Самое изумительное, что мы видели Италии, - это, конечно, Венеция. Чудо света и воды. Раньше я представляла Венецию такой, что без лодки там никуда. Она, конечно, действительно в воде. Но без лодки там вполне можно обходиться - через каналы перекинуты мосты и по самой туристической части острова можно гулять пешком.
Мост Вздохов построен Антонио Конти в 1602 году и украшен в барочном стиле. Мост соединяет здание Дворца дожей, в котором располагался зал суда, и здание тюрьмы. «Вздохи», от которых берет название этот мост - это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию. Но, учитывая то, что с моста Венеции почти не видно, историки, скорее, связывают их вздохи с последним выражением свободы: осужденные в зале суда Дворца Дожей из тюрьмы не возвращались. Материалом для строительства моста послужил белый известняк. Стены моста украшают пилястры. Два маленьких окна закрывают решетки, изготовленные из мрамора. В центральной части между фигурами львов автор расположил фигуру Правосудия. Романтическая легенда говорит о том, что влюбленные, которые проплывут на гондоле под мостом и в лучах заходящего солнца обменяются поцелуем, будут любить друг друга вечно.
Такой нам открылась площадь Сан Марко с одноименным собором и Дворцом дожей. Вид с остановки вапоретто (речной трамвай) "Арсенал", недалеко от которой мы поселились.
Первая вечерняя прогулка по Венеции.
Кампанила Собора Святого Марка в наш первый вечер выглядела как башня волшебника. В свои 99 метров самая высокая в городе, исполняла функции колокольни, сторожевой башни, маяка и места публичных унижений (до XIV века с нее в клетках свешивали священников, замеченных в содомском грехе). Нынешние формы башня приобрела в 1514 году, когда после очередного удара молнии ее заново возвели на личные средства адмирала Гримани: после неудачной морской операции он хотел застраховаться от ареста и поправить репутацию. Панорамой с кампанилы любовались Галилей (в 1610 году он демонстрировал здесь свое изобретение, телескоп) и Гете, который отсюда впервые увидел море. Иностранцам разрешалось подниматься только в прилив, когда они не могли видеть систему мелей и каналов между ними в лагуне.
14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне она дала трещину, поэтому даже оркестрам на пьяцце запретили играть, и все, затаив дыхание, ждали конца. Башня превратилась в груду пыли так деликатно, что собор остался невредим и погиб только неосторожный кот; архангел Гавриил с вершины приземлился на ступенях базилики. Восстановление заняло 9 лет; Лоджетту собрали по кускам. 25 апреля 1912 года кампанила была открыта. На банкете по случаю открытия кампанилы шестеро гостей надели белые сорочки, которые в роковой день 1902 года сушила жена хранителя башни.
Нашли хороший ресторан, где официантка, с которой мы изъяснялись на английском, внезапно по-русски извинилась перед нами за маты, которые мы должны были услышать с кухни. Мы их не слышали.
В Венеции мы тоже снимали квартиру. В таком незатейливом доме. Именно в таких домах и живут сами венецианцы. Хозяин квартиры Роми послал встречать нас свою подругу Камелию. Она опоздала на встречу минут на 30-40 - за это время мы чуть не ушли с другой девушкой, которая встречала англичан или американцев и спутала нас с ними. Сама Камелия, бойкая невысокая девушка с хвостом-пальмой сначала долго не могла спросить по-английски, откуда мы:
- Russia? Русские что ли? Так что же вы сразу не сказали! А я иду и пытаюсь по-английски говорить. Я же русская! Ну, как русская. Из Молдавии. Но долго жила в России.
Когда мы подарили Камелии открытку с белыми медведями, она спросила:
- А у вас в Новосибирске зимой тоже -50?
Оказалось, что она жила в Салехарде.
Во дворе нашего дома в Венеции.
Но если смотреть на Венецию с Гран Канала, то она совсем другая. Венецианцы называют канал - «Канал-дворец», так как на его берегах стоят более 100 дворцов. По своей форме канал напоминает латинскую букву S. Это главный канал Венеции, его длина - 380 метров, а ширина - от 30 до 70 м. Канал не является искусственным, это естественный проток между венецианскими островами, его глубина 5 м. Сама Венеция расположена на материке и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря.
Знаменитые гондолы.
