ЗАКУПИЛСЯ ч.7

Aug 21, 2013 14:15

и пока последняя.



Суджич Д. Язык вещей. М, 2013.

Книга, изданная своеобразной «хипстерской Лаврой» - знаменитым московским институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Почему я сравнил «Стрелку» с монастырем, об этом стоит сказать отдельно.

Всего в поездке в Москву и Питер я посетил три таких «свободных пространства», специально организованных в качестве концентрированного рассадника современной городской культуры представляющей из себя кластеризированное «открытое общество» в котором есть бесплатный вайфай и можно ходить по газонам. Открытые лекции, настольные игры, экологические бары с ресторанами, галереи, инсталляции, артЪобъекты, книжные магазины и библиотеки прилагаются. Тем, кто бывал в обычном православном монастыре, куда можно приехать со всей семьей утром, отстоять службу, прослушав проповедь, потом пообедать в монастырской трапезной, купить себе чего-нибудь тематического в монастырской лавке - от фенечек до богословского труда, сдать ребенка на творческое занятие и просто посидеть на скамеечке, среди ухоженного цветника или даже на том же самом газоне, и все это с погружением в некую особую атмосферу, подчеркнутую дресскодом и ограниченную периметром монастырских стен, наконец, с наличием поддерживающих это все специальных людей, так вот тем, кому знакомо такое времяпрепровождение монастырь сразу же приходит на ум при посещении московских «Стрелки» и «Винзавода» и питерской «Новой Голландии». Все три книжки этого обзора, во многом, об этой новой религии, пришедшей, как мне кажется, на смену подрастерявшего былую актуальность «Нью эйдж».

Я так понимаю что у нас в Киеве, в Арсенале тоже организовали нечто подобное, и если «Стрелка» целит в символически расположенный через мост храм Христа Спасителя (так ведь безопасней чем сразу в колокольную Ивана Великого), то и у нас «Арсенал», с одной стороны, попирает сброшенный в тартар образ залитого кровью восставших рабочих революционного оборонного предприятия, а с другой стороны, пытается стоять вровень с лаврской колокольней, откуда, как известно, все люди кажутся такими маленькими-маленькими, как міші… На этом фоне наш добрый Кирилл Сергеевич, со своим заведением выглядит как пустынник, живущий в саркофаге египетского жреца.

Но вернемся к книге. Вообще для археолога книга с таким названием это уже само по себе соблазн. Ведь что такое археология как не язык вещей? Особенно если мы трактуем ее как первые марксистские археологи Ленинграда - как «историю материальной культуры». Эта книга, судя по беглому осмотру и есть история материальной культуры современности, при чем не с технической, а именно с антропологической точки зрения. Книга о месте материальной культуры в культуре современного общества вообще, общества ключевой характеристикой которого стало «потребление», причем потребление в первую очередь той самой материальной культуры. А это значит, что со времен первобытности и ранних цивилизаций материальная культура не говорила так много о культуре вообще, как это мы видим сегодня.

Автор книги Деян Суджич директор лондонского музея дизайна уже при беглом взгляде на введении кольнул меня в самое сердце чистой павичевщиной, сравнивая между собой современную церковную архитектуру хорватов и сербов в контексте Югославской войны…

Вирно П. Грамматика множества. К анализу форм современной жизни. М, 2013.

Следом идут два питерских, новоголландских приобретения. Согласитесь, трудно антропологу устоять перед компактной книжечкой обещающей анализ форм современной жизни. Судя по аннотации, автор выводит эти формы из «постфордистского» типа производства, следовательно, итальянский марксисит, что уже не плохо и гарантирует хотя бы от полной произвольности и ахинеи без привязки к понятной мне реальности. Разбросанные в содержании упоминания Гоббса со Спинозой, капитализма, Аристотеля и биополитики убеждают в оправданности первого впечатления. Посмотрим, насколько оно оправдается.

Насколько я понимаю автор полагает что постфордистское производство привел к тому, что вместо гомогенных классов прежних времен мы получили неопределенный набор «множеств», своего рода субкультур, что само по себе не ново, я даже недавно писал об этом применительно к ужасно модернистской маляве «девочек» (кстати «девочки» активно просятся на роль икон этого нового квазирелигиозного стиля. Такие трафаретные иконы с женщиной похожей на Богородицу в «терорке» на голове прямо при мне наводили на пролете лестницы ведущей к «Стрелке») .

Посмотрим, насколько убедительно Вирно нам это презентует.

Брукс Д. Бобо в раю: откуда берется новая элита. М, 2013.

После новых вещей и новых форм социальности как было пройти мимо новой элиты? Тем более что о книге Брукса мне буквально незадолго до поездки в Питер попадалось что-то в интернетах, уже не вспомню что. Книга эта действительно довольно широко известная.

Бобо это не прозвище одного нашего доброго друга, а сокращения от боуржуис & богемианс. Именно это ранее неведомое сочетание основных характеризующих черт отличает по Бруксу новую элиту от старой. Как следует из аннотации у нас эту новую элиту принято называть креаклами (от «креативный класс») или хипстерами. Правда предыдущий автор уверяет нас ,что никаких классов больше не существует, но вот мы и посмотрим чье кунфу моложее.

А поскольку этот самый креативный класс у нас тут, вернее, конечно же, у них там, чуть ли не за гегемона то уместно будет завершить этот обзор еще одним лирическим отступлением.

Я за московские выборы. Вот что я вам скажу - как я и подозревал, все выборы идут исключительно в интернетах. Поверьте мне, у ж я то знаю как выглядит город в котором идут выборы, и город в котором они не идут. Никаких следов наглядной агитации ни одной из сторон! За два дня интенсивного шатания по центру Москвы не встретил ни одного куба! Никаких разговоров на эту тему в общественном транспорте, в очереди в музей, в ресторане или в метро. Властям такая ситуация естественно выгодна, и сразу видно, что в политбюро не идиоты сидят, и нагнетать за свои деньги предвыборную ажиотацию которая будет работать на мобилизацию протестного электората дурных там нема. Это не наши власти, которые наглядной агитацией как в старые добрые времена не дают никому забыть о своем существовании с тем же печальным для них конечным итогом. Может они, конечно пока еще в стадии «долго запрягают», но для Навального, если он и в самом деле никакой не проект всех сразу, такая пасторальная агитационная тишина смерти подобна. Так ему и передайте!

книги, антропология, марксизм

Previous post Next post
Up