С другим моим коллегой Андреем, с которым два года назад мы ездили в Новый Уренгой и Махачкалу, сегодня мы едем в Новгород. «Ласточка» с Московского вокзала должна нас доставить туда за 3 часа. На вокзале нас ждет сюрприз: билеты на «Ласточку» продаются по паспорту, и автомат требует ввода всех данных, а потом отказывает в выдаче билета, потому что до отхода поезда остается менее получаса. Приходится покупать билеты в кассе, благо что находится одна свободная. В итоге успеваем занять свои места. Важно не перепутать вагоны, так как поезд будут расцеплять, и одна из половин пойдет в Бологое.
В электричке не слишком удобные сиденья, так что за три часа затекает спина, и спать неудобно. Есть туалеты, но их всего два на пять вагонов. Явно поезд рассчитывался как аэроэкспресс, на час-полтора в пути.
В Новгороде первым делом завтракаем в кафе неподалеку от вокзала и предусмотрительно заказываем обратные билеты через Интернет. Потом идем к Кремлю. Находим тут информационный киоск. Андрей хочет попасть на Рюриково городище, мне же по большому счету все равно. Выясняем расписание до городища, автобус ходит три раза в день до близлежащей деревни Спас-Нередицы, где я припоминаю наличие чудной церкви 12 века.
Около Кремля покупаем сувениры. Женщина продает берестяные магнитики собственной работы и говорит, что знает весь город. Нас интересуют старинные палаты, она в растерянности. Вот, говорит, тут пленные немцы строили. Вот старинные церкви (Ярославово дворище, ага), а про древние палаты не знает.
Памятник "1000-летие Руси"
Вокруг обходить не стали, но у меня сохранилась фотография из поездки 2002, сделанная Михаилом Прокудиным (не Горским:) )
Часозвоня
У нас есть несколько часов в запасе, которые мы тратим на осмотр доступных достопримечательностей. Довольно бессистемно гуляем по Кремлю, заходим во Грановитую палату или Владычные палаты 1433 года. Снаружи непримечательное здание оказывается готическим сооружением. Это то, что я искал! Среди экспонатов - всякая религиозная утварь тонкой работы, начиная с 12 века. Даже удивительно, на что были способны мастера в те времена. Не менее удивительно и то, насколько отлажено работал механизм торговли между городами Ганзы в позднем Средневековье. Архитектурный стиль внутри палат наводит, конечно, на мысли об участии не-пленных немцев. Выставлены напоказ и несколько берестяных грамот с процарапанными письменами, которые довольно легко читаются и таким непрофессионалом, как я.
Владыка Евфимий, противник Москвы и сторонник западной ориентации, для усиления своего авторитета предпринимает перестройку епископского Владычного двора в Новгородском детинце (1430-1440-е годы). Из комплекса зданий, включавшего дворцовые постройки, часовую башню, церковь и склады, лучше всего сохранилась Евфимиевая палата (1433 г.). Главное парадное помещение этого здания представляло большую квадратную палату площадью почти 150 кв. м, служившую, очевидно, для заседаний Совета господ. Она перекрыта четырьмя вспарушенными крестовыми сводами с нервюрами, опирающимися на центрально расположенный столб. Конструкция палаты и особенно её интерьер, близкий готическим залам Европы, наглядно запечатлели «западничество» Евфимия. Из летописи известно, что палата строилась мастерами «новгородскими и немецкими из-за моря».
Экспонаты начиная с середины 17 века - в основном оклады икон и Библий. А в Англии уже вот-вот выйдут в свет «Математические начала натуральной философии»…
Осмотрев музей, немного гуляем по территории Кремля, в том числе по раскопам под башнями, куда, скорее всего, входить нельзя, но предупреждающую табличку мы видим довольно поздно.
Магдебургские врата Софийского собора. Изготовлены в середине XII в. Старинное предание считает врата трофеем новгородцев при взятии шведской столицы Сиггуны в 1187 г. На 48 бронзовых пластинах проиллюстрированы библейские сюжеты - сцены сотворения мира, Рождества Христова, распятия и Вознесения. Ручки в виде львиных голов с рукоятками в виде змей в пасти символизируют ад. В пастях видны человеческие головы - это грешники, которых ад поглощает.
Заходим в Софийский собор. Фотосъемка здесь «не благословляется», в скобках - более строго: запрещена. А торговля свечками, путеводителями, картами идет своим чередом. Ссылки на Иисуса, выгнавшего торговцев из храма (и ничего не говорившего о фотографах) бессмысленны: не из православного храма он их выгонял, а из синагоги, конечно же. Роспись стен выглядит весьма современно, лишь один неяркий фрагмент упрятан под стекло.
