Новое «открытие» архангельских мифотворцев

May 20, 2020 12:29



Густо пошли мифотворцы! Что там «беседка Грина», в которой писателя никто не видел, кроме юной Ксении Минейко, да и та удачно «вспомнила» о ней как раз к 100-летнему юбилею Грина. Беседка-то в 1912 году стояла на берегу Двины? Стояла. Мог Грин хотя бы один раз посидеть в ней? Конечно, мог. А раз мог, то вот вам «беседка Грина». Владимир Станулевич восторженно выковывает еще один миф - о том, что в деревне Вавчуга сохранился дом братьев Бажениных, в котором бывал Петр Первый. Отличие этого дома от «беседки Грина» в том, что Петр даже теоретически не мог бывать в нем.



Фотография Владимира Станулевича отсюда https://regnum.ru/news/society/2934817.html

«Дом принадлежал купцам Осипу и Федору Бажениным, основателям верфи и пильной мельницы на берегу Северной Двины. <…> В Вавчуге, в гостях у братьев бывал Петр Первый. У дома лежит наковальня, на которой, по легенде, работал сам царь».

«По легенде» - любимая присказка наших мифотворцев. Еще можно писать «Считается…». Да, Петр был в Вавчуге в 1702 году, но не в этом доме. Этого дома в XVIII веке вообще не было. В XIX веке его тоже не было, и не только потому, что такой тип домов не мог появиться ранее конца XIX - начала ХХ века. Однажды мастер, всю жизнь рубивший дома, бани и дачи, сказал мне, что в деревянном доме можно жить не более ста лет. Я тогда удивился, т. к. считал, что главное для сохранности дома - крыша, и если крыша не течет, то дом простоит и двести, и триста лет.
- Нет, - сказал мастер: - В доме моют полы, и вода понемногу проникает в щели между половицами. Кроме того, если в доме двойные рамы - образуется конденсат. Так потихоньку-полегоньку дом и приходит в негодность.

Дома в музеях деревянного зодчества (Кижи и Малые Корелы), на которые часто ссылаются в интернете, дескать, вот доказательство того, что деревянные дома могут простоять двести лет, на самом деле не дома. Это музейные экспонаты, в которых никто не живет, и в них после реставраций почти не осталось старых бревен. Домик Петра Первого в Коломенском, срубленный для намечавшегося, но так и не состоявшегося визита Петра в Архангельск, тоже не оригинал, т. к. до перевозки домика в Москву сгнившие бревна меняли не менее трех раз, а сколько раз их меняли уже в Москве и какими составами обрабатывали бревна, я не знаю.

Дом в Вавчуге, в отличие от домика Петра в Коломенском, выглядит, конечно, не как огурчик, но смотрится бодрячком, и построен он был, скорее всего, перед Первой мировой войной, или позднее, во время НЭПа, во второй половине двадцатых годов, когда у народа еще были деньги, и не перевелись мастера-строители. Специалист мог бы сказать точнее, но Станулевич считает, что специалисты ему не нужны.

«В 2016 году журналист Александр Липницкий, писатель Виктор Толкачев и представитель фонда сохранения исторического наследия «Император» осмотрели здание. Его крыша текла, окна были выбиты, двери - сорваны. Общественники обратились к тогдашнему губернатору области Игорю Орлову о необходимости спасти исторический дом».

Действительно, зачем специалистам, которые могут определить возраст дома, осматривать его, если есть журналист, писатель и «представитель фонда»? Интересно, если у «представителя фонда» начнутся боли в животе, он пойдет к врачу, или в соседний подъезд, к бывшей журналистке, ныне пенсионерке, бабе Наде, которая от болей в животе лечит мазью из муравьиных яиц?

А в обращении к тогдашнему губернатору «общественники» тоже ссылались на то, что в этом доме бывал Петр Первый? Эх, через столько рук прошло это письмо, и почему никто не догадался сфотографировать его и выложить в интернет?

Как я понимаю, в областном архиве «общественники» не работали. Действительно, зачем? Вдруг найдется документ, в котором будет написано, что дом был построен в 1926-1927 гг. Разве на такой дом дадут двадцать миллионов?

Как называется фонд исторического наследия, который возглавляет Станулевич? «Император»? Этому фонду больше подошло бы название «Общество взволнованных неучей».

Архангельские мифотворцы (Станулевич)

Previous post Next post
Up