От vadim_tarot_am: Это перевод статьи Амелии Хилл опубликованной в The Guardian (перевел мой сын, я слегка отредактировал). Тема Landmark Forum меня очень заинтересовала. Далее сама статья:
Я думала что это промывка мозгов. Как я ошибалась…
Организаторы утверждают, что курсы Landmark Forum посвящены саморазвитию, но их обвиняют в том, что они эксплуатируют наивных людей, и даже называют систему сектой. Другие говорят, что курсы кардинальным образом изменили их жизнь. Так что же все-таки такое Landmark Forum и как он работает? Журналист Амелия Хилл решила узнать - и ее открытия на курсах, а также в отношении себя самой, удивят вас
Я не из тех кто "прозревает". Я не делаю прыжков в неизвестность, не испытываю меняющих жизнь осознаний и уж тем более никогда у меня не было ничего и близко похожего на "прорыв".
Я не читала книжек по саморазвитию и у меня аллергия на "внетелесные путешествия". От медитации меня клонит в сон, а уж когда я несколько раз пробовала йогу, я уходила с занятий с необъяснимым чувством ярости.
И, самое главное, чего я обычно не делала, так это не выходила к микрофону в зале, где сидят 200 человек, которые открыто обсуждают доверительное общение, любовь, личную жизнь, чтобы попросить прощения за свои ошибки. Но, как оказалось во вторник, я и на это способна.
Как это произошло? Я записалась на курсы которые проводит организация Landmark Education, чтобы изучить слухи о занятиях, которые превращают умных профессионалов, в основном представителей среднего класса, в странных роботоподобных существ.
По слухам, участники этих курсов теряли все свои стандартные модели поведения, и начинали посреди ночи обзванивать близких, чтобы обсудить с ними давно забытые конфликты и осыпать голову пеплом за все реальные и надуманные изъяны своего характера.
Что и говорить, в Интернете утверждения были и похлеще. С момента ее создания в 1991 году, компанию Landmark Education обзывали и сектой, и промывкой мозгов и маркетинговым "лохотроном", созданным неким аферистом, чтобы "избавить" легковерных людей от лишних сбережений.
Сама фирма отвергает эти обвинения. Компании Landmark не достаточно того, что они преобразовывают жизни участников курсов, они идут дальше и обещают открыть им смысл человеческой жизни и гарантируют такое будущее, которое сами участники не могут и представить.
Я решила пойти на риск и потратить 275 фунтов стерлингов и 39 часов моей жизни. Надо сказать, что в моем сознании уже вырисовывалась статья об обществе дошедшем до такого социального кризиса, что даже представители образованной элиты готовы выбрасывать деньги на абстрактные и нереальные обещания.
С другой стороны, за последние два года, спрос на услуги компании Landmark колоссально вырос. В то время как большинство фирм рады шестипроцентному росту числа клиентов , компания Landmark в 100 городах и 21-й стране мира увеличивает количество участников на 10 процентов в год.
В одном только прошлом году, более 125,000 человек прошли курсы Landmark. В 2001 году, доходы компании составили 56 миллионов долларов, несмотря на то, что ее штаб-квартира в Нью-Йорке была уничтожена во время терактов 11 сентября.
Интересно, что именно в скептической Великобритании компании удается набрать более 1,050 участников в месяц, из которых 80 процентов потом участвуют и в других курсах которые проводит Landmark.
От расспросов среди выпускников курсов пользы не было никакой - они с радостью лепетали о "преобразованиях" и "прорывах", "реализациях" и "возможностях" но толком объяснить, как достигаются эти результаты объяснить они не могли. Видимо, чтобы разобраться что к чему, мне нужно было пройти курсы самой. Именно при таких обстоятельствах, я притворилась менеджером по персоналу в финансовой индустрии и записалась на курсы.
В пятницу утром, с легким чувством тревоги я заняла свое место в светлой аудитории Landmark Education, арендованной ею в северной части Лондона. Впереди меня ждали три дня лекций по 15 часов каждый - формат явно нацеленный на то, чтобы вызвать у участников эффект легкой пытки бессонницей. С другой стороны, мне гарантировали что к понедельнику, я испытаю "преобразование".
