Фото 1. Наступила весна. Всё больше внимания уделяется съемкам птиц на току. Глухарь, как наиболее крупный представитель куриных неизменно пользуется повышенным спросом у фотоохотников и уже организуют фототуры для съёмок на току. Вас привезут (или приведут) туда, посадят в специально построенное для этих целей укрытие и фотограф гарантировано увидит и услышит всё, что не увидит обычный горожанин никогда. Это расхаживающий по мягкому мху красавец-мошник, его необычная завораживающая песня, звуки пробуждающегося бора и прилет невзрачных его подруг в темных сумерках. Но ведь то, что видят (и хотят видеть) обычно на глухарином току - это разгар, апогей всего этого значимого события. А начало-то глухариного тока бывает в феврале-марте, когда самые старые самцы поодиночке или ещё в небольшом числе начинают «чертить» крыльями на снегу замысловатые узоры, называемые охотниками и орнитологами - «чертежи».
Это весьма значимое событие в жизни леса и самих глухарей. Правда увидеть «чертежи» можно не обязательно на токовище. Весеннее настроение настигает глухарей в местах кормежек или недалеко от тока, а также сильно зависит от погоды. То есть в снег, дождь, при сильном ветре токового поведения не будет. Кроме того, даже увидев эти следы на снегу не всегда бывает возможно хорошо отснять их, чтобы показать на фото. В идеале нужно попасть на место в солнечный тихий день, и ко всему прочему желательно, чтобы на крепкий наст легла неглубокая пороша. Тогда следы хорошо читаются, их можно внятно отснять и глухари бывают активны. Может поэтому фотографий «чертежей» глухарей в интернете не так много, хоть все и говорят об этом явлении с уверенностью. Впрочем, не следует думать, что это открытие, я видел хорошие снимки в ч/б варианте в книгах. Но сейчас, вполне возможно изменился сам подход к съёмке живой природы, всех больше интересует action или крупноплановые портреты, но мало волнуют детали. А ведь по этим «деталям» и можно понять, что делает птица, когда её не видит человек, и не случайно лучшие следопыты могли с точностью сказать о поведении животного лишь по следам его. А «снежная» книга - самая открытая и простая.
Не буду больше утомлять текстовыми болтологиями и расскажу, что много лет я пытался снять эти пресловутые «чертежи», сначала на пленку, затем на цифру, но попадал на токовище в неудачное время и ни разу не встречал ничего подобного, пока, наконец, не поставил себе цель и ездил на известное место несколько раз, надеясь на удачу. И вот все таки всё сложилось. Наст, неглубокая пороша, конец марта, яркое солнце, несильный (-15С) мороз и отсутствие ветра. Ну, если кому важны только сами глухари, то могу предупредить там их нет. Собственно я делюсь в этом журнале тем, что меня интересует, и надеюсь, что те кто записан в друзья не равнодушны к этому также.
Фото 2. Вот такая картинка предстала передо мной на окраине мохового болота, где я собирался поставить свой скрадок для съёмок. Очень многообещающе выглядит...
Фото 3. Следы глухаря на пороше, которая легла на крепкий наст удивительно четкие. Наст был такой крепкий, что там. где солнце прогревало снег, он держал меня без лыж. Но едва зайдешь в затененное место - проваливаешься по пояс.
Фото 4. А вот и первые чертежи. Глухарь шел справа налево, потоптался в центре и поменял направление.
Фото 5. Здесь птица провела много времени, чертила крыльями, много ходила и даже отдыхала в лунке (справа в середине кадра)
Фото 6. Что-то нашего "чертежника" здесь остановило и он даже попятился и сменил цель, к которой стремился.
Фото 7. "Чертеж" - это следы крыльев по обеим сторонам от следа ног. Здесь крупно.
Фото 8. Здесь видно, что чертежи не всегда бывают такими четкими. Иногда крылья едва касаются снега - получаются так себе черточки.
Фото 9. Глухарь ходил произвольно между низкорослыми сосенками, которые образовали в этом болоте подлесок, сквозь который трудно было просмотреть на далекое расстояние. Это особенность именно этих глухарей. Егерь мне рассказывал, что местные глухари, что избежать попадания под выстрел рано утром слетаю и углубляются в эту густоту частых сосенок, не показываясь на чистинах. В позо-позо-прошлом году я в этом убедился сам, когда просидел там не один день, но ничего не снял.
Фото 10. По следам видно весь путь птицы. Ведь начал его прослеживать после того как он спустился на снег. Здесь он характерно "крутнулся", оставил колбаску помета и вернулся на свой след.
Фото 11. А этот участок болота больше похож на место ристалища. Очень трудно поверить, что это наследила одна птица, думаю их было как минимум две.
Фото 12. Это же место, более широко охвачено. Здесь молодые сосенки не так часты, но глухарей в апреле здесь не встретишь
Фото 13. Классическое место приземления глухаря на снег. Думаю не стоит добавлять в какую сторону он пошел.
Фото 14. Токовые прыжки или подлеты глухарей, когда на снегу остаются такие глубокие бороздки и куски снега, выброшенные при прыжке.
Фото 15. Здесь тоже токовый подлет, но с четким следом крыльев
Фото 16. И опять чертежи
Фото 17. И чертежи с прыжками
Фото 18. Ну и следы кормежки глухаря, правда снятые в другой приезд.
Следует добавить, что хоть эта поездка оставила в моей памяти глубокое и светлое воспоминание, а к вечеру, когда я проехал в обшей сложности 250 км и находился на лыжах весь световой день, настроение мне испортили всё-таки. У самого дома вьехал в мой Форд сзади один умник и до полуночи мы провели в ДПС.
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»