По мосту через Волхов переходим на Торговую сторону. Начинается дождь, и погулять как следует не получается. Сколько-то времени мы проводим в очередной сувенирной лавке, совмещенной с выставочным залом местных художников. Пара-тройка работ привлекает наше внимание, но цены весьма кусачие.
Под дождем продолжаем путь. Находим симпатичные развалины очередного монастыря, потом ищем перестроенную церковь, где в 1950-е годы устроили жилой дом. Особенно забавно это смотрится со стороны алтарной части, где в апсидах в три неровные этажа прорезаны окна. Рядом же стоит очередная маленькая церковь домонгольского периода в характерном новгородском стиле.
Храм Святого пророка Ильи на Славне. Впервые построен в камне в 1198-1203 гг., вновь возведен на старой основе в 1455 г. при архиепископе Евфимии. После 1950 г. перестроен в жилой дом. Передан Русской православной старообрядческой церкви в 2014 г., в настоящее время находится в состоянии подготовки к реставрации.
Петропавловская церковь.
Теперь возвращаемся обратно, и по дороге за домами видим еще пару куполов. Этого добра тут примерно как в Суздале.
Церковь Филиппа Апостола.
В двух шагах отсюда - Знаменский собор, архитектурно похожий на церковь Ильи Пророка в Ярославле, и как я подозреваю, относящийся к тому же времени.
Собор представляет собой типичный памятник московского зодчества конца XVII в. Для таких памятников характерны мощные формы, двухэтажность, пятиглавие, галереи, крылечки, паперти. В XVII в. строительство в Новгороде ведется в основном артелями из Москвы и Поволжья.
Обойдя его, натыкаемся еще на один образчик новгородского стиля - церковь Спаса Преображения (1374). Здесь к нам приезжает такси, и мы едем на Рюриково городище.
Церковь Спаса Преображения - одна из жемчужин новгородского зодчества. Отличительная её черта - обилие декоративных элементов, заполнивших стены, барабан, апсиду. Впервые применена композиция из трех окон и двух ниш, объединенных пятилопастной бровкой. К ранее применявшимся украшениям добавлены каменные кресты причудливых форм. Церковь является хранительницей уникальных фресок кисти Феофана Грека, единственной в мире сохранившей его монументальную живопись.
Машина довозит нас до развалин моста, вернее, из реки торчат его опоры, с нашей стороны есть довольно свежая грунтовая насыпь, но признаков полотна на самом мосту нет никаких. Далее - только пешком.
Многометровые опоры железнодорожного моста через Волхов были возведены на рубеже XIX-XX веков в рамках строительства железной дороги из города Валдай в Великий Новгород, которую в перспективе планировалось вывести в западные губернии империи. Проект строительства магистрали был "заморожен" в связи с началом первой мировой войны и протестами новгородских краеведов, считавших, что дорога повредит уникальным новгородским памятникам. В советские времена к проекту не возвращались.
Здесь реконструируют какую-то очередную церковь, строительство закрыто забором из гофрированного листа. Небольшой фрагмент археологических раскопок доступен для осмотра, так как забором не огорожен.
Каменная церковь Благовещения была построена на Городище близ Новгорода Великого в 1103 году по заказу новгородского князя Мстислава Великого. В то время Городище стало княжеской резиденцией, что и объясняет появление в некотором удалении от Новгорода огромной каменной церкви на холме.
Этот храм просуществовал два с половиной века, а затем был разрушен и заменен каменной церковью в 1343 году. Этот второй храм, в свою очередь, был несколько раз перестроен и пострадал во время Великой Отечественной войны. Долгое время он стоял в руинах, которые были несколько законсервированы и укреплены. Сейчас готовится реставрация руин и их музеефикация. В связи с этим проводятся масштабные археологические раскопки, рассчитанные на два полевых сезона.
На самом городище есть большой камень в честь 1150-летия установления Российской государственности (монумент 1000-летия России, посвященный той же точке отсчета, куда интереснее как достопримечательность) и стенд со схемой городища. Каких-либо реальных артефактов, хотя бы куска стены, нет. На другом берегу Волхова - одно из красивейших мест, которые я знаю - Юрьев монастырь. Где-то вдалеке виден Кремль. Если считать по прямой, до него наверное километра два.
А чуть поближе - церковь в Спас-Нередицах (1198). Я пытаюсь разузнать, можно ли туда попасть напрямик через луг, не выходя на дорогу, но получаю неуверенный отрицательный ответ. Мы решаем идти по дороге, и выйдя к мосту, не отказываем себе в удовольствии залезть на насыпь.