Нас усадили рядами. На сцене 53-летний Джерри Бейден уселся в складное парусиновое кресло и поблескивает на нас темными глазами. Перед ним 160 участников курсов в возрасте от 18 до 84 лет, большинству от 30 до 40. Женщин и мужчин примерно поровну, все расы и этничности представлены адекватно.
Этажом ниже, 100 выпускников курсов Forum проходят Углубленный Курс стоящий 495 фунтов стерлингов. На следующем этаже, другая сотня участвует в Программе Лидерства и Самовыражения (90 фунтов стерлингов). Здание практически вибрирует от грядущих "преобразований".
Люди в зале явно нервничают - теребят волосы, ерзают на стульях и бросают быстрые взгляды на соседей: у всех явно на уме один и тот же вопрос "на что я записался?"
Джерри делает одно грандиозное утверждение за другим - образование Landmark настолько мощно, что если его правильно использовать можно достигнуть мира на Земле. Он вспоминает рукопожатие между Арафатом и Рабином в Белом Доме - это, якобы, тоже был момент Landmark. Неужели? Наши брови едва успевают подняться, чтобы выразить сомнение, а Джерри уже ушел вперед.
Мир миром, а эти курсы преобразуют вашу жизнь, говорит Джерри. Преобразование случится с каждым, но не одновременно: как попкорн на сковородке - каждый лопается когда готов.
"Но ведь не все зерна лопаются," думаю я, в панике понимая, что именно я и буду тем самым темным зернышком прячущемся на дне сковороды.
Джерри спешит вперед. Чтобы "лопнуть" мы должны быть открыты для коучинга. Он подчеркивает, что мы ни в коем случае не должны вести себя как "наблюдатели" - слово которое вводит мне в состояние ужаса. Мне кажется что говоря это он смотрит прямо на меня. Я быстро прячу блокнот под стул и сажусь прямо.
У курсов свои правила. Важно приходить вовремя, уходить в туалет посреди курса не рекомендуется: пропусти минуту и твое преобразование уже под вопросом. Курсы разбиты на уроки длиной 3-4 часа. Во время коротких перерывов у нас будет домашнее задание. В течение дня будет один перерыв на ужин и в конце дня нам выдадут дополнительное домашнее задание. Записывать происходящее, принимать несанкционированные лекарства или спиртное запрещается, и мы должны открыть наше сознание для новой информации.
Возможно нас успокаивают, чтобы ввести в состояние доверчивой наивности? Мы нервно обсуждаем это в углу на первом перерыве. Может нами манипулируют? Небось с этого и начинается промывка мозгов! Перешептываясь таким образом, мы все время оглядываемся, чтобы понять следит за нами кто-нибудь или нет. Кажется, тот факт, что все мы беспокоимся об одном и том же нас немного успокаивает, и мы потихоньку расслабляемся. Мы начинаем чувствовать ответственность друг за друга и формировать сообщество.
В течение следующих трех дней нам представляют смесь философии, психологии и теологии, подкрепляемую цитатами из книг, пьес и подробным описанием сценария фильма «Гражданин Кейн», включая концовку. Теории, которые нам предлагают, взяты понемногу из экзистенциальной философии и психологии мотивации. Также они включают аспекты психокибернетики Максуэлла Мольца, Дзен Буддизма, учений Алана Ваттса и Фрейда. Присутствуют и элементы индуизма, работ Абрахама Маслоу, Дейла Карнеги, Нормана Винсента Пила и П. Т. Барнума.
Нас поощряют делиться и, наученные американскими ток-шоу как нужно использовать комбинацию микрофона и невроза, участники рвутся к микрофону, чтобы Джерри разбил в пух и прах их сказки про то, как им "недодали" родители, общество, и про их духовные мучения. Процесс полезный, но ничего нового я тут не вижу и момент моего "лопанья" не приблизился ни на шаг. Мы сидим на одних и тех же твердых стульях уже 13-ый час. Скучно и ноет спина.
