Санкт-Петербург. Музеи метро и электрического транспорта.

Aug 02, 2016 22:06

На следующий день на конференции я честно просидел половину утренней сессии, дождавшись доклада нашей команды. Во время кофе-брейка я решил, что дальше задерживаться бессмысленно, и продолжил культурную программу. Сегодня я гуляю по острову Декабристов и Васильевскому, тому, что "прекрасен, как жаба в манжетах", если верить группе "Сплин", спевшей песню на стихи Саши Черного.


К стыду моему, я до сих пор не был в Московском музее метрополитена, что на станции Спортивная, а вот в предыдущий приезд в Петербург доезжал до станции Приморская и доходил до дверей здешнего музея. Но не попал: по воскресеньям он закрыт. И вообще, часы посещения строго регламентированы, о чем не очень доходчиво информирует сайт музея. Можно прийти к обозначенному времени, купить билет и попасть на экспозицию с экскурсоводом.





Музей метро, надо сказать, не произвел на меня большого впечатления. Экскурсовод, сверяясь с планшетом, что совершенно неспортивно, о чем-то рассказывает, но большинство фактов метрофанаты знают и так, хотя бы из Энциклопедии нашего транспорта.
Нас встречает стилизованный поезд метро, состоящий из вагонов разных типов, которые нельзя сцепить в реальности, словно стоящий у платформы станции. Схема линии на путевой стене - из старых времен, но почему-то мне кажется, что я такой стиль оформления помню.


Затем мы как будто спускаемся под землю на глубину, где залегают кембрийские голубые глины. Именно в этих водонепроницаемых слоях и построено Петербургское метро. Различные грунты показаны на экране монитора. Интерактив абсолютно не интересен.
Потом следует подробный рассказ об эпохе становления общественного транспорта в Петербурге, обо всех этих прожектах инженеров и купцов, о которых опять же много где написано. Стенды заполнены старыми фотографиями, талмудами отчетов, вырезками из газет той эпохи, когда метро наконец-то было построено.
Следующий зал содержит макет участка Линии 1. Поезд ходит, ждет сигналов светофора, но после Гранд-макета это впечатляет не сильно.


Еще один макет, уже полностью статичный, - подарок из Москвы:


Здесь же - коллекция ламп, касок, моделей вагонов








В углу - фрагмент туннеля. Тут нам рассказывают о контактном рельсе, семафорах, устройствах для экстренного торможения (т.н. автостоп).


Коллекция турникетов разных времен


За ней эскалаторы, ведущие в нижний зал, где представлены копии мозаик.


Ну метрошных мозаик я в свое время наснимал - смотри не хочу!
А вот куски мрамора, применяемые при оформлении станций, меня заинтересовали. Наконец-то я узнал, с какого месторождения пришел красивый мрамор, имеющийся на Римской, Домодедовской, в вестибюлях Марьино - в Москве, и Улице Дыбенко, Новочеркасской - здесь. Это саянский, или Кибик-Кордонский мрамор из Хакасии (образцы 10-13).


Отдельное темное помещение посвящено катастрофам в метрополитене. Нам рассказывают о том, как однажды (точную дату не запомнил, понадеявшись на Интернет, а теперь не могу найти) в тоннель начала поступать горячая вода из лопнувшей трубы водоснабжения города. Дело было в воскресенье утром, пока нашли ответственных из Водоканала, много времени прошло. Южный участок линии 2 пришлось закрыть, пока вода не остынет, потом её откачивали, потом сушили тоннели. Обошлось без жертв.
Про прорыв и размыв ничего не сказали.
В конце концов нам дали время походить по залам самостоятельно, посидеть в кабине поезда. За стеклом опять интерактив, изображающий Линию 1.


Диспетчерский пункт - современный и из прошлого




Напоследок за 3000 р. я купил книжку "Метро Петербурга", выпущенную к 60-летию.


Задал, кстати, вопрос, про самый длинный эскалатор, но ответа не получил. Мадам пообещала выяснить, так что может быть, кто-нибудь после меня спросит.


И под дождем (в эту поездку погода была отвратительная, хотя раньше в Питере мне с погодой всегда везло) я отправился в музей электрического транспорта.
Здесь экскурсия не предусматривалась, и я бродил между троллейбусов и трамваев сам по себе.
ЯТБ-1
Эксплуатировались в Ленинграде с 1936 по 1959 гг.
Троллейбусы марки ЯТБ-1 одни из первых открывали троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах стали визитной карточкой нового вида транспорта того времени. Кроме того, в троллейбусах была предусмотрена строго ограниченная пассажировместимость - не больше 50 человек. До начала 90-х считалось, что все ЯТБ-1 безвозвратно утрачены. Пока в 1996 году на дачном участке под Зеленогорском реставраторы Музея городского электрического транспорта не обнаружили сарай, построенный из деревянного кузова уникального троллейбуса. Спустя долгие годы кропотливой реставрации ЯТБ-1 получил вторую жизнь и стал частью экспозиции музея. Сегодня это единственная такая машина, сохранившаяся в мире.










Здесь тоже есть несколько моделек


«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный»... И хотя у Окуджавы, конечно, про Арбат, но синие троллейбусы трудились и в Питере.
Музейный троллейбус МТБ-82 был выпущен на Тушинском авиастроительном заводе №82 и работал на городских маршрутах до 1967 года. В 2004 году машину, использовавшуюся как дачный сарай, обнаружили энтузиасты, после чего редкая находка была передана в музей. По завершении реставрации «Синий троллейбус» вернулся на улицы города. МТБ-82 проехал по Петербургу в ноябре 2008 года.
МТБ-82 был первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускавшейся в промышленных масштабах. И впервые несущие конструкции кузова стали изготавливать целиком из металла, у довоенных троллейбусов они были деревянными. А на пол МТБ-82 набивали рейки таким образом, чтобы зимой пассажиры могли очистить валенки от снега и защитить их от намокания.


ЗиУ-5. "Моё место - слева, и я должен там сесть..."


Ох, как я любил крутить ручку кассы, глядя как проваливаются куда-то внутрь пятачки и гривенники (у нас проезд стоил 5 коп. на всех видах транспорта, а в Барнауле - трамвай 3 коп, троллейбус - 5, автобус - 6), и отрывать "мешавшие" билетики.




Про мир номер 0 наслышан, а вот троллейбус вижу впервые:


Грузовой трамвай, засветившийся в фильме "Брат".
Вплоть до прекращения грузовых перевозок в 1997 году использовались в основном довоенные вагоны. С начала 90-х годов с закрытием многих предприятий спрос на грузовые трамвайные перевозки стал падать.








Конка


Трамвай современный




Парочка экспонатов, использующих ДВС




Макет первого петербургского трамвая, который ходил по льду Невы.
«Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и К°» проложило по льду замёрзшей реки три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной; в теплое же время года эти направления обслуживал паром. Трамвайные вагоны получали питание от контактой сети, которая крепилась на деревянных столбах. Сами же опоры были вморожены в лед. Ледовый трамвай пользовался большой популярностью и перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров.








Потерял счет модификациям трамваев. ЛМ-33, МС-1...










Решеточки над дверями, которые были по обе стороны салона


Особо длинный экземпляр


ЛМ-68, "Аквариум", прозванный так за практически панорамное остекление, пропускавшее воду в дождь.








Вагоноуважаемый глубокоуважатый










Коллекция касс и компостеров








Такие я видел в Казани


У станции метро Василеостровская стоит памятник конке, органично вписывающийся в мою сегодняшнюю тематику.

Россия, фото-2016, путешествия

Previous post Next post
Up