Мост Риальто был первым мостом через Большой канал и назывался понте-делла-Монета (предположительно из-за близости монетного двора) - его построили в 1181 году. Из-за развития рынка Риальто мост пришлось переделать в 1255 году и переименовать. Мост стал деревянным и разводным. В начале XV века вдоль моста образовались лавки, места для которых были по цене арендной платы, достаточной для поддержания моста в хорошем состоянии. Но в 1444 году мост все же рухнул под тяжестью толпы, его восстановили, и он снова рухнул в 1524 году. После чего встал вопрос о строительстве каменного моста. Проекты рассматривали несколько десятилетий. Пока не выбрали проект Антонио да Понте, очень похожий на рухнувший деревянный мост, и не построили его к 1591 году.
Вдоль Гран Канала можно фотографировать все здания - и все они будут хороши.
Не успевала ориентироваться, что за красоту мы видим. Так много ее в Венеции.
Это очень удивительно - дома, растущие из воды. Я надеюсь, прекрасная Венеция никогда не утонет, как ей обещают.
В Венеции есть своя падающая башня.
Фрагмент площади Сан Марко, где в ресторанах по вечерам играют классику разные квартеты и оркестры.
Базилику Сан Марко ремонтируют. Фрагмент самого Собора.
Дворец до́жей - символ Венецианской республики. Великий памятник итальянской готической архитектуры. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между предположительно архитектором Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики.
Дворцей дожей подходит к моему белому свадебному платью, которое я привезла с собой в рюкзаке. Да, мы путешествовали по Италии с двумя маленькими рюкзаками, и это оказалось очень удобно.
Арсенал, где располагались верфи и литейное производство. Примечательно, что пеньку для строительства венецианских судов поставляли с реки Дон. В XVI веке 16 000 рабочих трудились в литейных цехах занимавших тогда свыше 25 гектаров верфи и во внешней гавани, где изготавливались весла, мачты и суда. Рабочие верфи трудились практически круглые сутки, получая за это небольшую плату и неплохой соцпакет, включавший медицинское обслуживание и вино. Сейчас небольшая часть из 46 гектаров отведена под выставки, остальное пространство - на реконструкции.
Во время нашей поездки проходило венецианское архитектурное биеннале, куратором которого в этом году был сам Рем Колхас.
Мы, конечно, сходили на биеннале. Впечатлились экспозициями, посвященными Италии, до русского павильона мы не успели дойти. Мне больше всего понравился павильон ОАО, а подписчикам моего Инстаграма - розовый чилийский интерьер с семью слонами на счастье.
Я большой поклонник испанского архтитектора
Сантьяго Калатравы, который сделал в Венеции Мост Контитуции. Сами венецианцы мост не любят - критиковали, что его современная архитектура плохо вписывалась в венецианский ансамбль, а также за то, что по нему не могут передвигаться инвалиды. Последняя критика была удалена путем пристройки специального лифта для инвалидов.
Критика и протесты, которые превратились в целую серию митингов против моста, привели к тому, что мост при открытии не сопровождался официальными церемониями.
Остров Мурано сделал карьеру в XIII веке, когда из страха перед пожарами сюда были выселены все венецианские стеклодувы. Они пользовались огромными привилегиями, включая и право сделать детей с аристократкой и вписать их в Золотую книгу, и могли рассчитывать на снисхождение суда, какое бы преступление ни совершили. Напротив, стеклодув, покинувший остров, считался предателем и мог быть убит по приказу Совета десяти. На Мурано умели делать вещи, до XVIII века (пока в конкуренции не победила Богемия) недоступные никому в Европе, - прежде всего зеркала и очки. В эпоху Возрождения, когда стало модно быть ближе к природе, аристократы построили себе дачи на Мурано, и здесь, как где-нибудь в Малаховке, расцвела летняя интеллектуальная жизнь с беседами о философии, искусстве и астрологии.
На острове Мурано всюду торгуют муранским стеклом - всеми видами украшений, елочными игрушками, люстрами, а на городских улицах встречаются стеклянные достопримечательности.
В Венеции ведут торговлю овощами с лодок. Также мы заметили лодки-мусорщики - те, что утром вывозят мусор из городских баков.
Если Мурано славился стеклом, то Бурано - кружевами. Говорят, что сейчас все продающееся здесь кружево - тайваньское. Также как и в Венеции, здесь есть каналы, а домики выкрашивались в разные цвета, чтобы рыбаки из моря видели свои дома.
На многих домах Бурано встречаются такие композиции.
А кто-то из жителей завел себе Белоснежку и 7 гномов.
Квинтессенция разноцветности Бурано.
Чтобы отдохнуть от переездов и искупаться в Адриатическом море, мы поехали немного пожить в Лидо-Ди-Езоло, город в регионе Венето (40 минут от Венеции на вапоретто и еще около часа на автобусе до отеля). Там всюду росли сосны, был хороший пляж, но с погодой повезло не очень - так что я не искупалась, но все равно была очень счастлива.