Нас отпустят только через два часа и к тому времени последняя электричка уже давно уйдет. Я начинаю раздражаться. Если в начале я и была открыта к коучингу, сейчас я совершенно не готова к изменениям.
На следующее утро, мы опять рассаживаемся по местам. В моем ряду все часами делали домашнее задание. Я же расслабилась почитав Вудхауза и пожаловалась своему парню на курс. Меня начинают мучать угрызения совести.
День начинается неприятно. Мы еще не успели рассесться, а Джерри уже кричит на нас "Вы омерзительны. Просто омерзительны. Все ваше поведение основывается на желании хорошо выглядеть - вы лжецы, вруны и подделки".
"Вы омерзительны," продолжает он. "Вы просто пока не поняли насколько вы омерзительны." Театральная пауза. "Но сейчас вы это поймете." По времени все идеально подобрано - мы только продрали глаза и уже внимаем каждому слову.
Сегодня утром он "заставит наши упрямые сознания увидеть насколько мы противные и жестокие". Он кричит, издевается и не дает нам вставить ни слова. Он обзывает нас лгунами и высмеивает наши рассказы про нашу жизнь.
Это почти невыносимо. Меня бесит как он гарцует по сцене и рассматривает нас, разглаживая брюки и волосы. Его самоуверенность нестерпима и его убеждение что он лучше нас знает, что нам нужно, выводит меня из себя. Но, постепенно, я вынуждена признать что, возможно, он все-таки прав.
Одного за другим, Джерри разносит тех кто подходит к микрофону, чтобы пожаловаться на тяжелую, трудную, несправедливую жизнь. Он толкает их вперед через злость, слезы и нежелание признать факты пока они не оказываются лицом к лицу с собственными иллюзиями, ложью и выдумками.
Джерри знает что победил. Теперь когда мы как пластилин у него в руках, он делает шокирующее весь зал объявление. Пришло время исправить все неудачные отношения в нашей жизни. Это время - прямо сейчас. Впереди перерыв и пришла пора сделать этот звонок.
Он просит поднять руки тех кто будет звонить. Десяток рук поднимается. Для Джерри этого мало. Он рекомендует нам начать разговор словами "Я думал что ты неправ потому, что...", "Я обижался на…" или "Я сожалею о том, что…".
В воздух поднимаются новые руки и Джерри продолжает. Как бы мы не начали разговор, завершить его надо четким и односторонним признанием: "Я тебя люблю". Несколько рук опускается.
К обеду, давление сделать звонок насколько сильно что люди набирают номера спускаясь по лестнице. В коридорах идут интимные разговоры, и жесткие чувства обиды и боли преобразовываются в примирение несколькими предложениями.
Сама я не звоню, мне кажется, что мне некому звонить, но я вижу насколько остальные храбры и сильны, когда они проводят эти разговоры. Я начинаю сомневаться, это я такая здоровая или просто очень хорошо делаю вид? Вероятность последнего начинает расти в моем сознании.
Landmark обвиняют в том, что это секта но я ничего подобного не видела. Вместо того, чтобы пытаться отделить нас от наших семей и друзей, нам, наоборот, говорят, что нет отношений которые нельзя восстановить, нет любви которую нельзя разжечь заново.
Девушка жалуется, что она не чувствует близости с матерью. Она понимает, что так и не оправилась от образа мамы, которая пыталась растить семью в сложной ситуации.
"Ты боялась матери когда тебе было четыре года и с тех пор ты носишь эту испуганную девочку в себе," говорит ей Джерри. В тот же день, девушка звонит маме.
"Я даже не понимала, что я это делаю потому что настолько привыкла к этому чувству," говорит она на следующий день. "Только сейчас, когда я перестала ее бояться, я понимаю насколько сильно это влияло на наши отношения."
На третий день, похоже что до всех кроме меня уже дошло. Мужчина который обзвонил весь свой список контактов делится своим счастьем с парнем который только что поговорил с каждой женщиной с которой он переспал.
