ЗАКУПИЛСЯ ч.6

Aug 19, 2013 11:43



Предпоследний, археологический блок.

Фурасьев А.Г. Эпоха меровингов: орлы Рима и вороны Вотана. СПб, 2007.

Эта небольшая книжка, или даже скорее брошюра, из эрмитажной серии «in brevi» т.е. «вкратце» выпушена по итогам одноименной выставки. Большой каталог этой выставки, на которой были представлены далеко не только собственно меровингские вещи, в Одессе есть у Кирилла Липатова, так что я решил ограничиться этим небольшим изданием с великолепными фотографиями наиболее ярких находок. В какой-то степени можно сказать, что эта книжка - наглядная археологическая иллюстрация к монографии Кардини, тем более что Фурасьев и прямо цитирует итальянца (классический пример того самого междисциплинарного прорыва о котором я написал в отклике на Кардини).

Эпоха, получившая название от первой королевской династии франков стала настоящим фундаментом для всей последующей этнополитической истории Европы. Имперские институты, относительно благополучно пережившие т.н. «падение Римское империи», доживали на Западе свой век и полностью выхолащивались. Так же как постепенно растворялся в массе местного населения германский фольк-полк «народ-войско». Уходили со сцены герои предшествующей эпохи - эпохи Великого переселения - готы, вандалы, бургунды, аланы, гунны. Взяли паузу скандинавы, активные участники всех значительных баталий позднеримской и переселенческой эпох, через несколько веков их потомки снова вернутся на континент от Ирландии до Константинополя, и от Атлантики до Каспия. Но «свято место» не пустовало, новыми героями эпохи становились франки, лангобарды, славяне, авары и арабы.

«Орнитологический» подзаголовок намекает на один из самых популярных орнаментальных мотивов той эпохи - изображение хищной птицы или одной только ее головы. Степень стилизации не позволяет с точностью идентифицировать птицу, что оставляет поле для интерпретаций. Этот мотив не случайно выбран в качестве подзаголовка, поскольку меровингской римско-германский культурный синтез после падения Империи на Западе вышел на финишную прямую, достиг кульминации и на выходе породил западноевропейское средневековье.

Галанина Л.К. Скифские древности Северного Кавказа в собрании Эрмитажа. Келермесские курганы. СПб, 2006.

Еще одно эрмитажное приобретение, на этот раз более развернутое, из серии «Коллекции Эрмитажа». Как указано в аннотации книга предназначена для широкого круга читателей» т.е. издание скорее научно-популярное чем специальное. Но я вам скажу, что лучше пользоваться качественным современным научпопом чем устаревшей специальной литературой. Тем более, что в скифской археологии я конечно же принадлежу именно к широкому, а никак не к узкому кругу читателей.

В прошлом году на факультете меня нагрузили спецкурсом «Ранний Железный век» для студентов-заочников и пришлось в спешном порядке обновлять соответствующие файлы. Книга Галаниной как раз ложится в эту масть.

Слово Келермесс знакомо любому кто имеет хотя бы самое общее представление о скифской археологии. Керелрмесские курганы это памятник в Прикубанье иллюстрирующий собой А) походы Скифов на Ближний Восток и существование к северу от Кавказа «страны (И/А)шкуза» и Б) описанный Геродотом обряд погребения скифский царей. Кстати об Ишкузе - говорят, что наши евреи «ашкенази» это по ихнему как-бы «скифы». Более продвинуты пользователи знают, что в Келермессе найдено знаменитое зеркало с мифологическими сюжетами на покрытой электром оборотной стороне (оно на обложке). Вот, пожалуй, и все.

Как это часто бывает со многими нашими «эталонными памятниками», в первую очередь теми, что были исследованы еще до революции (но, к сожалению, не только) полноценная публикация этих комплексов до недавнего времени попросту отсутствовала. Та же Галанина издала «Келермесские курганы. «Царские погребения» раннескифской эпохи» только в 1997-м году, при том, что первые из них были раскопаны в 1904-м году.

Книга дает представление обо всех основных находках сделанных сначала аферистом инженером Шульцем, потом видным русским археологом Веселовским, а потом и эрмитажной экспедицией во главе с Галаниной, которая за этими двумя господами докапывала недокопанное. В ней содержится практически детективный очерк истории изучения памятника и небольшой, но очень информативный исторический раздел. Так что для таких профанов, как я - книжка в самый раз!

Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. СПб, 2012.

Самая большая, тяжелая и красивая книга, привезенная из этой поездки. Великолепный альбом, разглядывать который будет интересно даже человеку весьма далекому от археологии. Пожалуй, за исключением пекторали из Толстой могилы, здесь собрано все наиболее интересное скифское золото. Эта книга - поистине «царский подарок» моего друга археолога-эрмитажника Сережи Воронятова.

Текстовая часть книги - несколько очерков об истории скифов, истории изучения памятников, материалы которых попали в эрмитажную коллекцию и месте золота в скифской культуре и искусстве. Как и в предыдущем случае, очерки эти скорее научно-популярные, но как я уже говорил, по скифской проблематике для меня это именно то, что нужно.

Автор этих очерков - видный питерский скифолог Алексеев, сменивший в 1984-м Галанину у руля Келермесской экспедиции, автор «Хронографии Европейской Скифии» (изданной тем же Эрмитажем в 2003-м, по мотивам его одноименной докторской диссертации 1996-го). Работа эта, помимо решения массы частных вопросов и общей систематизации скифской истории и культуры, оригинальной попытки персональной идентификации с известными по письменным источниками династами царских курганов 5 - 4 вв., содержит в себе одну революционную гипотезу. Суть ее состоит в том, что архаическая Скифия 7 - 6 вв. и классическая Скифия 5 - 4 вв. это две большие разницы. Между ними существует очень четкий хиатус, разрыв, который автор склонен объяснять новой миграционной волной с Востока, из глубин Центральной Азии, результаты которой отразились и в геродотовых пассажах, и в знаменитых «Царских» курганах Поднепровья и Крыма. После ознакомления с этой гипотезой мне пришло в голову, что и ключевой сюжет скифской истории - вторжение Дария - который на самом деле вызывает массу вопросов (начиная от - «зачем вообще персы атаковали такую далекую стану?», до - «а где же трофеи?»), имел место не в Северном Причерноморье, а на родине новых пришельцев - в Центральной Азии, и затем уже был перенесен ими на местную географию. Мысль конечно совершенно еретическая, и из специалистов я ею ни с кем не делился, но вот «покопать» в этом направлении было бы, несомненно, интересно.

Возвращаясь к самой книге, скажу, что пытаться описать впечатление от потрясающего качества фотографий скифских шедевров - все равно что напевать Карузо по телефону. И тем не менее…Каждая вещь дана с пространным комментарием, ракурсов каждого предмета дано ровно столько сколько нужно, знаменитый гребень из Солохи с батальной сценой дан аж в десяти фотографиях. Скажу вам, что классические, известные нам всем с детства вещи, вроде того же золотого гребня, воспринимаются совершенно по новому. Пожалуй, полноценное представление обо всем многообразии скифского звериного стиля я сформировал только после просмотра «Сокровищ скифских царей».

Могильники черняховской культуры. М, 1988.

Давно искал эту книгу. Не мог найти ни в бумажном варианте не в отцифрованном, а в «Академкниге» на Васильевском острове - нашел. Предыдущий аналогичный сборник, вышедший десятью годами ранее, когда-то подарила моя наставница и друг Яна Морозова, в пору моих первых студенческих шагов в археологии римского времени. В предыдущем книжном обзоре я уже писал о качестве публикаций за столетие изучения культуры, так что тут повторяться не буду.

Если коротко, то в этом сборнике для меня выделяются две публикации - Никитиной большого буковинского могильника Оселивка и Сымоновичем (посмертно) придунайского могильника Фурмановка. Последний, это памятник, с которым я работал еще при написании курсовых, дипломных и студенческих докладов, работал с коллекцией в фондах ОАМ, перерисовывал металл из этого могильника, который сумел там отыскать. Раньше у меня был только плохонький ксерокс этой статьи. Что касается Оселивки, то, помимо прочего этот памятник известен очень редким для черняховской культуры воинским погребением. Это кремация по пшеворскому (вандальскому) обряду, с согнутым копьем, обломками щита (целые и фрагментированные железные детали - рукоять, умбон, обивка края), и свернутым в спираль длинным мечем - спатой.

книги, археология, 6 в., 7 в., германцы, скифы

Previous post Next post
Up