Мифотворчеством в Архангельске начали заниматься давным-давно, так что строителям «беседки Грина» и Владимиру Станулевичу с его «домом Бажениных», в котором якобы бывал Петр Первый, есть у кого учиться.
29 апреля 1920 года в газете «Известия Архангельского Губернского Ревкома и Архгубкома Р. К. П.» была напечатана заметка «Похороны жертв белого террора». Видимо, редакции показалось мало дать короткое сообщение о похоронах. Упоминания о том, что те, кого будут хоронить, пали «от рук белых палачей» тоже показалось недостаточно. В «академиях» большинство пришедших к власти в Архангельске в 1920 году, не обучалось, но основы манипулирования людьми уже изучили на практике, поэтому в газете был напечатан и протокол осмотра эксгумированных трупов. Вроде бы, не забудем, как говорится, и не простим, и дыхание учащается, и кулаки сами собой сжимаются, и хочется выше поднять красное знамя борьбы и труда… Если бы не одно «но». Не только профсоюз пожарных, но и весь Архангельск прекрасно знал, за что «белые палачи» казнили двух «товарищей пожарных», но пришли иные времена, и если новая власть занялась мифотворчеством, то говорить: «Всё было не так!» желающих не было.
Зверское убийство.
На днях на Экономии была замечена пропажа двух магнето из гаража пожарной команды. Вскоре были уличены и похитители, двое пожарных солдат Вячеслав Стрижко и Тимофей Белянский, у которых и были найдены похищенные магнето.
27 ноября от начальника Архангельской пожарной команды В. Н. Иванова в бюро уголовного розыска поступило заявление о том, что днем 27 ноября начальник Экономской пожарной команды Дм. Мих. Сдобников отправился с Экономии в город с двумя пожарными - Стрижко и Белянским, которых был намерен доставить в распоряжение начальника бригады, как уличенных в краже магнето. Однако, прошло два дня, но ни начальник пожарной команды, ни пожарные не явились в город и не возвратились обратно. Со стороны начальника бригады г. Иванова явилось подозрение, что начальник пожарной команды Экономии по пути убит пожарными, которые после совершения преступления скрылись.
Немедленно после заявления были посланы в поиски пропавших по полотну жел. дороги чины милиции, которые и нашли между заводами Амосова и Кыркалова в пяти саженях от пути ж. д. труп начальника пожарной команды с зияющей раной в затылке. 1 декабря Сдобников был похоронен на Кузнечевском кладбище.
Поиски пожарных производятся.
«Северное утро», 2 декабря (19 ноября) 1919 г.