На своей уже двукратно отцовствующей шкуре ощущаю это давление стереотипов окружающих. И по опыту со старшей дочерью (младшей всё ещё только предстоит) должен сказать, что девочкам здесь куда хуже, так хуже, что порой капец просто. Нет, может, у мальчиков там какой-то свой особенный капец есть, но не верится, что что-то может быть хуже этого.
Стереотипы постоянно всплывают в разговорах, в реакциях людей на самые незначительные слова и действия ребёнка, в интерпретации историй и событий, в предложениях и чтении морали. Капля за каплей в одно и то же место, как китайская пытка, - и я своим «зонтиком», кажется, не справляюсь и с половиной. Эта неизменность, с которой уже пойманные на трансляции стереотипов люди, даже если их попросить так не делать и следить за языком, продолжают своё, - иногда чрезмерна и пробивает даже отращенный мною дзен, несмотря на его толщину.
Это вечное «не женское дело» в ответ на естественный детский интерес. Девочка не должна уметь забить гвоздь или, не дай бог, дрель в руки брать. Вообще, что-то опасное, кроме разве что, кухонного ножа, - не для девочек: им нельзя калечиться и портить свою красоту. По этой же причине им нельзя (для чего их неплохо бы обмотать по кругу подушками) разбивать коленки и носы, залезать выше своего роста (цитата от Настиной бабушки: «девочки не лазают по деревьям») и прыгать оттуда, и всё такое прочее. Ходить по грибы и на рыбалку тоже нельзя, потому что это ж комары покусают, и будет ужас.
Зато девочкам практически обязательно: длинные волосы, крашенные ногти, серьги и кольца (ладно, тут уже просто ролевая модель перед глазами, хотя уши часто в совсем уж несознательном возрасте прокалывают, например, когда ребёнок ещё вообще никакого мнения на сей счёт иметь не может). А потом со всей этой красотой, естественно, многое тоже нельзя. (емнип, кто-то на военной кафедре приводил доводы против девичьих волос, путающихся в ремне АК-74 и попадающих в затвор)
В целом, девочки не должны заниматься делами, которые можно и нужно отдать мальчикам, в том числе: всерьёз чем-то сложным увлекаться (чтобы не морщить преждевременно лоб?), делать грязную или тяжёлую работу, играть в футбол или шахматы, плавать сколько-нибудь вдаль (упаси их боже переплывать водоём), и другое в том же духе. Подразумевается, что девочкам в том не может быть никакого удовольствия, поэтому пусть мальчики как-нибудь сами.
А я когда-то гадал, откуда она берётся, эта выученная беспомощность: искренняя она, или просто женские уловки. Оказывается, мозги начинают промывать вот прям как только ребёнок заговорит.
Сам, допустим, небезгрешен - кое-какие стереотипы («девочка-водитель» - что, по-моему, всё же довольно реальный феномен, - или «ведёт себя не по-мужски») тоже проскакивают. Но глубина раскола на мужской и женский мир удивляет всё равно, причём в той части, где раскол этот внятно не мотивирован вообще ничем, кроме смутного «таков сферический идеал [мужчины|женщины] в вакууме». То есть, если начать задавать вопрос «а почему?» - то ничего по существу обычно не добиться, одно пресловутое «не женское дело».
А мы тут ещё вот хоть с
dimka_vn о какой-то проблеме узкой специализации в образовании рассуждаем: как быть с узкими специалистами, куда нужны широкие универсалы, всё такое. А вот она, сильная специализация с пелёнок, как на ладони, непонятно, кому в таком виде нужная, воспроизводящая ролевые модели позапрошлого примерно века, да ещё и не простонародные, а уже практически дворянские: нацпроект «в каждую семью по княжне».
А потом другие люди вот на этом вот базисе нам будут что-то втолковывать про феминизм. Да ведь даже самые здравые идеи о равенстве, впитанные взрослыми поверх всех этих тараканов, обретают настолько извращённую форму, что хочется это всё развидеть: выходит какой-то тошнотворный суп из идей на густом бульоне комплексов и стереотипов.