В эпоху Николая II при всех военных училищах были созданы Общества взаимопомощи бывших выпускников. Целью их было оказание помощи бедствующим по каким-либо причинам выпускникам училищ или семьям погибших. Существовали подобные общества за счёт пожертвований и благотворительной деятельности, которой они занимались.
При выпуске в офицеры, наиболее успешно окончившие курс, юнкера Александровского военного училища ежегодно награждались премиями Энельгома, Воейкова, Ушакова, Шильдбаха, Офросимова от 100 до 200 рублей каждому.
Кроме этого были приняты меры к обеспечению быта нуждающихся александровцев. Так, в Приказе по Военному Ведомству № 498 от 1909 года, с целью связать братскими узами всех питомцев училища, был образован специальный фонд для учреждение стипендий, предназначенных для воспитания детей александровцев в кадетских корпусах.
Зал роты Его Величества.
Также, для бывших воспитанников училища был учреждён особый знак, представляющий из себя белый круглый щит с четырьмя эмалевыми выступами с изображением кадетского герба. В середине знака был изображён пеликан - эмблема Александринского сиротского кадетского корпуса с обозначением юбилейных годов 1830 - 1851 - 1863. Нагрудный знак был Высочайше утвержден 21.10.1909 г. Существовало не мало разновидностей знака до октябрьского переворота и на период Временного правительства.
1. На период с 1909 г по 1917 г. Серебро. Мастерская "К. Бокъ" СПб.
2. На период Временного правительства. 1917 г. На вензеле ЕИВ Александра II отсутствует цифра "II". Центральный медальон - упрощен.
3. На период Временного правительства. 1917 г. Вместо вензелей царствующих особ - дата выпуска.
4. На период Временного правительства. 1917 г. Самый "бюджетный" вариант знака.
Кроме нагрудного знака у александровцев было великое множество жетонов от Высочайше утвержденных до памятных и призовых.
Памятные, юбилейные и наградные жетоны Александровского военного училища.
Юбилейный жетон, посвященный 100-летию Отечественной войны 1812 года. На жетоне изображен галльский петух - символ Франции.
Жетон-приз за состязательную стрельбу.
Жетон в виде погончика старшего портупей-юнкера роты Его Величества с совмещенными вензелями Императоров Александра II (алого цвета) и золотого накладного Николая II (присвоен приказами по Военному ведомству № 321 и № 343 за 1897 г), на оборотной стороне погон подпоручика гвардии с датой 6 августа - праздник Преображения Господня: в этот день во всех военных училищах происходило производство юнкеров в офицеры.
Памятный жетон с погоном юнкера Александровского ВУ.
Фрачный (уменьшенный) нагрудный знак выпускника Александровского ВУ. Подобные знаки носили на лацканах штатской одежды, а так же были весьма популярны у жен выпускников училища.
Форма одежды.
С каким удовольствием и нескрываемой гордостью описывает Куприн обмундирование юнкеров-александровцев при выходе в отпуск: «Мундиры с золотыми галунами, заботливо стянутые в талии, погоны с красным вензелем на белом поле, туго опоясанные широким кушаком, на котором перекрещивались две гренадерские гранаты. На левом боку кушака прикреплялся штык в кожаном футляре… Этот выходной костюм довершался летом - бескозыркой с красным околышем и кокардой, зимою - каракулевой низкой шапкой с золотым (медным) начищенным орлом… И тот и другой головной убор бывал лихо и вызывающе сдвинут на правый бок. Широкие черные штаны, по моде, заимствованные у императорских стрелков, надевались с широким напуском и низко заправлялись в собственные шикарные сапоги французского или русского лака, стоившие не дешево… Зато белые замшевые перчатки были обязательны и недороги…»
Мундир юнкеров Александровского военного училища был из тёмно-зелёного неворсованного сукна, двубортный, на крючках, сшитый по образцу мундиров для солдат армейской пехоты с пришивной юбкой и пригонкой по талии, как у офицерских мундиров с тремя складками сзади, но без разреза по середине. На воротнике алые суконные клапаны. На клапанах и обшлагах петлицы из широкой белой тесьмы с цветным просветом. По верхнему краю обшлагов и воротника нашит золотой армейский галун. В 1880-х гг. тёмно-зелёный цвет обмундирования был фактически чёрным.
Вицмундир был такого же покроя, но без галунов и петлиц. Погоны были также без галуна.
Шаровары также были из тёмно-зелёного сукна, без выпушек. Они были заимствованы у императорских стрелков, надевались с широким напуском и низко заправлялись в собственные сапоги французского или русского лака.
Шинель была серого сукна, без пуговиц по борту. На воротнике алые клапаны с тёмно-зелёной выпушкой и одной мундирной пуговицей на каждом. В холодную погоду к шинели полагался башлык из верблюжьего сукна рыжего цвета.
Первоначально головным убором юнкеров была шапка-кепи образца 1862 года. Шапка была чёрного сукна, с красным кантом по верху, и красным околышем без выпушки с подбородным ремнём по образцу армейских войск. Позднее её сменила фуражка. Фуражка-бескозырка носилась весной, летом и осенью при всех видах формы. Тулья фуражки была тёмно-зелёного сукна с алой выпушкой. Околыш алый суконный без выпушек. У фельдфебелей фуражка была с козырьком. Круглая, с чёрным барашковым околышем и чёрным суконным дном без расшивки шапка носилась зимой, а также при парадной и выходной форме.
Юнкера-александровцы - слева юнкер роты ЕИВ.
В 1909-1910 гг. все военные училища получили те или иные виды киверов, тем более, что по статусу юнкера были приближены к элите русской армии - Императорской гвардии. Пехотные кивера были некрасивые и заслуженно назывались юнкерами «самоварами». Всю переднюю часть кивера занимала медная пластина с двуглавым орлом на фоне лучей. Медная чешуя прикреплялась медными запонками, концы которых проходили вовнутрь кивера и там загибались. По бокам висели темляки, а сверху, над эмблемой, вставлялся султан, маленький, в виде темляка, спереди которого, прикреплялась обыкновенная солдатская жестяная кокарда. Верх и бока кивера были из чёрной лакированной клеенки.
Кивера юнкерам были назначены по образу и подобию киверов для нижних чинов гвардейской пехоты. Поправлю автора статьи: темляки на киверах не носились - их крепили к саблям и шашкам. На киверах к боковым пуговицам сзади крепились кутасы с кистями (кутасы изготавливались из скрученных х.б. нитей). Юнкера носили унтерофицерские кокарды, который чуть больше по размеру, чем у нижних чинов, которые крепились к султану (помпону).
Погоны юнкеров-александровцев были белые суконные с вензелем Александра II, печатанным по трафарету красной масляной краской, подбиты мундирным сукном и обшиты узким золотым армейским галуном. У фельдфебелей поперёк погона шла широкая золотая галунная нашивка. У портупей-юнкеров нашивки из белой тесьмы с алым просветом. Погоны пристёгивались латунными пуговицами с изображением короны.
Мундир юнкеров подпоясывался чёрным кожаным ремнём с бляхой из жёлтой меди, на которой было выбито изображение пылающей гренады. У фельдфебелей вместо ремня одевался белый нитяной кушак.
С левой стороны, на ремне юнкера носили штык в чёрных кожаных ножнах. У фельдфебелей вместо штыка - шашка на плечевой портупее коричневой кожи. К шашке полагался офицерский темляк. В строю, когда юнкера с пехотными винтовками «Бердан № 2», фельдфебели носят на правом боку револьвер «Смит-Вессон» III образца в кобуре, с белым шейным шнурком, рукоятью вперёд.
Продолжение следует...