Люди жаждут возможности обратить свою вновь обретенную уверенность в себе на реальный мир. Всюду строятся планы, восстанавливаются карьеры и обновляются жизни.
Я бы и рада во всем этом участвовать но кроме пары-тройки полезных идей для повседневной жизни, я чужая на этом празднике жизни. В конце концов, я понимаю, что я нарушила обещание быть открытой к коучингу. Я решаю прекратить бесконечно анализировать всех и вся и просто довериться Джерри. Эта идея мне самой кажется нереальной - ведь обычно я себя так не веду!
Как тайный наблюдатель, я считаю, что не имею права выйти к микрофону, но на следующем перерыве я подхожу к Джерри и прошу его объяснить как восстановить отношения которые из крепких вдруг стали сложными.
"Мы считаем, что другие неправы, чтобы сделать себя правыми, и ты обожаешь быть правой, не так ли?" говорит он мне. Я не вижу никакого смысла в сказанном. Я просто не понимаю. Джерри говорит со мной как с маленьким ребенком. Отрезвленная, я принимаю его снисходительный тон - мне становится очевидно, что его слова изменят не только мой подход к этим конкретным отношениям но и к любым отношениям в принципе.
Мне сложно, но до меня постепенно начинает доходить его мысль. Если подруга не считала свои действия неправильными, значит есть как минимум две версии ее намерений. Если есть две, их может быть и десятки. Таким образом, если нет абсолютной правды, то мое мнение о намерениях другого человека говорит больше обо мне, а не о нем.
Я чувствую покалывание в ногах. Наконец дошло и до меня - я лопнула! Пришло время звонить подруге.
"Просто скажи ей, что ты ее любишь," заключает Джерри. Я не хочу чтобы Джерри уходил. Я хочу чтобы он оставался со мной вечно и советовал мне. "Разве это не единственное что ты знаешь наверняка? Просто скажи ей то единственное, про что ты точно знаешь, что это правда - что ты ее любишь." Я так и делаю. Это легко, на удивление легко. Один звонок - и дружба восстановлена. Она говорит мне что тоже меня любит. У меня из глаз льются слезы и я счастлива.
Два дня спустя, после робкой вылазки в реальный мир, мы обсуждаем наш опыт с другими участниками. Все с кем я говорю считают, что их жизнь стала лучше после курсов.
Нас приглашают выйти к микрофону и поделиться впечатлениями. Дуг Такер, 35-летний продавец джакузи из города Стратфорд на Эйвоне резюмирует лучше всех. Громадный парень, под два метра ростом, с бритой головой и огромными бицепсами на которых вытатуированы рычащий бульдог и флаг Англии, Даг явно не типичный представитель среднего класса которых якобы привлекают эти курсы.
"Если бы до курсов кто-нибудь бы мне сказал, что я буду в одном зале с толпой людей которые хлопают и признаются друг другу в любви - я бы ему точно врезал," говорит он. "И если бы кто-нибудь мне сказал, что я пойму про себя то, что я понял за последние несколько дней, я бы рассмеялся ему в лицо."
"Эти курсы сделали меня другим. И самое смешное - я даже не знал, что мне это доступно," улыбается Даг. Курсы Landmark Forum - не волшебство. Это не страшно и не опасно. Более того, это очевидные вещи, которые преподаются в крайне интенсивной обстановке.
Именно эта интенсивность и позволяет достичь таких результатов. Сколько бы раз нам не говорили эти очевидные вещи наши близкие, мы были слишком погружены в повседневную жизнь и слишком ограждены нашими механизмами самозащиты чтобы их услышать.
Landmark создает возможность на три дня уйти от нашей обыденной жизни и попробовать на себе новые точки зрения и модели поведения.
Я не знаю удастся ли мне применить все уроки курсов Forum в будущем - надеюсь что да. Я просто доверюсь Джерри который пообещал нам, что это как научиться кататься на велосипеде - хоть мы и падаем время от времени, разучиться невозможно.