучше других, а от их положения в иерархии,  конкуренция тоже присутствует, но имеет совершенно иную основу. Люди конкурируют за место в иерархии, за свой статус и озабочены его удержанием. Это также ведет к отбору «лучших», но не с точки зрения «полезности» для развития экономического роста.

Подобные государства и целые империи могли существовать тысячелетиями, там появлялись выдающиеся царедворцы, гениальные полководцы, закручивались захватывающие сюжеты интриг... Но посетив, например, период зарождения Римской Империи, а потом переносясь в  эпоху ее заката, вы бы не сильно заметили экономический прогресс ни в средствах производства, ни в его способах. Все та же коса , мотыга и тяжелый ручной труд.

Конечно, специалист по этому периоду со мной поспорит. Но это будет касаться совсем несущественных деталей, особенно с учетом тысячелетия...

Такая же «иерархическая конкуренция» наблюдалась очень долгое время и в Поднебесной. Взлеты человеческой мысли в виде изобретения пороха и бумаги реализовывались в фейерверки дворцовых праздников и горы бюрократической переписки.

Современному Китаю воспроизводство такой «конкуренции» было совершенно не нужно. Их цель - мощный  экономический рост, где требуется совершенно иная  среда, которая подразумевает соревнование  в эффективности производства, снижении затрат, инновационных подходах. Назовем ее для отличия «позитивной конкуренцией».

И создать такую среду  надо было  в рамках авторитарной модели управления.

Даже для небольших стран тяжело преодолеть  присущее любому авторитаризму такое свойство как использование административного ресурса в борьбе с экономическими конкурентами. Президенту Сингапура Ли Куан Ю пришлось в свое время пресечь коррупционную деятельность своих ближайших соратников по реформе. А размеры (проблемы) Сингапура и континентального Китая просто несопоставимы.

Поэтому на реализацию условий позитивной конкуренции  Китай мобилизовал серьезные ресурсы. В первую очередь  была отвергнута мысль «самим создать юридическую базу новых экономических отношений». Законодательство в этой области было практически целиком взято у западных стран, которое прошло проверку временем и доказало свою эффективность и прозрачность. Это позволило Китаю избежать многих «ошибок некомпетентности» в этом деле в  связи отсутствием собственных специалистов и исторического опыта, а также предотвратить преднамеренные  ловушки «особо умных» чиновников для реализации своих административных преимуществ

Также была полностью пересмотрена система бухгалтерской отчетности. За основу был взят американский стандарт US GAAP. В Китае с некоторыми несущественными поправками он называется China GAAP.

Все это позволило очень быстро создать в Китае юридическую среду для предприятий и других хозяйствующих субъектов сопоставимую по своей эффективности с подобной средой в развитых странах. Что само по себе снижало угрозу применения внеэкономических методов конкуренции.

Партийным и государственным органом были поставлены конкретные задачи по «уровню конкуренции». Если где-нибудь намечалась тенденция к сокращению конкурентного поля в  угоду ассоциированным компаниям, то чиновники могли понести суровое наказание. Здесь, даже не стоит вопрос по компаниям, где работают родственники (а в Китае в круг «родственников» попадает гораздо большее количество людей, чем у нас).

Мэру Пекина привлечение к работам компании, где владельцем был его шурин,  стоило не только свободы, но и жизни. И было даже не принято во внимание, что «родственник» сделал свою работу экономнее и качественнее, чем другие подрядчики.

Но наиболее ярким результатом «борьбы за честную конкуренцию» является наличие  широкого конкурентного предложения по схожим товарам и услугам, многочисленных «историй успеха» владельцев производственного бизнеса, которые достигли своего положение больше благодаря своей рыночной конкурентоспособности, а не связям. Это серьезно мотивирует молодое поколение на стремление к знаниям, которые помогут и им самим достичь успеха «своей головой». И они видят, что прорыв в создании требуемого рынком товара может принести богатство и почет в обществе. И что никто не отберет твой успех: ни рэкетир, ни чиновник, ни оба вместе.

*********

В одной статье невозможно затронуть все аспекты, плюсы и минусы китайских реформ. Конечно, присутствуют там в определенной степени и проблемы с коррупцией, и с родственными связями.. Как говорится ничего человеческое им не чуждо. Но все это находится на достаточно контролируемом уровне и отличается от   нашей ситуации как драка в районом ресторане от полномасштабной гражданской войны.

У Китая длинная и непростая (как и у всех стран) История. Со своими взлетами и падениями. Но китайцы сумели извлечь из нее правильные уроки, преодолели свой национальный эгоизм,  сконцентрировали свои усилия на позитивном экономическом развитии, в основе которого лежит общечеловеческий опыт.

Их путь, приверженность выбранным  принципам,  привел страну к несомненному успеху и процветанию (если учесть, что БЫЛО всего три десятка лет назад).

Можно много спорить о «китайском подходе». Находить в нем  сильны и слабые стороны. Несомненно одно - Китай вытащил себя из омута феодальных отношений и соответствующей им неэффективной экономики. И сделал он это полностью в рамках общечеловеческого опыта, хотя и не без некоторой «китайской специфики».

Может быть и нам пойдут на пользу эти «уроки китайского», или мы снова и снова будем повторять  как заклинание - «Никаких аналогий!», отгружая миру сырую нефть, природный газ и металлические чушки..

Владимир Невейкин
Москва-Пекин-Гонконг-Тайбэй               
Previous post Next post
Up