Однако время поджимает, пора идти на автобус. Вот он кстати, прошел навстречу. Бодрым шагом мы преодолеваем метров 500, намечаем себе точку у поворота на село, где будем ждать «если что». Если что наступает сразу же: автобус выворачивает из Спас-Нередиц и уходит в город. Вот тебе раз! Часы, что ли, у шофера спешат?
Раз так, идем осматривать прилично сохранившуюся церковь. Жаль, что сегодня она закрыта, говорят, внутри сохранились фрагменты старинных фресок.
Если первая княжеская постройка - Софийский собор - была самой крупной, то выстроенная князем Ярославом Владимировичем (имеется в виду сын Владимира Мономаха, а не Ярослав Мудрый) последняя - церковь Спаса на Нередице - самой малой. Уменьшение роли князей, как властителей города, находило отражение и в строительстве. По архитектурному облику церковь Спаса не отличается от скромных купеческих и уличанских построек своего времени. Это небольшой, кубического типа одноглавый храм. Предельно просто оформлены фасады, расчлененные лопатками, что соответствует четырем столпам в интерьере. Фресковая роспись, выполненная в 1199 г. была лучшей в Европе по сохранности домонгольской живописью. Однако в годы войны в результате систематического артобстрела церковь была превращена в руины. От всемирно известной живописи сохранилась едва ли шестая часть. По старым чертежам удалось восстановить облик храма, а спасение живописи продолжается и по сей день.
Через полчаса за нами и парой еще таких же незадачливых туристов приходит такси. На автобусной остановке время отправления автобуса указано на 10 минут раньше, чем в нашей распечатке из информационного центра. Надо было бы им сообщить, только мы туда уже не попали.
Церковь Преображения Господня на Ковалеве поле (1345).
Построена на средства боярина Онцифора Жабы. В её облике отразились поиски новгородских мастеров той эпохи, а также домонгольские традиции. Особенностью храма являются притворы, примыкающие с трех сторон к основному массиву. Южный притвор - усыпальница бояр Жабиных. При раскопках были обнаружены погребения в деревянных долбленых колодах и каменные гробницы. Фресковый ансамбль 1380 г. был утерян в военное время.
В городе обедаем в эклектичном особняке купца Берга. Я беру грибной суп (ничего особенного) и оказавшуюся довольно тяжелой для желудка котлету из медвежатины.
Ц. Иоанна на Опоках (1127).
Тут я позволю себе привести несколько фотографий 2002 года, снятых на старенький "Зенит-Е". Сканирование их даже чуть улучшило :). Они все расположены неподалеку, просто ходить было лень.
Церковь Прокопия (1529)
Ц. Жен-мироносиц (1510)
Николо-Дворищенский собор (1113-36)
Ц. Параскевы Пятницы (1207)
Широким шагом идем к мосту через Волхов. Я говорю, что для осмотра достопримечательностей можно отказываться от обеда. Андрей, в свойственной ему цинично-пофигистичной манере, парирует, что можно и не фотографировать каждый камень: дескать, все церкви одинаковые, стены-окна-крыша.
Памятный знак в честь 10-летия нового Ганзейского союза
Памятник туристке
Панорама Ярославова городища:
Мы обходим Кремль с севера, чтобы осмотреть церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406), которую он не видел, а я, как обычно, согласен осмотреть еще раз. По пути видим здание театра и некоторое время обсуждаем странную уродливость позднесоветской архитектуры. Новая, образцы которой в виде коттеджей попадаются нам через пару минут, вряд ли симпатичнее.
Фото Михаила Прокудина:
А вот и церковь на улице Бредова-Звериная. Эти двойные, а то и тройные названия новгородских улиц - одна из фишек города. Неподалеку расположена церковь Николая Чудотворца Белого, до которой не добирался и я. Здесь теперь центр ремесел, но основной выставочный зал уже закрыт. Есть еще один магазинчик, где мы неторопливо покупаем авторские сувениры.
Еще пара шагов и мы видим здания Зверина монастыря, которые заняты военкоматом. Явно идет прощание с призывниками. На саму территорию монастыря мы не попадаем, и удачного ракурса быстро отыскать не удается.
Время уже, оказывается, поджимает, а до вокзала, оказывается, довольно прилично. Опоздать на «Ласточку» в наши планы не входит, так что после недолгого обсуждения, по какому навигатору идти (мой HERE ведет по улицам, явно игнорируя возможные тропинки во дворах, а Яндекс на Самсунге Андрея то и дело прилично ошибается в определении нашего местоположения), торопимся в сторону вокзала. Под аккомпанемент начавшегося буквально в тот момент, когда мы переходили на платформу, ливня садимся в электричку за 5 минут до её отправления.
Ну и напоследок еще одна фотография Михаила Прокудина из 2002 года. Это грандиозное советское здание администрации